90 лет со дня рождения мэтра шансона Вилли Токарева
Вечно с улыбкой, в шикарном костюме, с сигарой в зубах и с фирменным жестом: всё ок! Фигура колоритного усача Вилли Токарева символически объединила СССР и далёкую Америку, советскую эстраду и российский шоу-бизнес, затёртые кассеты с мутными обложками — и фестивали шансона в Кремлёвском дворце.
Уроженец хутора в Адыгейской области с предками из кубанских казаков, корабельный кочегар и выпускник музыкального училища по классу контрабаса при Ленинградской консерватории, Вилен Токарев успел пройти солидный путь на советской сцене.
С ранних лет Вилли Токарева привлекал джаз. Он жил в Ленинграде, сотрудничал с Анатолием Кроллом, Гюлли Чохели, Давид Голощёкиным, работал в ансамбле «Дружба». В какой-то момент молодому контрабасисту пришлось перебраться в Мурманск, где он начал писать песни. Его сочинения звучали с эстрады в исполнении Вадима Мулермана, Эдиты Пьехи, Анатолия Королёва. Казалось, впереди новые свершения…
Но в 1974 году 40-летний, вполне состоявшийся Вилли Токарев решился на шаг в неизвестность — по израильской визе эмигрировал в США. Видимо, своих джазменов в Америке хватало, так что эмигранту в заокеанских ресторанах пришлось петь совсем другие песни. О своих первых впечатлениях от новой страны Вилли Токарев рассказал честно и без прикрас:
«Когда приехал, разобрался очень быстро:
За корку хлеба здесь приходится пахать,
Здесь хорошо живут банкиры и министры,
И здесь любому на любого начихать».
Пахать и впрямь пришлось. Золотые горы за океаном явно не ждали. По словам самого Вилли Токарева, в момент переезда в его кармане было всего 100 долларов. Чтобы закрепиться, пришлось перепробовать профессии курьера, разносчика газет, уборщика. С языковым барьером удалось справиться при помощи американских газет.
Большую часть своих будущих шлягеров Вилли Токарев сочинил, сидя за баранкой такси. Получив водительскую лицензию, он порой проводил за рулём по шестнадцать часов в сутки, чтобы не только заработать на жизнь, но и накопить на запись альбома. И отчего бы не записать, если песни пишутся одна за другой?
И хотя во время «карьеры» таксиста Вилли Токареву пришлось столкнуться и с вооружёнными грабителями, и с угонщиками, и с прочими приметами изнанки жизни в западном «раю», первый альбом, выдержанный в диковинном жанре диско-шансон, он назвал «А жизнь — она всегда прекрасна!»
Упорство в достижении целей в конечном итоге окупилось. Второй альбом «В шумном балагане» (1981) принёс Вилли Токареву известность не только среди русскоязычных эмигрантов Брайтона, но и в далёком СССР, где кассеты жизнерадостного эмигранта ходили из рук в руки. Да и вообще везде, где говорили и пели на русском языке.
«Я пока что небогатый,
Да и бедным не назвать,
Только вечно мне придется
Счастье вечное ковать...»
И если в США Вилли Токарев выступал для эмигрантов в ресторанах, то в перестроечном СССР его ждали заполненные дворцы спорта и толпы восторженных фанатов. Артист сам не ожидал, что его возвращение летом 1989 года обернётся таким триумфом. Как не знал, что его юморные песни, написанные в нью-йоркских пробках, уже знает вся страна от Калининграда до Владивостока.
Семь десятков концертов в пяти городах (Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе и Сочи) прошли с невероятным успехом. Об этой гастроли даже вышел фильм «Вот я стал богатый сэр и приехал в СССР».
В 1990-е Вилли Токарев обосновался в Москве, впоследствии перебрался в высотку на Котельнической набережной, где основал и собственную студию. Теперь этот улыбчивый, импозантный джентельмен с обаянием кота Базилио выступал в качестве мэтра эстрады, появляясь на телевидении и в кино, украшая своим присутствием то вручение премии «Шансон года», то концерты «Ээхх, Разгуляй!»
Приблатнённая лирика, которая в советские годы вызывала повышенный интерес по причине атмосферы запретности, превратилась в респектабельный жанр. Вилли Токарев до своего ухода 4 августа 2019 года служил связующим звеном между эмигрантским шансоном старой школы и новыми поколениями артистов, возделывающих ниву песен под водочку. Но именно в токаревском исполнении сохранились простота, душевность и искренность, которые нынче в явном дефиците.
Уроженец хутора в Адыгейской области с предками из кубанских казаков, корабельный кочегар и выпускник музыкального училища по классу контрабаса при Ленинградской консерватории, Вилен Токарев успел пройти солидный путь на советской сцене.
С ранних лет Вилли Токарева привлекал джаз. Он жил в Ленинграде, сотрудничал с Анатолием Кроллом, Гюлли Чохели, Давид Голощёкиным, работал в ансамбле «Дружба». В какой-то момент молодому контрабасисту пришлось перебраться в Мурманск, где он начал писать песни. Его сочинения звучали с эстрады в исполнении Вадима Мулермана, Эдиты Пьехи, Анатолия Королёва. Казалось, впереди новые свершения…
Но в 1974 году 40-летний, вполне состоявшийся Вилли Токарев решился на шаг в неизвестность — по израильской визе эмигрировал в США. Видимо, своих джазменов в Америке хватало, так что эмигранту в заокеанских ресторанах пришлось петь совсем другие песни. О своих первых впечатлениях от новой страны Вилли Токарев рассказал честно и без прикрас:
«Когда приехал, разобрался очень быстро:
За корку хлеба здесь приходится пахать,
Здесь хорошо живут банкиры и министры,
И здесь любому на любого начихать».
Пахать и впрямь пришлось. Золотые горы за океаном явно не ждали. По словам самого Вилли Токарева, в момент переезда в его кармане было всего 100 долларов. Чтобы закрепиться, пришлось перепробовать профессии курьера, разносчика газет, уборщика. С языковым барьером удалось справиться при помощи американских газет.
Большую часть своих будущих шлягеров Вилли Токарев сочинил, сидя за баранкой такси. Получив водительскую лицензию, он порой проводил за рулём по шестнадцать часов в сутки, чтобы не только заработать на жизнь, но и накопить на запись альбома. И отчего бы не записать, если песни пишутся одна за другой?
И хотя во время «карьеры» таксиста Вилли Токареву пришлось столкнуться и с вооружёнными грабителями, и с угонщиками, и с прочими приметами изнанки жизни в западном «раю», первый альбом, выдержанный в диковинном жанре диско-шансон, он назвал «А жизнь — она всегда прекрасна!»
Упорство в достижении целей в конечном итоге окупилось. Второй альбом «В шумном балагане» (1981) принёс Вилли Токареву известность не только среди русскоязычных эмигрантов Брайтона, но и в далёком СССР, где кассеты жизнерадостного эмигранта ходили из рук в руки. Да и вообще везде, где говорили и пели на русском языке.
«Я пока что небогатый,
Да и бедным не назвать,
Только вечно мне придется
Счастье вечное ковать...»
И если в США Вилли Токарев выступал для эмигрантов в ресторанах, то в перестроечном СССР его ждали заполненные дворцы спорта и толпы восторженных фанатов. Артист сам не ожидал, что его возвращение летом 1989 года обернётся таким триумфом. Как не знал, что его юморные песни, написанные в нью-йоркских пробках, уже знает вся страна от Калининграда до Владивостока.
Семь десятков концертов в пяти городах (Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе и Сочи) прошли с невероятным успехом. Об этой гастроли даже вышел фильм «Вот я стал богатый сэр и приехал в СССР».
В 1990-е Вилли Токарев обосновался в Москве, впоследствии перебрался в высотку на Котельнической набережной, где основал и собственную студию. Теперь этот улыбчивый, импозантный джентельмен с обаянием кота Базилио выступал в качестве мэтра эстрады, появляясь на телевидении и в кино, украшая своим присутствием то вручение премии «Шансон года», то концерты «Ээхх, Разгуляй!»
Приблатнённая лирика, которая в советские годы вызывала повышенный интерес по причине атмосферы запретности, превратилась в респектабельный жанр. Вилли Токарев до своего ухода 4 августа 2019 года служил связующим звеном между эмигрантским шансоном старой школы и новыми поколениями артистов, возделывающих ниву песен под водочку. Но именно в токаревском исполнении сохранились простота, душевность и искренность, которые нынче в явном дефиците.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.