Можно по-разному относиться к Советскому Союзу, но нельзя не согласиться с тем, что, спустя века, 26 декабря 1991 года для поколений потомков будет стоять в одном ряду с 4-м сентября 476 года. Разница лишь в том, что почти 1,5 тысячи лет назад уже не очень древние римляне не слишком-то заметили падение своей империи.
Так что сегодня мы со всей ответственностью можем сказать, что латиняне свою страну целенаправленно не разваливали. Будут ли столь же снисходительны к нам уже наши потомки? Вопрос открытый. Тем более, что от римлян хотя бы мраморные колонны остались. А от советской эпохи нашими темпами скоро не останется и гвоздей. Одним из мрачных пророчеств тому – судьба уникальных советских кораблей.
1. ССВ-33 «Урал»
Корабль разведки для защиты от США.
Больше этого корабля в составе флота был только авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов». Строить ССВ-33 «Урал» начали в 1981 году. Корабль с атомным движителем предназначался для ведения радиолокационной разведки преимущественно на Тихом океане. В первую очередь «Урал» должен был отслеживать пуски американских ракет. Увы, строительство ССВ-33 пришлось на не самое простое время для страны. С каждым годом появлялось всё больше сложностей, из-за чего работы по проекту 1941 систематически затягивались. В эксплуатацию судно пошло в 1989 году, став в итоге единственным кораблём разведки из проекта «Титан».
В 1990 и 1991 году на борту судна совершенно случайно, но неожиданно «удачно» произошло подряд два пожара. На ремонт денег в условиях «торжества демократии» и построения «капитализма с человеческим лицом» почему-то не нашлось. В 2001 году «Урал» был выведен из состава флота России и, помахав ручкой ядерному щиту необъятной Родины, отправился на утилизацию. Резали ССВ-33 аж до 2019 года.
2. БДК «Носорог»
Огромный десантный корабль.
В 1973 году в Калининграде началось строительство первого большого десантного корабля «Носорог». За откидным лацпортом этих транспортных судов скрывался танковый трюм длиной в 54 и шириной в 12 метров. При отсутствии на борту «Носорога» других плавсредств можно было «напихать» в транспортник до 50 плавающих танков ПТ-76, до 80 бронетранспортёров и боевых машин пехоты или до 120 автомобилей (грузовиков). При этом «Носорог» мог нести еще до 500 человек десанта, которых можно было параллельно разместить в нескольких кубриках и офицерских каютах. Вишенкой на торте была возможность превратить БДК в посадочную площадку для четырёх вертолётов Ка-29, каждый из которых мог перевозить на сушу по 16 десантников. В 1977 году на воду спустили первый БДК проекта 1174 – «Иван Рогов». В 1982 и 1988 годах к нему присоединились «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко».
Что было после? Правильно – Советский Союз «самоустранился». И так вокруг новой России теперь были лишь «люди с хорошими лицами», а не по меньшей мере IV сотни военных баз крупнейшего военно-политического альянса… И БДК «Носорог» оказались стране ни к чему. В 2004 и 2006 году на металл порезали «Рогова» и «Москаленко». «Николаева» вроде бы пытались спасти, отправив в резерв, но в 2016 году был объявлен тендер на утилизацию и этого БДК.
3. ТАКРы «Минск», «Баку», «Новороссийск» и «Киев»
Вся серия закончила плохо.
Строить собственные авианосцы Советский Союз не хотел. Споры о том, почему именно, не утихают по сей день. При этом профильные авианесущие суда в советском флоте всё-таки были, пускай. Сравнивать их с американскими авианосцами всё-таки не стоит, ибо тяжелые авианесущие крейсера – это всё-таки корабли другого класса. По сути ТАКР проекта 1143 «Кречет» — это многоцелевые тяжелые корабли, сочетающие в себе возможности авианосца и ракетного крейсера. Позиционировались они в первую очередь не как плавучие аэродромы, способные действовать вдали от родных берегов, а как мобильные и многофункциональные защитники собственной береговой линии. Строили «Кречеты» с 1970 по 1987 год. Сборкой кораблей занимался ЧСЗ в Николаеве. Первенцем проекта стал ТАКР «Киев». Затем было построено ещё три. Все получили названия в честь советских городов: «Минск», «Баку», «Новороссийск». Позднее были заложены «Тбилиси», «Рига» и «Ульяновск».
После 1991 года два последних канули в лету так и оставшись на чертёжной доске. ТАКР «Минск» продали на металл в 1995 году, после чего в 2016 его купили китайцы, превратив в развлекательный центр. Следом отправился и «Новороссийск». В 1997 году красу и гордость советского флота разобрали на иголки в Южной Корее. «Баку» продали в Индию в 1994 году и сегодня он служит под названием «Викрамадитья». Наконец, «Киев» продали Китаю, который в 2000 году превратил ТАКР в судно-музей.
4. ККС «Березина»
Это был уникальный корабль.
Единственный в своем роде корабль проекта 1833 «Пегас», построенный в Советском Союзе в 1975 году. Судно с интересной историей, сложной судьбой и печальной участью. Для своего времени корабль комплексного снабжения «Березина» стал важным опытом для советской судостроительной промышленности. До 1973 года ничего подобного отечественные корабелы не строили. В момент времени «Березина» предлагала советскому флоту по истине уникальный набор функций и невиданную до этого степень автоматизации в деле снабжения военных судов. Справедливости ради у «Березины» некоторое количество технических недостатков. Первый блин как это часто бывает вышел комом. Но несмотря на всё это, судно служило в составе Черноморского флота вплоть до 2002 года. Строили его, кстати, во всё том же Николаеве на ССЗ 61 коммунара.
В 1991 году ККС хотели перевести в состав Северного флота, но на это не нашлось денег. Зато в 1996 году деньги нашлись на переквалификацию «Березины» из ККС в МТВ (морской транспорт вооружения). В ходе переквалификации судно демилитаризовали и де-факто сделали гражданским. А в 2002 году с единственного «Пегаса» спустили флаг в связи с исключением из состава флота. Развивать советский опыт в сфере морского снабжения флота на руинах советской промышленности не было никаких возможностей, а потому потомками было принято единственно верное (и строго эффективное) организаторское решение – продать «Березину» на гвозди в Турцию. Последний приют корабль обрёл в городе Алиага в 2002 году.
5. ТАРКРы «Фрунзе» и «Киров»
Осталось всего два таких.
В 1973 году в Советском Союзе началось строительство новейших многоцелевых ракетных крейсеров на атомной тяге. Реализацией проекта занимался ленинградский Балтийский завод. Что интересно, в НАТО советские корабли проекта 1144 «Орлан» получили обозначение «линейных крейсеров» в связи огромными габаритами и представительной тяжестью представленного вооружения. Каждый корабль этого проекта был способен поражать как воздушные, так и морские цели. Для поражения надводных целей использовались противокорабельные крылатые ракеты П-700 «Гранит». В 1970-е годы предполагалось, что будет построено минимум 7 судов этого проекта. В 1980 году в строй заступил первенец в лице ТАРКР «Киров». В 1984 году на воду спустили второй – «Фрунзе». В 1983 был построен третий крейсер – «Калинин» (в дальнейшем «Адмирал Нахимов»), а в 1986 четвертый – «Куйбышев» (в дальнейшем «Пётр Великий). Заложенный в 1989 году крейсер в итоге так и не достроили. Еще два остались на чертёжной доске.
Какова же оказалась судьба построенной четвёрки? «Киров» не выходил в море с 1991, после чего был порезан на металл в 2019. «Фрунзе» торчал на причале с середины 1990-х, после чего превратился в кружки и гвозди в 2021. В итоге, в строю остаются только «Нахимов» и «Пётр».
Последние комментарии
путинцы сильны ослаблять страну