Бучин Александр Николаевич, водитель маршала Жукова, вспоминал, что Георгий Константинович «не раз ползал на передовой по окопам и потом садился в машину с грязными коленками».
«Маршалы Победы».
«Шофёр Победы», как называли Александра Николаевича знакомые ветераны, видимо слукавил, а, скорее всего, его попросили так сказать. Во-первых, если уж Жуков и решил «поползать», то не по окопам, а по траншеям. Во-вторых, минимальная глубина траншеи должна быть не менее 150 см. Рост Жукова составлял 166 см и ему бы не пришлось ползать на коленках, достаточно пригнуться, чтобы пройти в оборудованный блиндаж. И, в-третьих, был негласный приказ Сталина, в котором он строго-настрого запрещал появляться военачальникам такого уровня на передовой. Штучный «товар» и им на войне не разбрасываются.
Нет, есть фотографии, где уже будучи маршалами, военачальники находятся в окопах и что-то там рассматривают в окопный перископ. Но эта штуковина для того и придумана, чтобы наблюдателя не было видно. Догадываюсь, что эти фото сделаны по просьбе военных корреспондентов, а не по прихоти военачальников. Страна же должна знать своих героев.
Александр Суворов называл пулю дурой. Так вот эта дура не разбирала — кто перед ней находится. Гвардии рядовой Петров или маршал Жуков.
Так кому же повезло, а кому-то, наоборот, «свезло» повстречать на своем нелегком пути эту свинцовую дуру?
Георгий Жуков
Знаете ли вы, что большинство военачальников, которых мы привыкли называть «маршалами Победы», свою военную карьеру начинали еще при царе. Соответственно, они участвовали в первой германской 1914 г. Награждены за храбрость. Получали ранения.
Георгий Константинович Жуков.
Вот и Георгий Константинович свой военный путь начал в августе 1915 года. Через год его контузило, когда он в составе конной разведгруппы находился в тылу противника с целью захвата «языка».
Буквально через несколько дней, когда кавалерийский унтер-офицер Жуков со своими боевыми товарищами седлали коней, чтобы направиться на очередное задание, рядом разорвался вражеский снаряд. Георгий Константинович тогда серьёзно был ранен. Долго лечился в харьковском госпитале, после чего его комиссовали.
Третье свое ранение маршал «заработал» уже в Гражданскую. В октябре 1919 года осколки ручной гранаты пробили Жукову левую ногу и бок. Он долго лечился в госпитале Саратова.
Константин Рокоссовский
Когда началась война между Германией и Россией, Константин Константинович в ней участвовал чуть ли не с первых дней. Воевал храбро, пулям не кланялся. Был награжден тремя Георгиевскими медалями и Георгиевским крестом. Судьба его миловала. За все это время ни одной царапинки.
Константин Константинович Рокоссовский.
А вот первое свое ранение он получил в Гражданскую. Осенью 1919 года Уральский кавалерийский дивизион, которым командовал Рокоссовский, прорвался к штабу генерала Воскресенского. Рокоссовскому тогда удалось зарубить шашкой двух колчаковских офицеров, но сам он получил пулю в плечо. Как потом оказалось, это была пуля от самого генерала, секундой спустя зарубленного лихим командиром дивизиона.
Пуля прошла навылет и Константин Константинович быстро поправился.
Второе ранение не заставило себя долго ждать. В 1921 году кавалерийский полк Рокоссовского добивал остатки Азиатской дивизии барона Унгерна. В бою Рокоссовскому нанесли сильный удар шашкой. Это была довольно серьёзная рана ноги с переломом кости.
Во время Великой Отечественной страна чуть не лишилась талантливого военачальника. Константин Константинович вспоминал, что это было досадное ранение и получил он его не на передовой, а в помещении штаба. Это случилось 8 марта 1942 года. Он зачитывал писарю приказ по 16-й армии, в котором было его поздравление женщинам-военнослужащим. Неожиданно рядом со штабом разорвался бризантный снаряд (отличается присутствием в нем большого числа поражающих элементов).
Командующий армией получил тяжёлое ранение в спину. Осколками были задеты рёбра, позвоночник, лёгкое и печень. Военврач, оперативно прибывший к раненому, качал головой: «После такого не выживают». Но Рокоссовский выжил. Его самолётом доставили в Москву, где врачи сделали невозможное.
Иван Конев
Ивана Степановича можно назвать счастливчиком. Участник Первой мировой, Гражданской. Чуть ли не с первых дней на фронтах Великой Отечественной. И ни одной царапины.
Иван Степанович Конев.
Правда в марте 1944 года, когда части 2-го Ук
раинского фронта переправлялись через Южный Буг, маршал чуть не погиб. Его машину обстреляли вражеские истребители.
Конев вспоминал: «У моей “эмки” пробиты мелкими осколками оба ветровых стекла. В крыше тоже несколько пробоин, одна значительных размеров. “На память” в кузове оказался большой осколок бомбы весом около 500 г, который ударился о подушку и одеяло и застрял. Подушка и одеяло спасли меня от осколка, который мог бы угодить в позвоночник».
Александр Василевский
Александру Михайловичу, прошедшему Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную, также, как и маршалу Коневу, удалось избежать ранений.
Александр Михайлович Василевский.
Родион Малиновский
Первое ранение получил в Первую мировую. Это было осенью 1915 года. Осколками снаряда Малиновский был ранен в спину и ногу. Полгода находился на лечении в Москве.
Родион Яковлевич Малиновский.
Весной 1917 года Родион Яковлевич получил второе ранение. Так получилось, что тогда он воевал в составе экспедиционного корпуса Русской армии во Франции. Когда он со своей бригадой пошел в наступление, то далеко отбежать от своих окопов ему не удалось. Его серьёзно ранили в руку. Даже был риск ампутации конечности, но помог английский хирург. Сохранить ему руку.
Больше после этого маршал никаких ранений не получал. Переболел только сыпным тифом в 1920 году.
Федор Толбухин
В годы Первой мировой получил сильную контузию. Фёдор Иванович в июне 1917 года в составе пехотного полка участвовал в так называемом «июньском наступлении» Юго-Западного фронта. Вот в ходе этого неудачного для русской армии наступления маршал и получил довольно сильную контузию, после которой до декабря 17-го лечился в госпитале.
Фёдор Иванович Толбухин.
Леонид Говоров
Первая мировая лишь краешком коснулась прославленного военачальника. Говорова призвали в армию в декабре 16-го, а в феврале случилась революция. Следующую — Октябрьскую, он встретил в Сибири. Там Говоров проходил службу в мортирной батарее в чине подпоручика.
Леонид Александрович Говоров.
Демобилизовали. Затем вновь призвали в армию Колчака. А вот ранили его уже в Красной армии, куда он вступил добровольцем в начале 1920 года. Профессионального военного сразу же назначили командиром артиллерийского дивизиона.
В бою под Каховкой в ногу Леонида Александровича прилетел осколок. Немного оправившись, он получил второе ранение. На этот раз в руку.
Великая Отечественная война также заставила маршала полежать в госпитале под бдительным осмотром врачей. Но это был всего лишь острый приступ аппендицита.
Кирилл Мерецков
Кирилл Афанасьевич не воевал в первую германскую. Когда ему летом 1915 года исполнилось 18 лет, то он получил освобождение от призыва в армию.
А вот в Гражданскую, в которой он принимал активное участие, Мерецков получил два ранения.
Кирилл Афанасьевич Мерецков.
Первый раз его ранили в сентябре 1918 года. Он тогда занимал должность начштаба отряда Красной гвардии Судогды. В тылу не отсиживался. Воевал наравне с рядовыми красногвардейцами.
В одном бою они схватились с золотопогонниками врукопашную. Мерецкову тогда сильно приложили прикладом по голове. Он потерял сознание и очнулся только в санитарном вагоне.
Летом 1920 года его опять ранили. На этот раз из карабина в ногу. Он и его товарищи попали в засаду и еле ускакали от казаков, но выстрел одного из них все-таки догнал Мерецкого. Хорошо, что в хуторе, где они остановились, был старичок-фельдшер. Он с помощью прокаленного стального крючка и извлек пулю из раны будущего маршала.
Последние комментарии
Почти так!
Честь и слава великим «Маршалам Победы»! Как нам не хватает их сейчас!
Честь и слава маршалам, как и миллионам рядовых солдат и младшим офицерам! Но грустно и обидно за лето 1941 года. Очень много публикаций, объясняющих и отступление Красной Армии, и сдачу в плен миллионов солдат и офицеров, а выводов в 5-10 фраз о причинах я не встретил. Ведь у нас в разы было больше танков, самолетов и, особенно артиллерии. У немцев было 4300 танков, у нас минимум 14000. Почему в июне были отпуска, почему маршал победы Жуков Г.К. всего за несколько дней до 22 июня телеграммой приказал жестко наказать военачальника, осмелившегося отдать уже боевые распоряжения к обороне? Почему Жуков, почитаемый как гениальный полководец, не отдал соответствующие приказы об обороне сам, ибо И.В.Сталин еще не был Верховным Главнокомандующим? Почему Жуков не взял на себя смелость перечить Сталину, когда тот проигнорировал отчаянные попытки разведчиков предупредить о войне «на пороге». Ведь Жуков был НАЧАЛЬНИКОМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА! Кстати, Суворова — Резуна я не прочитал ни строчки. Восхищаюсь командирами 41 дивизии летом 41. Все бы так! Почему начали формировать мехкорпуса, а потом переформировывать? И это, когда война за дверью! Хорошо, что победили, но какой ценой! Кто-нибудь из компетентных скажите в чем дело. А о маршалах писать легко. Напишите, пожалуйста, о генерале Лукине. По некоторым публикациям он с армией в окружении один из тех, кто задержал немцев на пути к Москве. Задержал на очень важные 2 недели. И больше пишите еще об одних героях — о героях тыла. Но не общими фразами о недоедании, о работе по 12-14 часов, а глубже, человечней. Все это нужно, чтобы не повторилось! Ну и не игнорируйте Берию Л.П., не игнорируйте тех руководителей, кто без всяких компьютеров организовал сложнейшую и огромную работу по перевозке в тыл тысяч предприятий. Они тоже Маршалы!
круто
Преклоняюсь! Настоящие боевые офицеры!
Однажды Жуков уже через много лет после войны оказался в компании, где его не сразу узнали — люди за столом были незнакомые. И вот кто-то сказал нечто вроде: «военачальнику необязательно ползать на брюхе». Жуков рассердился и сказал: «А я множество раз ползал на брюхе, если того требовала оперативная обстановка». И то что шофёр вспоминал про грязные колени, неудивительно: в окопе испачкаться проще простого — особенно в межсезонье. И если солдаты и младшие командиры итак все в земле и на них незаметно, то на маршальской форме земля будет заметна сразу. И ещё: может я что-то забыл… Но по-моему Жуков находясь в штабной избе получил ранение. Снаряд-болванка пробил бревенчатую стену. Это надо опять «Воспоминания и размышления» перечитывать, я читал ещё в школе, лет 40 с той поры прошло…
Честь и Слава!