В годы Великой Отечественной войны советские инженеры неоднократно разрабатывали новейшие виды вооружений в кратчайшие сроки. Скорость и качество работы советских конструкторов прямо влияли на ситуацию на фронте.
А между тем ситуация на передовой развивалась стремительно. Каждый месяц война выставляла всё более требовательный счёт. И тот, кто не мог оплатить его сталью и порохом, был вынужден оплачивать его кровью. В начале 1943 года советские инженеры помогли Красной армии не допустить последнего, оснастив её новым грозным разрушителем укреплений.
Сначала был КВ-2.
В ходе Зимней войны долговременная фортификация противника попила у Красной армии немало крови. Брать финские укрепления было непросто, всякий штурм рисковал обернуться тяжёлыми потерями для наступающих. Существовавших огневых средств для борьбы с хорошо организованными бетонными укреплениями оказалось недостаточно. Поэтому в январе 1940 года ЛКЗ была поручена задача по разработке нового тяжелого танка. Взяв шасси от КВ-1, ленинградцы взгромоздили на него 152-мм гаубицу образца 1938 года. Получившийся в итоге КВ-2 по своим характеристикам и тактическому назначению скорее напоминал штурмовое орудие, нежели танк. С поставленными задачами новинка справлялась на ура. Однако, с началом Великой отечественной войны Красная армия де-факто вновь осталась без профильного разрушителя укреплений.
Делали на скорую руку.
Основная масса КВ-2 была потеряна еще в первый год войны. Дополнительно ситуация усугублялась тем, что сделали этих танков (ввиду узкой специализации) всего ничего – около 200 машин. Впрочем, долгое время отсутствие собственного штурмового орудия для Красной армии проблемой не являлось. Всё по причине сложившейся на фронте ситуации в 1941 и 1942 годах. Однако, уже к концу 1942 ситуация начала меняться и в руководстве армии вновь озаботились проблемой штурмовых САУ «уничтожителей ДОТов». Главное, что требовалось от такой машины, – возможность быстро и эффективно вскрывать хорошо укреплённые огневые точки противника. Предполагалось, что штурмовые орудия будут в первую очередь поддерживать огнём наступающую пехоту, следуя сразу за продвигающимися подразделениями.
Машина получилась не бесспорной.
Вот только сделать новую самоходку оказалось непросто в первую очередь из-за высокой загрузки конструкторских коллективов другими проектами. И всё же разработка перспективной Су-152 стартовала в начале 1943 года. Делали машину впопыхах и едва ли не на коленке, из-за чего уже после первого тура испытаний в конструкции машины выявили огромное количество недостатков. В конце мая 1943-го Су-152 отправили на доработку. Коллективу была поставлена задача устранить критические недостатки до июля 1943, однако группа Москвина и Курина справилась почти на месяц раньше. При этом хотя конструкторам и удалось устранить большинство недостатков, в целом Су-152 получилась достаточно «примитивной». За техническую простоту, дешевизну и технологичность производства пришлось расплачиваться отсутствием даже подобия комфорта в боевом отделении.
Била не только укрепления.
Экипажу Су-152 приходилось трудиться в по-настоящему «инфернальных» условиях в тесноте, с плохой вентиляцией и без кофеварки. Вдобавок к этому самоходка получилась громоздкой и неповоротливой, а её скорострельность едва дотягивала до 2 выстрелов в минуту. Однако, других вариантов не было: на фронте Красная армия переходила в наступление и каждый день без нового уничтожителя ДОТов оплачивался кровью соотечественников. Поэтому советские конструкторы и пошли по пути наименьшего сопротивления, «просто» установив на шасси от КВ-1с рубку прямоугольного сечения, в которую была заключена грозная 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С. Что интересно, на первом этапе для Су-152 не хватало снарядов. Поэтому в боекомплекты стали выскребать всё, что можно зарядить от осколочно-фугасных и бронебойных до бетонобойных и даже морских полубронебойных снарядов.
Справлялась и с танками.
Первые 24 машины нового класса поступили в Красную армию аккурат накануне сражения на Курской дуге. И именно там, в столкновении с немецкими «Тиграми», «Пантерами» и «Фердинандами» новой самоходке и предстояло дебютировать. Конечно, в силу небольшой численности наивно говорить хоть о каком-то «стратегическом» влиянии Су-152 под Курском. Однако, на тактическом уровне машина проявила себя с лучшей стороны. Практика применения нового «уничтожителя ДОТов» во многом выковывалась в условиях постоянной импровизации Красной армии. Советским бойцам не понадобилось много времени для осознания того факта, что 152-мм гаубица, заряженная даже 40 кг осколочно-фугасным снарядом, тем не менее сможет показать себя и против немецких танков. Результат был ошеломляющим.
Машина очень пригодилась.
В ходе сражения на Курской дуге выяснилось, что новые «уничтожители ДОТов» — это едва ли не единственное противотанковое средство Красной армии, способное уверенно поражать в лоб и ликвидировать на любой дистанции немецкие тяжелые САУ и танки. При этом с модернизированными средними танками противника Су-152 справлялась даже без использования бронебойных снарядов. Так, нередки были случаи, когда уже первое попадание 40-кг ОФС с 6 кг тротила просто отрывало башню немецким Т-4! Редкие, но исключительно разрушительные выстрелы советской самоходки оказывали гнетущее впечатление как на пехоту, так и на танкистов противника. Поэтому вплоть до окончания войны грозное штурмовое орудие неоднократно использовалось не только против укреплений, но и против бронетехники.
Опыт применения пришёл с импровизацией.
Увы и ах, век Су-152 оказался недолог. Выпускалась самоходка всего 2 года и произведена была в количестве всего 670 экземпляров. После окончания войны большинство сохранившихся образцов отправили на переплавку, из-за чего сегодня сохранившиеся Су-152 – коллекционная редкость. Столь скромный тираж во многом был связан с сохранявшимися у самоходки недостатками. Наспех созданная машина была вынужденная мера. При этом еще до конца 1943 года её на смену подоспела новая и куда более совершенная «зверобойка» — советская тяжелая САУ ИСУ-152. Эта машина будет выпускаться советской промышленностью вплоть до 1947 года, а на вооружении простоит и того больше. Последние ИСУ спишут в утиль лишь в 1981 году.
Последние комментарии
Молодцы советские разработчики! Делали за считанные месяцы. В этой связи вопрос — кто-нибудь из специалистов и журналистов напишите статью о том, когда Россия по машиностроению в авиационной, судостроительной, автомобильной, сельскохозяйственной, добывающей, горнорудной, электронной, химической и других отраслях станет одним из 3-5 мировых лидеров. А критерий простой: чтобы экспорт машиностроения России был более 50 % от всего экспорта! Уверенность в нашем машиностроении у меня от того, что у нас умнейшие люди — надо только дать им больше хода!
Очень мощное орудие 152 мм., при попадании во вражеский танк осколочно-фугасным снарядом, если полностью и не уничтожало танк, выжить экипажу шансов не было!
В нескольких хрониках взятия Берлина видел именно эту самоходку СУ-152!
+++++
НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ…