К 1942-му ситуация со снабжением окруженного Ленинграда подходила к критической отметке. Одной из главных проблем стал дефицит горючего. Для спасения города СССР дерзнул построить подводный трубопровод через Ладогу.
Проект, у которого не было аналогов в мире, был реализован на дне озера в рекордно сжатые сроки. И это при том, что работать приходилось в двух километрах от передовой, пережидая шквальные обстрелы и бомбардировки. Как же удалось избежать обнаружения стратегического объекта с воздуха?
Катастрофическая ситуация
Водолаз за работой.
Блокада запомнилась стране не только страшным дефицитом продовольствия и сырья. Враг знал, что очень важно лишить тот участок фронта горючего, крайне необходимого Ленинграду. Осенью 1941-го на бьющемся в окружении Ленинградском фронте определилась катастрофическая ситуация с поставками топлива. В нем нуждались все, включая пожарных, обслуживающую гражданскую сферу технику. Простаивал грузовой автотранспорт, в какой-то момент стало нечем заправлять и фронт. И какой толк от танков и Катюш, если они встали мертвым грузом.
В связи с этим на потребление ввели жесточайшие лимиты. Доставлять горючее получалось только одним способом — в железных бочках по Ладожскому озеру. Но немцы времени зря не теряли, устраивая охоту за баржами с воздуха. Ближе к зиме практически все оказались потоплены. Дорога жизни по замерзшей воде помогала только отчасти. Время шло, и было ясно, что как только лед растает, снабжение полностью оборвется. Проблема требовала принципиально нового решения, а главное – срочного. И такое предложение поступило от военного инженера Нины Соколовой, которая известна, как первая в Советском Союзе водолаз-глубоководник в женском обличии. До Великой Отечественной она участвовала в строительстве причалов в морских портах, а уже через 3 месяца после начала войны занималась спасательными работами на Ладоге. В общей сложности Соколова провела под водой около месяца.
Дерзкий проект
Нина Соколова.
Сразу же после первой блокадной зимы поступил неимоверный в своей дерзости приказ: проложить по дну Ладожского озера трубопровод. На укладку сложных путей длиной в 29 километров, 21 из которых должен был проходить под водой на глубине до 13 метров, было отведено всего 50 дней. Эта задача выглядела максимально невозможной. На тот момент никто и нигде в мире подобные подводные трубопроводы не прокладывал. И это без учета того, что работы должны были проходить в условиях постоянной угрозы авианалета. Но даже это не все! Для реализации проекта требовался другой предварительный подвиг.
Находящийся под постоянными бомбежками Ижорский завод обязали за 2 недели отгрузить свыше 600 тонн четырехдюймовых и пятидюймовых стальных труб, что превышало привычные объемы производства в разы. Это казалось удивительным, но с возложенными на себя обязательствами сотрудники предприятия справились. Сейчас можно только догадываться, чего им это стоило.
По берегу трубы перевозили грузовики, материал укладывался в траншеи, где сваривался отрезками по 40 метров. Работы велись под маскировкой лесов и под прикрытием нашей авиации. Прокладка труб по суше прошла быстро и относительно легко, а впереди ждала архисложная задача — 21 километр труб по глубокому дну Ладожского озера. Сварку производили секциями по 200 метров, тут же проверяя на герметичность под давлением. Каждая секция привязывалась к барже, которая тащила сцепку в воду. Когда конец трубы доходил до берега, баржу тормозили и к трубе приваривали следующую секцию. И так, пока труба не достигала длины в 1-2 километра. Конструкция держалась на плаву благодаря привязанным к ней бревнам.
Всем миром
Трубы держались на бревнах.
Планировалось, что уже к пятому мая Главнефтесбыт передаст Наркомстрою бензиновые насосы и цистерны общей емкостью 1600 тонн. Для проведения работ тыл Ленинградского флота выделил триста человек личного состава и десяток грузовиков. Была задействована и армия, отвечавшая за связь и прикрывавшая участки строительства с воздуха. Все необходимые грузы доставляли по Октябрьской железной дороге в рамках особого порядка оперативных военных перевозок.
Главный инженер проекта Давид Шинберг писал в своем дневнике о ходе сложнейших работах. Рабочий процесс был развернут сразу в двух точках. Первая группа работала на западном берегу, сопровождая документально трассу бензопровода, вагановский раздаточный пункт и наливную станцию в Борисовой Гриве. Вторая часть специалистов на восточном берегу разрабатывали на ходу чертежи приемных устройств и основных насосных станций, которые решено было рассредоточить. Допускался потенциально возможный выход оборудования из строя после, например, очередной бомбежки или артобстрела. Самое удивительное, что выданные сегодня чертежи уже на следующий день были выполнены в натуре. Темп работ казался поразительным.
Зима 1942-го.
К 14 июня на дно озера был уложен весь трубопровод. Водолазам оставалось тщательно обследовать трубы на предмет повреждений и закрепить на грунте посредством дополнительных грузов. В ночь на 17 июня к берегу прибыл первый железнодорожный состав с керосином, а уже 19 июня на Ленинградский фронт потянулись первые бензовозы, заправленные через новый уникальный трубопровод. Меньше чем за 50 дней люди сотворили невозможное: в авральном режиме, под беспрерывно сыплющимися на головы немецкими снарядами сварили около 6000 стыков, смонтировали 2 тысячи кубометров емкостей, проложили под водой 27 км труб, возвели головную насосную и наливную станции, протянув параллельно еще и новые железнодорожные ветки.
Пропускная суточная способность ладожской магистрали достигала 150 тонн. За период с июня 1942-го по март 1943-го по Ладоге перекачали как минимум 40 тысяч тонн горючего. Кроме того, подводная магистраль максимально высвободила транспорт под доставку других важных грузов и обеспечила Ленинградскому фронту независимость от штормов, ледоходов и метелей. С учетом скорости работ и грамотной маскировки немцы не успели обнаружить объект с воздуха.
Последние комментарии
Кремень были люди. Нынешние едросы начали бы тут же продавать немцам и финнам
Такой народ не победить!
Великая русская женщина военный инженер Нина Соколова, это был настоящий подвиг, сколько жизней Ленинградцев спасла! Честь и слава!
Такое возможно только при социализме!
СЛАВА ЛЕНИНГРАДКАМ!!!
Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы НЕ было в мире гвоздей ©