50-летие с начала строительства БАМа

В этом году Байкало-Амурская магистраль празднует 50-й юбилей с начала строительства. Для советского человека БАМ – это не просто 4300 км железной дороги на неосвоенной тогда ещё земле. Это утопическая сказка об ещё одном идеальном уголке в большом СССР, где люди хотели построить новое будущее не только для себя, но и для следующих поколений.



Коллаж © VK Гид. © Музей истории Байкало-Амурской магистрали; Электронная библиотека «Хроники Приангарья»

Сейчас в Москве проходят две выставки посвящённые строительству Байкало-Амурской магистрали: в Музее современной истории России и Государственном историческом музее. Мы поговорили с методистом ГИМа Михаилом Бурцевым о том, как на БАМе проходили спектакли Большого театра, зачем советские архитекторы экспериментировали с временной архитектурой и почему последний и самый масштабный урбанистический проект Советского союза так и остался мечтой?
Внимание кураторов и музейщиков к этой теме не случайно, ведь БАМ — это одна из самых сложных и важных строек в советской России, которой в этом году исполняется 50 лет. Байкало-Амурская магистраль является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её пути проложены на территории Иркутской и Амурской областей, Забайкальского края, Бурятии и Якутии, а также Хабаровского края, а вдоль железной дороги построено 47 городов и посёлков. Это вторая железная дорога (первая – Транссибирская магистраль), которая ведёт через Сибирь к Тихому океану.

Строительный бум и БАМ

БАМ — это история, которая длилась дольше, чем масштабная стройка, которая началась в 1974 году. Думать о железной дороге на суровой земле начали ещё в конце XIX века. Однако в то время осуществить такую идею было невозможно — попросту не существовало технологий, с помощью которых этот план можно было бы реализовать.

В 1930 годы к этой идее возвращается уже советское правительство. Именно тогда впервые начали использовать авиацию, чтобы разведать обстановку в трудных погодных условиях. В то время большую роль в строительстве крупных индустриальных и транспортных объектов играл труд заключённых. Они также участвовали и в строительстве БАМа. Выполнить план тогда так и не удалось — помешала война. Небольшой участок дороги, который успели построить пришлось разобрать, а из сохранившихся рельсов и шпал построили сталинградскую рокаду, железную дорогу, которая снабжала фронт.



Архивный снимок из одного из лагерей ГУЛАГа, 1936-1937 годы. © Общественное достояние

После войны строительство магистрали не забросили: в 1945 году была готова ключевая линия, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. Именно этот кусочек БАМа помогал налаживать экономические связи с Китаем. В 1950-1960 годы появился готовый участок от Тайшета до Усть-Кута. Байкало-Амурская магистраль могла и дальше отстраиваться короткими железными линиями, но в марте 1974 года в Алма-Ате на собрании, посвящённом 20-летию с начала освоения целинных земель, генсек Леонид Брежнев возродил проект со словами: «Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие все республики и в первую очередь наша молодежь».

«Даёшь магистраль века!»

БАМ стал всесоюзной комсомольской стройкой, а также самой дорогим проектом в истории советского государства. Более 120 проектных институтов со всего СССР участвовало в создании магистрали. Ей уделялось огромное внимание на уровне Академии наук, институтов и заводов. Байкало-Амурская магистраль была вписана в традицию масштабных транспортных проектов советского периода — и это было заметно не только по количеству желающих поехать строить новое будущее для комсомольцев, простых рабочих и выдающихся архитекторов, но и по масштабу пропаганды.



Первый поезд по железнодорожному мосту через реку Лена, 23 сентября 1975 года. © Pastvu / Станислав Александрович Шкуро

Про БАМ писали в газетах, говорили по радио, а в городах висели агитационные плакаты, на которых были напечатаны громкие лозунги: «Даёшь БАМ!», «БАМ строить – отлично!», «Даёшь магистраль века!». Все эти изображения отсылали к тому, что советский человек едет покорять новые, трудные и неизведанные ранее в техническом смысле территории, что это образцово-показательная стройка, где каждый может отличиться, а также к тому, что Байкало-Амурская магистраль – это высокий запрос на качество.

В 1974 года на БАМ отправился первый всесоюзный отряд прямо из Кремля с улыбками, песнями и транспарантами. И сделал он это прямо со съездовского партера и амфитеатра. Через несколько дней строить магистраль приехали ещё 600 комсомольцев. На БАМ отбирали лучших: только самых передовых и высококвалифицированных товарищей, кто отличился на производстве или с отличием закончил институт. В основном БАМ строился молодыми людьми. Средний возраст строителя всесоюзной магистрали – 23-24 года. Некоторые ехали на БАМ ради высоких зарплат и социального статуса, субсидий и ваучеров на покупку автомобиля. Другие же хотели построить идеальный мир, который планировали развивать и обогащать, покорить природу, а трудовой подвиг строителей должны были подчеркнуть масштабы проекта и героизировать труд бамов­цев.

БАМ высокой культуры быта

Условия жизни в дикой и холодной тайге были очень непростыми для рабочих БАМа. Чтобы облегчить их существование, советские инженеры создали металлические дома-цилиндры, которые получили официальное название ЦУБ — цилиндрический унифицированный блок. Благодаря их форме снег не задерживался на крыше, а скатывался на землю, а компактность и удобная цилиндрическая форма помогали эффективно использовать внутреннее пространство и системы отопления.


ЦУБ в Тынде, Амурская область, 1975 год.

ЦУБики не просто обеспечивали укрытие от северной непогоды, но и давали возможность жить достойно в регионе, где раньше это казалось невозможным. Улица Директорская в городе Тында получила от рабочих неофициальное название «Диогеновская» — дома представляли собой металлические «цистерны» и походили на винные бочки.

Помимо бытового комфорта строители БАМа сами организовывали себе культурный отдых. Энтузиасты сочиняли стихи, пели песни и смотрели спектакли приезжих театральных трупп, для многих великая стройка стала временем расцвета творческого потенциала. В 1979 году на БАМе прошёл фестиваль гитарной песни «БАМ-79», куда приехал кумир молодёжи — американский певец и актёр Дин Рид. «Красный Элвис» — такое прозвище дали исполнителю западные СМИ за симпатии Советскому Союзу. Шофёр автобазы Игорь Мархасин и монтажник Александр Лепёхин удостоились чести выступить с заграничным гостем на одной сцене.


Дин Рид на фестивале гитарной песни «БАМ-79». © Музей истории БАМа г. Тында

В 1975 году на БАМ с официальным визитом приезжает делегация артистов Большого театра. Поездкой руководил заведующий музеем Большого театра – Игорь Зарубин. Перед рабочими, инженерами и архитекторами выступили солистка оперы Маргарита Миглау, солисты оперы Владислав Романовский и Александр Ломоносов. Тогда газета «БАМ» писала: «В посёлке Золотинка с большим успехом прошли гастроли группы молодых артистов Государственного академического Большого театра Союза ССР. За дни работы на борту агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда» артисты провели множество встреч со строителями притрассовых поселков. <...> А после концерта на борту агитпоезда молодёжь ГАБТа и управления строительства «Бамстройпуть» заключили между собой договор о совместной работе».



Бронепоезд Вагон-клуб. © Музей истории БАМа г. Тында

Мой адрес — не дом, и не улица

Кроме молодых комсомольцев на Дальний Восток приехало много опытных архитекторов. БАМ для советских архитекторов стал полем экспериментов. Помимо этого власти хотели избежать в посёлках засилья типовых домов, которые тогда в Союзе возводили повсеместно. Вокзалы и дома на БАМе строили специалисты из Армении, Грузии, Таджикистана, Казахстана, Украины, Молдавии и Прибалтики, поэтому зданиях можно обнаружить национальные орнаменты почти всех советских республик — от туркменской мозаики до грузинской чеканки.


БАМ, станция «Звездная». © Livejournal / River Pilgrim — журнал Михаила Архипова

Первая станция, которую построили на БАМе в 1981 году носит название Звёздная, она расположена в Северобайкальском регионе. Здесь же находится первый мост БАМа — небольшой пешеходный мостик через реку Таюру. Армянский трест «АрмБАМ­строй» построил рядом с этой станцией жилые здания. Помимо этого был построен вокзал в духе модернизма. При строительстве использовались современные материалы и простая функциональная планировка. Национальные мотивы в архитектуре здания тоже присутствуют. Это можно заметить по протяжным аркадам, полуциркулярным наличникам и светлому вулканическому туфу, который считается традиционным стройматериалом в Армении.
В посёлке Ния вокзалы и жилые дома строили рабочие и архитекторы из Грузин­ской ССР. Вокзал станции облицован тёмным туфом. На дверях и стенах внутренних помещений использованы традиционная грузинская деревянная резьба и металлическая чеканка.


Железнодорожная станция Ния Восточно-Сибирской железной дороги (современный вид). © fotoload.ru / Лидия

Станция Улькан на Северобайкальском регионе была построена бригадой из Азербайджана. Архитекторы решили облицевать здание травер­тином и мрамо­ром из азербайджанских место­рождений, а решётки на окнах сделаны по мотивам традицион­ной техники шебеке. В зале ожидания было сделано многометровое мозаич­ное панно «Сказание об Азербай­джане», которое привезли прямо из Баку. Кроме того, на пло­щади перед зданием вокзала установлен памятник герою азербайджанского эпоса — камнетёсу и строителю Фархаду.


Железнодорожная станция Улькан, построена строителями Азербайджана. © Фотоальбом «БАМ». Издательство «Планета», 1984 год

Строительство железной дороги закончилась в 1984 году — так, советская утопия обернулась антиутопией. Правительство так и не реализовало все возложенные на Байкало-Амурскую магистраль надежды: раньше мешало хрущёвское правительство, заморозившее стройку, теперь — распад СССР и последовавший за ним кризис 90-х. Некоторые политики новой России называли проект «экономически непросчитанным», а люди покидали эти территории из-за растущей инфляции, развала промышленности и безработицы. Едва ли БАМ снова мечтой для россиян, но история этой магистрали останется навсегда в памяти десятков тысяч людей.


Укладка «золотого» звена на станции Куанда, Каларский район, Забайкальский край, 1 октября 1984 год.
« Редкие фотографии советской аудиотехники
Сельское хозяйство при Никите Хрущёве »
  • +54

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
По тем временам мощная стройка!
+2
Помню анекдот тех времен: — Что будет если сильно ударить Брежнева по голове? — БАМ!!!
+7
Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня: -открыт доступ к природным ресурсам огромного региона; -обеспечены транзитные перевозки; -создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам; -в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе. Регион очень перспективный, сколько ещё природных ресурсов не освоено, но этим надо заниматься!
+5
Участвовал в стройке. 5 летних сезонов там отработал в студенчестве
+3
  • avatar
  • avz30
Сейчас БАМ интенсивно развивается. Строится вторая ж/д колея
0
Ага, развивается. Все по методам правящей партии и их президента, много треска, осваиваются огромные суммы, результаты так себе
+8
Нужная магистраль, только бы не забросили вновь.