Счастливая женщина – она родила пять дочек и одиннадцать сыновей. Как она пережила, когда всех десятерых забрали на войну – страшно даже представить. Тут за одного сердце болит, а у нее десять родных кровиночек каждый день рядом со смертью ходят.
Большая семья
Под Корсунь-Шевченковским есть село Бровахи. Вот тут и началась эта история. В те времена, когда Макар Назарович и Евдоха Лысенко поженились, детей рожали много, да только выживало их мало.
Медицина на низком уровне, да и какая там медицина в небольшом селе. Но семье Лысенко повезло – выжили все дети, и даже выросли, особо не болея. В 30-е годы уж какой голод был, и даже тогда ни один из детей не умер. Разве что Евтух.
Он был уже взрослый, решил уйти из дома, и отправился в Киев на заработки, а потом родители получили весточку, что сгинул их сынок. Наступил 40-й год, когда не стало и Макара Назаровича. Осталась Евдоха одна с детками.
Николай, Степан
И не знала она тогда, что в следующем году все ее мальчишки отправятся защищать родину от полчищ фашистов, которые нападут на Советскую страну, как злобная саранча.
Ушли мальчики, а их мама осталась дома молиться об их жизни и здоровье. Николай даже на фронт не успел уйти, как его и таких же молодых парней, как он, немцы согнали в организованный ими лагерь. Когда он сбежал, пошел искать наши войска, к которым и прибился.
Чудом выжил, и в 44-м вернулся к маме. Степан стал танкистом. В первом же бою получил ранение в голову, и лечиться пришлось полтора года. А потом снова на фронт, и даже в 45-м домой не приехал – еще два года воевал на Дальнем востоке.
Павло, Михайло, Хтодось
Павло тоже домой после войны не торопился – нужно было еще с бандеровцами разобраться. Тоже вернулся в 47-м. Когда пришел домой, рассказал маме, что на войне судьба свела его с братом Михайлом.
Тот служил в разведке, был награжден орденом Славы, а перед самым окончанием войны попал в госпиталь. Хтодось тоже был разведчиком, дошел до самого Будапешта. Красноармейцам не повезло – они не знали, что попали на минное поле, и парень остался без ноги.
Потом рассказывал, как ему было больно, и как он кричал по дороге в госпиталь. Один человек, подошел и сказал, что без ноги жить не страшно, вот рядом с ним парня везут, которому выжгло глаза – вот это горе.
Василь, Иван, Петро, Андрей
Василь дошел до Будапешта. Командовал взводом, и он единственный из всех братьев, кому довелось получить офицерское звание. До этого был два раза ранен, а перед окончанием войны получил третье ранение. Так что тоже встречал Победу в госпитале. Иван ранен не был, но в плену побывал.
Начинал войну, защищая города Украины, а в Польше попал к немцам в лагерь. Ему удалось сбежать, а после вновь – Красная армия, и счастливый день Победы в Вене. За Петро мать больше всего переживала – ни разу весточку о себе не прислал.
Но война закончилась, и он пришел домой. Андрей служил в пехоте, принимал участие в Ясско-Кишиневской операции в Румынии, где и получил тяжелое ранение. Врачи практически вытащили парня с того света, но ногу пришлось отрезать.
Сашко
Наконец, вернулся и Сашко. Когда война началась, ему было только пятнадцать, но в 44-м он все же на фронт попал. Дошел до Берлина, но на Рейхстаге расписаться постеснялся – почерк, сказал, у меня не важный.
Так как он только в 44-м поступил на службу, оставшийся срок дослуживал в Германии. Все братья вернулись, а их маме в Бровахах в 1984-м году поставили памятник, и посадили у него 10 тополей.
Последние комментарии
Великая скромная женщина! В 1946 году Евдокии Даниловне Лысенко вручили Золотую звезду матери-героини! Звание ей дали за десятерых сыновей. Районные статистики почему-то пятерых дочек не учли!
Была и обратная история,7 братьев не вернулись с фронта, Газдановы с Осетии…
А у моей супруге у её бабушке 9 сыновей не вернулись с войны, как принесла она эти потери одному богу известно!!!
Да если хотя бы половина вернулась, уже за счастье. Смотреть надо статистику по всей стране — с фронта в среднем не вернулся каждый 4-й мобилизованный боец. Нашли чего переживать. Война это не курорт, а святое дело, и понятно, что не все из него выйдут живыми. И не все здоровыми.
Мой тесть тоже имел фамилию Лысенко. Только родился и вырос он на северо-востоке Белоруссии. В армию призвали 23-го июня, демобилизовали в 1946-м. А вот его родной младший брат с войны не вернулся. Официально — «пропал без вести». Тесть долго искал его следы. Писал в архивы и т. п. Но нет, ничего не находили. Пропал! И только три года назад я его нашёл! Доблестный воин и защитник Отечества Иван Лысенко умер в госпитале в Ленинграде в феврале 1942-го года. Похоронен на воинской части Пискаревского кладбища. Почему не могли найти раньше? Не было интернета, не было сайтов с архивами. Сначала долго не находил ничего. Много было Иванов Лысенко, но ни один не подходил по другим данным. Но вдруг появилась метка, где год рождения и место рождения совпадали, только фамилия была… Лысенок! На фотографии страницы в госпитальной книге при увеличении текста на экране стало видно, что простым чернильным пером кто-то исправил фамилию Лысенко на Лысенок. Чья то ошибка. Потому и не могли найти столько лет. Два родных брата защищали Ленинград, воевали рядышком и даже не подозревали об этом! Когда я показал эти архивные страницы всей своей семье, это было нечто! Жена плакала, это ведь её родной дядя. А я… Я и сейчас пишу, а слезы по щекам катятся. Мне удалось сделать то, чего не удавалось покойному уже давно Григорию Петровичу. Я сказал ему об этом. Возле его могилы.
Это Чудо чудесное!!!
Вот семья НАСТОЯЩИХ ГЕРОЕВ УКРАИНЫ!!! эти воины гордость и слава Украины! Вот на таких солдат украинцев нужно равняться современным жителям Украины, а не прославлять нацистких подонков бандеровцев. Победа будет за нами, смерть укрофашистким упырям.
Вот это семья пример для украины…
Планида их такая. Интересно знать бы про их детей.Где они и как жили.