Во все времена людям нравилось представлять, каким будет будущее, но в Советском Союзе эта любовь к футурологии была особенно сильной. Страна, которая выстраивала идеологию на концепции светлого и прекрасного грядущего, частенько поощряла фантазию учёных и простых людей.
В итоге осталась масса прогнозов о том, какие возможности и технологии будут доступны следующим поколениям советских людей. И хотя самой страны давно нет, некоторые концепции всё-таки были реализованы, а другие так и остались картинками в журналах и фильмах.
1. Цифровизация образования
Видео во время урока — сегодня повседневность, а в СССР было смелым прогнозом.
Одним из самых насыщенных по количеству предсказаний о будущем из эпохи СССР оказался диафильм «В 2017 году», который обнаружили несколько лет назад. Данная история построена вокруг демонстрации того, как в представлении авторов будет жить их страна в 2017-м. В частности, упоминается урок географии, где ученики видят историю развития Москвы в устройстве под названием «Лупа времени». И судя по тому, как он выглядит, в нём не так трудно узнать вариацию на тему мультимедийного наполнения учебных классов, которые мы знаем в виде проекторов и компьютеров.
2. Строительство подвесных мостов в трудном ландшафте
Когда-то подвесные мосты были мечтой, а сегодня их по всему миру строят.
Еще один прогноз, который можно найти в старом советском диафильме — это строительство подвесных мостов в таких местах, где опорные варианты поставить невозможно. Прежде всего, речь идёт о переправах через ущелья или горную местность. И если для советских времён это было своего рода новаторством, то сегодня такими мостами никого не удивить: к примеру, их периодически строят в китайских провинциях, известных соответствующим ландшафтом, и масштабы этих объектов поражает не меньше, чем отсутствие опор.
3. Многоуровневая урбанизация
Высотки для решения перенаселения — правильный прогноз футурологов прошлого.
Проблемой перенаселения в будущем советские футурологи также озаботились, представляя, как можно её решить самыми разными способами. Например, самый логичный вариант действительно оказался рабочим — прогнозисты СССР предлагали строить больше небоскрёбов в густонаселённых городах, и сегодня это делают по всему миру, так что тут они не ошиблись. А вот история с попыткой представить многоуровневую урбанизацию не вверх, а вниз, то есть, с созданием подземных этажей под всем городом, не совсем прижились — паркинги, конечно, есть, но до масштабов фантазии предшественников современные люди пока не добрались.
4. Промышленные атомные взрывы
К счастью, фантазии из периода ядерной лихорадки в большинстве остались на бумаге.
В футурологии шестидесятых неизбежно есть масса предположений, как можно использовать мирный атом — яркий пример так называемой «ядерной лихорадки», когда это тип энергии пытались применить везде. Советские футурологи мыслили масштабно, потому любили представлять, как пара атомных взрывов может изменить ландшафт для потребностей людей. В реальности же этого, к счастью, не случилось — человечеству хватило Чернобыля и Фукусимы, чтобы понять, что ядерную мощь лучше не применять по любому поводу.
5. Плотина через Берингов пролив
Плотина, соединяющая материки — проект, который мог погубить планету.
Один из самых странных проектов, который периодический всплывал у советских учёных и прогнозистов — это строительство плотины через Берингов пролив, которая соединила два континента. Тогда все грезили о том, что отрезав Гольфстрим от охлаждения Анадырским течением в районе Чукотки, удастся наладить выращивание цитрусовых в потеплевшей Сибири. Как и в случае с промышленными ядерными взрывами, это большое счастье для человечества, что такие планы дальше фантазий не двинулись. Ведь теперь доподлинно известно, что такое вмешательство в естественное движение течений могло погрузить либо Северное полушарие, либо всю планету в ледниковый период.
6. Лунные города
Мечты о космических Одиссеях были самыми сильными в СССР.
Больше всего советские футурологи грезили, конечно, о космосе и о том, как люди успешно будут развиваться за пределами планеты. Первой на пути должна была стать Луна: художники то и дело рисовали многочисленные города и объекты, которые отважные и умные советские колонисты построят на спутнике Земли. Справедливости ради, нельзя точно сказать, что этот прогноз не сбылся — из СССР на Луну, конечно, уже никто не полетит её осваивать, однако вполне вероятно, что в будущем, до которого ещё нужно дожить, люди всё-таки сумеют преодолеть межпланетные расстояния.
Последние комментарии
Мы жили с верой в светлое Будущее, в счастье всех людей Земли!
Если бы не жажда наживы ради которой ведутся войны и гибнут люди, то мы совсем по другому все жили, в мире счастье и согласии!
Мечтать не вредно!
Да, тогда можно было предполагать многое, потому что всё было направлено на созидание лучшей жизни день ото дня и год от года! И всё общество в целом, и каждый человек в отдельности понимал, что он должен делать, чтобы наступило прекрасное завтра. Однако, к нашему несчастью наступило время, когда большинство людей поверили, что всё это химера, выдумки коммунистической пропаганды и только. Джинсы на заднице и жвачка во рту стали мерилом успешной жизни. Можно смеяться, можно плакать, но ничего уже не изменишь!
Наверное обошлось без футурологов когда Хрущев со своими чиновниками придумали для нас коммунизм. Без всяких на то обоснований! Им так захотелось. Мы, заводская молодежь, обсуждали на перекурах — Как там, в коммунизме, будет? А более взрослые рабочие, фронтовики (в начале шестидесятых их на производстве много было), поднимали нас на смех — «Брехня всё это, ничего такого не будет!». Так оно в последствии и оказалось.
Разочарую автора — промышленных атомных взрывов в СССР было произведено более сотни. Это и тушение пожаров, и создание водохранилищ, и интенсификация добычи нефти и газа, и глубинное зондирование Земли.
В1967 году, по случаю 50-летия Октября, во многих городах закладывали т.н Письма к комсомольцам 2017 года, на столетие Октября. В 2017 эти капсулы времени вскрывали, читали. Ничего не сбылось. Страна другая
Фантастика очень быстро становится явью. Хотя и не в таких зачастую формах. И не того предназначения.