В самый разгар сталинских репрессий в 1937 году в Советском Союзе была организована первая за одиннадцать лет перепись населения. Сталин возлагал большие надежды на ее результаты, будучи уверенным, что она покажет высокий прирост населения по сравнению с Западом и поможет создать образ здорового и счастливого государства.
Но результаты оказались неожиданными и скорее соответствовали реальным проблемам советского общества того времени. Документы переписи населения 1937 года были засекречены почти на полвека и обнародованы только после распада СССР.
Подготовка к переписи населения в 1937 году
Центральное статистическое управление
Перепись населения 1937 года стала знаменательным событием в жизни Советского Союза, поскольку проходила после значительного перерыва с предыдущей переписью 1926 года, и впервые проводилась в течение одного дня. Обычно переписи растягивались на месяцы и даже годы и были весьма неточными, так как за это время численность населения успевала существенно измениться.
Подготовкой к переписи занимались серьезные ученые, ведущие статисты того времени, которые разработали и представили в Совнарком первоначальный проект анкеты для заполнения населением. Она была очень подробной, но комиссия Совнаркома внесла множество поправок, а лично Сталин проконтролировал предложенный вариант и упростил содержание анкеты до четырнадцати простых вопросов, создав бесконечные возможности для ее неверного толкования.
Вопросы о национальности и месте рождения были удалены, что побудило многих иностранцев, проживающих в СССР, идентифицировать себя как «русских». Другие вопросы о социальной структуре и доходе также были значительно упрощены или вовсе удалены. Дата переписи — 6 января — также оказалась крайне неудачной, поскольку совпала с кануном русского православного Рождества, когда многие находились в гостях или в дороге, что сделало этих людей недоступными для опроса. В первоначальной анкете этот недостаток компенсировался учетом временно отсутствующих, но Сталин вычеркнул этот раздел.
Плакат, выпущенный накануне переписи населения 1937 года
Однако он самолично внес пункт о вероисповедании, которого не было в первоначальной анкете, вероятно, полагая, что вопрос о религии зафиксирует успехи в ее искоренении, произошедшие за время советской власти, но все оказалось далеко не так.
Как проходила перепись
Сбор данных во время переписи населения 1937 года
Получив из Совнаркома фактически испорченную анкету, работники Центрального управления народнохозяйственного учета, занимавшиеся организацией переписи, вынуждены были разработать и опубликовать дополнения и разъяснения к каждому пункту, которыми снабжались ответственные за перепись.
Проведение переписи в течение одного дня потребовало большого количества людей, подготовка которых проходила в ускоренном режиме. Около миллиона человек должны были непосредственно заниматься переписью, и больше миллиона человек было привлечено для подсчета результатов.
В зимний ненастный день 6 января людям, ответственным за перепись, приходилось добираться до самых дальних уголков нашей страны, нередко передвигаясь пешком по сугробам, обледенелым или непролазным из-за грязи дорогам, чтобы добраться до каждого населенного пункта. Во многих районах, особенно в сельской местности, перепись вызвала переполох, люди боялись за себя и за своих близких, встречали представителей комиссии настороженно, отказывались отвечать на вопросы или попросту прятались в лесу. Встречались даже случаи, когда люди закрывались в домах и отказывались пускать переписчиков, а то и оказывали физическое сопротивление.
Неожиданные результаты и их последствия
Сталин приказал засекретить данные переписи населения 1937 года
Выступая перед советскими партийными лидерами в 1935 году, Сталин довольно улыбался, рассказывая о том, что материальное положение рабочих в Советском Союзе значительно улучшилось, численность населения стала расти гораздо более высокими темпами, чем раньше, рождаемость стала выше, а смертность ниже, и чистый прирост населения скоро должен превысить 35 миллионов человек.
Демографические данные переписи 1937 года должны были проиллюстрировать это заявление Сталина, но случилось неожиданное — перепись показала, что вместо ожидаемых 35 миллионов, население страны увеличилось всего на 7 миллионов человек, что было значительно меньше прогнозируемого прироста. Результат тревожно высокой смертности был вызван голодом начала 1930-х годов, высокой смертностью от различных инфекций и масштабными политическими чистками, проводимыми среди населения.
Сталин был искренне удивлен и даже взбешен тем, что более половины опрошенного населения объявили себя религиозными. После десятилетия антирелигиозных преследований он надеялся, что атеистов станет значительно больше. Это при том, что некоторые, полагая, что верующие будут подвергнуты преследованиям, лгали о своей принадлежности к религии. Другие надеялись, что если достаточное количество людей назовет себя верующими, властям придется открыть церкви. Третьи предпочитали прятаться, когда переписчики приезжали в деревню.
Советское руководство решило, что данные слишком компрометирующие для публикации и, заявив, что руководители переписи допустили «грубые нарушения принципов статистической науки», не стало их публиковать.
Приговоры по делу о переписи
Иван Краваль и Олимпий Квиткин, расстрелянные по делу о переписи населения 1937 года
Когда появились предварительные результаты переписи 1937 года, они шокировали даже тех, кто ожидал катастрофы, но не мог предвидеть, что она станет настолько масштабной. Сборщики выборок и руководители большинства региональных статистических центров, включая старшего статистика с многолетним стажем, сразу же были арестованы. Те, кого назначали на смену арестованным, предпринимали отчаянные попытки под разными предлогами уклониться от назначения, понимая, что они будут следующими.
Первыми были репрессированы демографы Центрального статистического управления, которые годами снабжали Сталина ложными данными о масштабах голода 1930-х годов. Начальник статистического управления Иван Краваль отправлял Сталину донесения, в которых описывалось лишь незначительное падение рождаемости и небольшое сокращение населения, вызванное голодом начала 1930-х годов. Поэтому, хотя Сталин и знал о голоде, мог сильно недооценивать масштабы ущерба.
Организаторы переписи, начальник статистического управления Иван Краваль и руководитель бюро переписи Олимпий Квиткин были обвинены во вредительстве и расстреляны, те, кто занимал должности поменьше, оказались в лагерях.
В конечном итоге перепись населения 1937 года была объявлена «вредительской», ее итоги названы «дефектными», а все документы засекречены. Через два года была проведена новая перепись населения, ее данные были сфальсифицированы, чтобы показать общую численность населения в 170 миллионов, что точно соответствовало цифрам, озвученным Сталиным, а вопрос о вероисповедании был исключен, поскольку вопрос религии в СССР был довольно неоднозначным и результаты могли оказаться чересчур тревожными.
Последние комментарии
как надоела эта байка антисоветчиков это что то!!! Если бы она и была засекречена, нынешние давно бы рассекретили, что бы показать как в СССР было плохо. Они уже и фальшивое накидали во все СМИ а тут ФАКТ. Обязательно бы обнародовали. Так что брехня надоела
Публикация — либерастное враньё конца 80-х 90-х.
перепечатка антисоветского вранья.
Что тут я смотрю слишком участились и усилились выбросы всякой антисоветчину, причем настолько вывернутой наизнанку…
На вопрос о вероисповедании вряд ли граждане давали честный положительный ответ, ведь опрос был не анонимным, многие боялись!
Кто скрывал информацию о голоде, условиях жизни и нуждах людей, а писал докладные что всё у нас хорошо, тот и получил по заслугам!
Во-первых, национальный состав в 1937 г. всё-таки считали, правда, с погрешностью: по каждой области, краю, республике наиболее крупные национальности, а, допустим, киргизы или таджики в Якутии могли попасть в «нераспределенные по национальностям». Во-вторых, кроме отношения к религии, совершенно не оправдали ожиданий результаты в отношении грамотности — среди женщин с 9 лет и старше грамотных было 66,2 %. среди мужчин — 86 %. В-третьих, хранящиеся в Российском государственном архиве экономики документы этой переписи опубликованы: Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. — М., 1991; В.Б. Жиромская, И.Н. Киселев, Ю.А. Поляков. Полвека под грифом «секретно» — М., 1996 и в других изданиях
Очередная чушь!