Советские агитационные плакаты

Война всегда сопряжена с тяготами. Даже в мирное время можно опустить руки от навалившегося объёма забот и проблем, а уж под несмолкаемый грохот орудий — тем более!
Во времена Великой Отечественной войны советскому руководству приходилось поддерживать дух не только на передовой, но и в тылу. Тогда-то и было принято решение нести в массы «вдохновение». Агитационные плакаты стали мощнейшим информационно-психологическим оружием Великой Отечественной войны.


«Всё ближе грозные штыки...» (Окно ЛЕНТАСС). Худ. Павел Павлович Магнушевский. Текст Виссариона Михайловича Саянова. Л., 1944.

Посредством коротких, но ёмких лозунгов задавалось верное направление идеологии. А с помощью образных сравнений получалось упростить картину происходящего, мобилизовать и сплотить народ перед общей угрозой. Особое внимание художники уделяли образу врага — жестокого, коварного и античеловечного. И представителям фауны здесь отвели особое место!



«Смерть фашизму!». Худ. Виктор Борисович Корецкий. М.-Л., 1942.

Кто-то спросит: «автор, а зачем впутывать животных? Что, ничего другого придумать не смогли?» Дело в том, товарищ, что хорошая агитация должна бить точно в цель — в то, что человек видит, слышит и чувствует. Советские мастера обратились напрямую к народной мудрости и фольклору. Волк, например, лютый и беспощадный хищник. Змея — символ предательства и коварства. А свинья — амбассадор жадности и низменных инстинктов.



Жители блокадного Ленинграда читают агитационные листовки, расклеенные на стене дома. Справа виден плакат В. Корецкого «Смерть фашизму!». Фотограф: Всеволод Тарасевич. 1942 год.

Разумеется, художники использовали однобокие образы, выхватывая только нужные им черты. Но это не только не помешало, а помогло приблизить нашу Победу!
!!! Демонстрация нацистской символики (включая свастику) осуществляется в культурно-исторических и образовательных целях, не является пропагандой нацизма и соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Автор категорически осуждает идеологию нацизма и фашизма в любых его проявлениях.

На коне силён вдвойне

Любое животное вызывает в человеке определённую палитру эмоций и чувств. Увидели кошку? Захотелось погладить. Собаку? Значит почесать! А вот свободолюбивые лошади обостряют чувство независимости и заставляют воспрять духом. Именно поэтому на многих агитационных плакатах солдаты Красной армии были показаны верхом на лошадях.


Слева: «Лихо руби врага». Худ. Феодосий Николаевич Бочков, Алексей Михайлович Лаптев. М.-Л., 1941. Справа: «Вперед, на запад, красные конники!». Худ. Виктор Семенович Иванов, Ольга Константиновна Бурова. М.-Л., 1942

Боевой конь был, есть и останется символом связи с героическим прошлым русской армии, кавалерийской удалью и стойкостью. На плакатах советский всадник возвышен над немецкими налётчиками! У зрителя появляется чувство военного и морального превосходства. В такой ситуациивыброс адреналина и появление чувства гордости за отчизну — дело времени.


«За Родину!». Худ. Александр Петрович Полянский. М.-Л., 1941.
Сталь подков символизирует устойчивость и прочность. Породистый жеребец воспринимается как олицетворение доблести, скорости и манёвренности. Если советскому бойцу удалось обуздать столь буйный норов, значит и «чернорубашечника» одолеть не проблема.
Стервятник — зла рассадник
Почему немецких солдат сравнивали со стервятниками? Потому что эти птицы-падальщики неразрывно связаны с гибелью. А с приходом нацистов могильным холодом повеяло со всех фронтов… Наши соотечественники и до войны не испытывали к гитлеровцам тёплых чувств, но правильная агитация ещё больше усилила отторжение.
Известный художник и карикатурист Виктор Николаевич Дени изобразил стервятника в форме вермахта, которого душит большая рука, облачённая в шинель со звездой. Любой зоолог подтвердит, что в природе стервятник выполняет роль «санитара». Вот только особенность птицы-некрофага в том, что нападает она только на беспомощную добычу.


«Узнал фашистский стервятник, что у нас — не ягнятник!». Худ. Виктор Николаевич Дени. М.-Л., 1944.

Слова на агит-плакате убеждали советских граждан в их собственной силе. Из серии: «Какие мы ягнята? В нас мощь сокрыта небывалая!» Плакат вселял веру в Победу, в готовность стоять за Родину до конца!
Одна из ключевых задач любой военной пропаганды — лишить противника лица, расчеловечить. Сделать так, чтобы он не вызывал сочувствия. Когда перед тобой не люди, а обезумевшая звериная стая — использовать силу становится проще: легче ненавидеть, легче сражаться.


Кто выдаст стервятнику на орехи? Конечно, сокол! Птица гордая, птица смелая, птица с выправкой. Идеальный образ для знаменитых «сталинских соколов» — советских лётчиков-асов! «Сталинские соколы, бейте зарвавшихся фашистских пиратов». Худ. Александр Иванович Лактионов, Николай Иванович Пильщиков. М.-Л., 1941

Равнина после свина

На самом деле свиньи — животные сообразительные и чистоплотные, они неплохо поддаются дрессировке и способны на привязанность. Но с чем ассоциируется «хряк» в фольклорном представлении? Грязь, жадность, ненасытность. Вот и советские художники выставляли напоказ немецкого захватчика, топчущего сапогами честь, мораль и совесть.


«Зачем свинье культура и наука?». Худ. Виктор Николаевич Дени. М.-Л., 1942.
Всё человеческое в таком солдате выжжено желанием навести хаос. Крах, разруха, опустошение — вот составляющие немецкой тактики выжженной земли. Исторические ценности украдены или уничтожены. Наследие предков раздавлено. А храмы знаний снесены с лица земли.


«Как ни злися, враг постылый...». Худ. Соломон Борисович Телингатер. Л., 1941.
«Нечистоплотность» свиньи связывают с её всеядностью. Набивая брюхо, хряк ничем не брезгует. Заветренный корм, подпорченные овощи, падаль — свинья хочет всего и побольше! И в этом смысле гитлеровцы ушли недалеко. Алчность, обжорство и ненасытность — вот истинное лицо фашизма. Даже будучи сытым и довольным, враг не остановится. И каждый советский человек знал: с таким «гостем» разговор короткий.
Интересно, что британцы вкладывали в образ свиньи другой смысл. Взять, к примеру, работу Джона Гилроя.


«Нам нужны ваши отходы». Худ. Джон Гилрой. Великобритания, 1939-1946 гг.
Дружелюбный Наф-наф на плакате выглядит в доску своим товарищем! Подмигивает и машет копытцем. Мол, «несите сюда остатки от обеда, и мне хорошо, и стране польза!». Можно подумать, что поросёнок изображает запрещенное приветствие. Но нет. Этот жест — приглашение. Плакат нёс в себе одну единственную цель: призывал не выбрасывать то, что может пригодится для фронта и для Победы.


Были и другие интересные образы: пауки, плетущие сеть над Европой; шакалы и гиены, символизирующие союзников Гитлера; обезьяны, олицетворявшие глупость и кривляние. «Бей фашистского гада!». Худ. Алексей Алексеевич Кокорекин. М.-Л., 1941.Мишка наш — не плакатный персонаж!
Ещё первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк говаривал: «есть тысячи способов вытащить медведя из берлоги, но нет ни одного, чтобы загнать его обратно!» Кстати, во времена Великой Отечественной войны правнук немецкого политика был пленён советскими солдатами.
Медведь неспроста стал символом спокойной силы. Хозяин тайги не ищет драки первым, но и спуску не даёт. Пока Михаила Иваныча не трогают, он планомерно обхаживает угодья, ест малину и занимается налаживанием быта. Но стоит потревожить, как медведь проявит свой агрессивный норов.


В такие моменты бурый превращается в сверхсущество: преграды сломит, противника — одолеет, виновника — накажет. Карающая лапа настигнет каждого, кто посягнёт на имущество Топтыгина. Но предварительно медведь всегда издаёт предупреждающий рык. Недолго! Коли не вняли, пеняйте на себя! Фотография: Francis C. Franklin, CC-BY-SA-3.0.
Мощь и стать Потапыча стали эталоном всего русского. Истоки сравнения лежат глубоко, вот только агитационных плакатов с медведем не сыскать. Почему? Дело в том, что образ «русского медведя» активно использовали в западной, а затем и нацистской пропаганде. Для немцев и их европейских союзников медведь символизировал «варварскую», неуклюжую и агрессивную силу большевизма.
Играть на руку врагу? Дудки! Поэтому главным символом на советских агитационных плакатах стал образ обычного человека из народа.Пёс — верный насквозь
Защитников Родины и патриотов нередко изображали рядом со служебными собаками. Кажется, что здесь всё просто: преданный защитник, бдительно оберегающий границы государства. Четвероногим служивым свойственны такие качества как отвага, храбрость и самоотверженность. Однако стоит копнуть глубже, и отождествление красноармейца рядом с собакой наделяется более аллегорическим смыслом.


Обложка книги «Животные на войне» (Автор Л. В. Брандт). Худ. Василий Васильевич Ситников. М., 1943.
Вспомним мифологию. И древнегреческий Цербер, и египетский Анубис стояли на страже границ между жизнью и смертью. Соответственно, наших героев таким сравнением призывали выполнять ту же функцию. Цель — не пустить живых в мир иной. А значит любыми средствами сохранить сослуживцу и мирным гражданам жизнь. В противовес — немцы!


«Враг коварен – будь начеку!». Худ. Виктор Семенович Иванов, Ольга Константиновна Бурова. М.-Л., 1945
Приспешники Гитлера нередко появлялись на плакатах волками в овечьих шкурах. Притворство, злой умысел и лицемерие также работали на разжигание злобы в сторону врага. Правильные образы и смыслы помогали советскому солдату идти вперёд и побеждать!
Вклад животных в Победу — не только символический, но и реальный. Около 60 тысяч собак воевали плечом к плечу рядом с нашими дедами и прадедами. Четвероногие связисты, санитары, диверсанты и миноискатели…


Иллюстрация (Собака-санитар) из книги «Животные на войне» Л. В. Брандта. Худ. Василий Васильевич Ситников. М., 1943.Волк? Клыками щёлк!
Почитатели волчьих принципов обязательно разведут полемику! Мол, Акела — умный зверь с крепкими семейными узами и правильным жизненным стержнем. А вот на советских плакатах в сердце главного «санитара леса» не нашлось места благородству! Почему? Товарищи, волки, как и люди, бывают разными! Один ведёт себя спокойно и не выходит из лесу. Другой рыщет близ человеческих селений, чтобы вновь и вновь поджигать фитиль агрессии.


«Так будет с фашистским зверем!». Худ. Алексей Алексеевич Кокорекин. М.-Л., 1945.
Кум лисицы успел закостенеть в сражениях, но избегает готового к бою противника. Зачем выходить один на один, если можно напасть исподтишка и всей стаей? Речь не о духе коллективизма и смекалке, а о группе хищников, чья жадность и злоба не знают границ. Ещё Иван Андреевич Крылов писал: «Что волки жадны, всякий знает!».
Острые клыки, хищный оскал, прижатые уши — всё это работало на создание образа абсолютного зла и подчеркивало бесчеловечную натуру. Обезумевшего, потерявшего всякий страх и разум зверя не за что уважать, его можно либо бояться, либо ненавидеть! Гадюка от политрука
Редкий человек с восторгом наблюдает за змеями. Ну, кроме серпентологов! Отвращение — одна из первых эмоций, которую испытывает среднестатистический зритель. Да, змеи действительно помогают миру, регулируя численность вредителей. Но не стоит забывать, что Нагайны всегда нападают исподтишка. По сути всё естество змия таит в себе скрытую угрозу. Противник, который буквально нашпигован ядом и коварством, автоматически вызывает неприязнь. Что дальше? Хватать оружие и храбро идти в бой!


«Истребление фашистского гнезда навсегда!». Худ. Виктор Николаевич Дени. М.-Л., 1945
Один из плакатов от легендарного художника гласит: «Смерть фашистской гадине!» Для фронтовика этот клич фактически стал первостепенным приказом. Минимум деталей, максимум экспрессии. Мощный и уверенный удар штыком по символике национал‐социалистов. Никакой пощады врагу!


«Смерть фашистской гадине!». Худ. Алексей Алексеевич Кокорекин. М.-Л., 1941
Жонглируя интересными сравнениями и смыслами, агитаторы вдохновляли бойцов решительно жать на спусковой крючок. А с помощью иллюстраций упрощали сложные задачи до простой борьбы добра со злом. Змеевидного вторженца раскрасили в чёрный цвет, что подчеркнуло зловещую сущность. А силуэт заступника заштриховали красным. Почему? Этот колер по сей день ассоциируется с борьбой, стойкостью и Победой!
Крысиный хвост прижал блокпост
Кажется, что отвращение к уличным грызунам вшито в нас на генном уровне. Крысы и мыши испокон веков несли людям только беды. Их постоянные спутники: порча, убыток и мор. Ставленники Гитлера ушли недалеко. Как показывает нам хроника, солдаты нацисткой Германии активно мародёрили и расхищали завоеванные территории. И пусть сегодня зоологи твердят, что крысы — одни из самых умных социальных животных (и даже способны к сопереживанию), память о чуме и разрухе сильнее!


Плакат не оставляет сомнений: враг — мелкий, вредный и трусливый. Этакий гнус, которого можно прихлопнуть тапком. «Окно ТАСС №981» (Немецкие войска напоминают теперь раненого зверя...). Худ. Павел Петрович Соколов-Скаля. М., 1944.
Несмотря на скромные размеры, в тщедушном теле дикой крысы таится уйма агрессии. Германия по сравнению с СССР — букашка в огороде! Даже вместе с их европейскими союзниками и подельниками. Однако этот «сгусток ярости» сумел наследить разросшимися кладбищами, смутой и развалинами. Карикатура с заголовком «О крысе голодной и силе народной» дала трудовому пролетариату средство от воинствующих паразитов.


«О крысе голодной и силе народной». Худ: Муратов Н. Е., Боевой карандаш № 21. Л., ЛССХ, 1941
Сплочённость в борьбе с общим врагом, ощущение дружеского плеча и атмосферу взаимовыручки. Только совместными усилиями можно победить полчища вредителей. Эту истину ещё Нильс вместе с Мартином доказали!
« Крым 1959 года
Трудный путь к Великой Победе »
  • +40

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Плакат «Ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовёт!», Плакат «Воин Красной Армии, спаси!», до глубины души впечатляют!
0
С удовольствием смотрю Советские агитплакаты! Помню раньше их печатали в каждом номере газеты «Правда».
+2
За Родину!
+5
Многие плакаты актуальны как никогда. Правящая партия по ним антисовесткую пропаганду выпускает тоннами
+2
+++++++