Трагедия еврейской жены Якова Джугашвили

«Волчонок», — так называл старшего сына Иосиф Виссарионович, — в очередной раз расстроил отца. Яшка бросил гражданскую жену Ольгу Голышеву, родившую ему сына Евгения, и спутался «с какой-то».




Узнав об этом прискорбном обстоятельстве, Сталин лишь нахмурился, но тут же отослал секретаря и занялся своими обычными делами: Иосиф Виссарионович давно махнул на «волчонка» рукой. Пусть живет, как ему заблагорассудится. Отрезанный ломоть.

«Какой-то» женщиной, уведшей, к огорчению Сталина, Якова Джугашвили от матери его ребенка, была известная в Одессе особа — балерина Юдифь Исааковна Мельцер, которая предпочитала называть себя Юлия.

Слово «балерина» следовало бы взять в кавычки, так как к выступлениям в «больших и малых театрах» Юлия-Юдифь никакого отношения не имела…

Родилась Юдифь в 1911 году в Одессе. Отец, Исаак Мельцер, был купцом второй гильдии, продавал одесситам и гостям города фарфоровую посуду и статуэтки. Мама, Фанни Абрамовна, являлась домохозяйкой.

После Октябрьской революции Исаак Мельцер пытался вывезти семью за границу, но этого сделать ему не удалось. Бывшего купца с семейством большевики, к счастью, не тронули, однако, лавки и почти всех накоплений Мельцеры лишились.

Жили на зарплату старшего сына Мунца Мельцера, нашедшего хлебную должность при новой власти.

Юдифь с ранних лет любила танцевать, однако из-за революционных перипетий и безденежья, родители смогли отдать девочку в хореографическое училище лишь в подростковом возрасте, лет в 14-15.

В возможность зарабатывать «дрыганьем ногами» Исаак Мельцер не верил, поэтому в 1928 году он заявил 17-летней дочери, что собирается выдать ее замуж. Муж, одесский инженер с хорошей стабильной зарплатой, был значительно старше Юдифь, но перечить отцу девушка не посмела.

Свадьбу сыграли в одном из ресторанов Одессы, вскоре Юдифь родила мужу ребенка.



Городской сад Одессы в 20-е годы.

В 1932 году 21-летняя Юдифь окончила хореографическое училище. Примерно в это же время супруг с мадам Мельцер расстался, причем, из-за ее измены. Брат отказался взять молодую женщину в иждивенки, и тогда Юдифь, взяв псевдоним Юлия, стала выступать в одесских кафешантанах.

Мельцер пела, а также исполняла танцы «а-ля Айседора Дункан». Подобно великой предшественнице, Юлия использовала очень легкую, почти прозрачную, тунику. Однако Мельцер пошла дальше Дункан, в конце представления появляясь перед гостями в чем мать родила.



Айседора Дункан, кумир Юлии Мельцер.

На одном из таких выступлений Юлию увидал сам нарком внутренних дел Украины Николай Петрович Бессараб.

Бессараб был поражен элегантностью женщины. Юлия Мельцер, и правда, тщательно следила за собой. Прекрасно одевалась, использовала косметику. Красавица говорила: «Я чувствую себя голой, если губы не накрашены».

Осенью 1935 года Николай Петрович женился на Юлии, а через несколько месяцев, получив назначение в столицу, увез супругу в Москву.

Так бывшая одесская танцовщица оказалась в мире кремлевских бонз, заняв достойное место среди жен партийной элиты.

Впрочем, благополучие продолжалось недолго. В 1937 году Николай Бессараб узнал об измене супруги со старшим сыном Сталина Яковом Джугашвили. Бессараб не стал испытывать судьбу: быстро и без шума он развелся с женой.


Юлия Мельцер.

Якову Джугашвили в ту пору исполнилось 30 лет, он был на четыре года старше Юлии Исааковны. За плечами у сына Сталина был бездетный брак со студенткой Зоей Гуниной, а также гражданское сожительство с москвичкой Ольгой Голышевой, которая в январе 1936 года родила Якову сына.

Сталин не одобрил ни первые, ни вторые отношения Якова. Однако после рождения Голышевой мальчика, Иосиф Виссарионович смягчился, и был крайне раздосадован, узнав об очередном расставании своего «волчонка».

И, ладно бы, Яков ушел к достойной женщине, так нет же! Фигура Юлии Мельцер особо возмутила отца. Приемный сын Сталина Артем Сергеев вспоминал:

«Когда они только еще встречались, сидели как-то на даче какие-то тетушки и рассуждали, что вот Яша собирается жениться, она — танцовщица из Одессы, не пара. Сталин тогда сказал: «Кто-то любит принцесс, а кто-то — дворовых девок. Ни те, ни другие от этого ни лучше, ни хуже не становятся».

Однако Яков, как уже бывало раньше, отца не послушался. В 1938 году Джугашвили в одном из ленинградских ЗАГСов расписался с Юлией, которая к тому времени была беременна. 18 февраля 38-го Юлия родила дочь Галину.

Жену и дочку Яков Иосифович обожал.


Яков Джугашвили с дочкой Галей.

Юлия, вопреки всем слухам и домыслам, оказалась прекрасной матерью и женой. Ухаживала за мужем и дочерью, была хранительницей домашнего очага, превосходно готовила.

Вскоре Юлию приняли многие родственники Джугашвили, за исключением его отца.

Сталин был крайне недоволен, что в западной прессе о его новой невестке писали неприличные вещи. Якобы Юлия подрабатывала в Одессе «ночной бабочкой», будто бы у нее было четыре мужа и тому подобное.

22 июня 1941 года, после того как стало известно о нападении гитлеровцев на СССР, Яков впервые за долгое время позвонил отцу с дачи младшего брата Василия Сталина. Иосиф Виссарионович коротко бросил старшему сыну:

«Иди и сражайся!».

27 июня, попрощавшись с женой и дочкой, Яков Иосифович отправился в действующую армию.

Примерно через неделю, 4 июля 1941 года 20-я армия, службу в которой проходил Джугашвили, попала в окружение под Витебском.

Яков, занимавший должность командира 6-й артиллерийской батареи в звании старшего лейтенанта, сражался как лев, но избежать поражения не сумел.

16 июля 1941 года старший сын Сталина бесследно пропал. По приказу Ставки поиски продолжались до 25 июля, однако, выяснить местонахождение Якова не удалось.


Яков Джугашвили в плену.

Вскоре стало известно о пленении Якова немцами. Несмотря на то, что Джугашвили назвался другой фамилией, гитлеровцы откуда-то достали фотографии сына Сталина и по ним легко его опознали.

Не любивший сына Иосиф Виссарионович был уверен, что Яков сдался в плен добровольно, что «волчонок» совершил измену Родине.

Ближайшее окружение Джугашвили подверглось «чистке». В сентябре 1941 года была арестована и Юлия Мельцер.

Женщину заподозрили в передаче немцам тех самых фотографий. Юлия Исааковна решительно отвергла все обвинения. Мельцер заявила, что ее муж — искренний патриот своей Родины, что он любит, уважает отца, свято верит в вождя народов.

Вера жены в Якова, в его безгрешность, вселила в Сталина надежду: может быть, сын, и правда, не является предателем.

Юлия Мельцер не была приговорена к высшей мере, однако, из тюрьмы ее не выпустили.


Яков Джугашвили.

В 1943 году, уже после Сталинграда, немцы передали через Международный Красный Крест предложение обменять Якова Джугашвили на плененного фельдмаршала Паулюса. Сталин, по свидетельству его дочери Светланы Аллилуевой, ответил следующим образом:

«Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне».

Вскоре, однако, менять стало некого. Вечером 14 апреля 1943 года Яков Джугашвили совершил отчаянную попытку бегства. Старший лейтенант, улучив момент, понесся к колючей проволоке со всех ног, в отчаянном прыжке прыгнул на забор из ключей проволоки. Получив удар током высокого напряжения, Яков был застрелен в голову часовым Конрадом Хафрихом.

Сталину о судьбе сына стало известно летом 1945 года, после проведенных сотрудниками советских спецслужб допросов охранников и узников концлагеря Заксенхаузен.

Выяснилось, что Яков не только не изменил Родине, но бился за нее до последнего, рвался к своим и погиб при героических обстоятельствах.

Вскоре Юлия Мельцер была выпущена из тюрьмы и вернулась к дочери.

Замуж женщина больше так и не вышла. По свидетельству Галины Джугашвили, тюрьма не сломила мать — женщина была все такой же веселой и беззаботной. Жила Юлия легко и свободно, в ее большой квартире постоянно были шумные вечеринки.

Однако Сталин, несмотря на ходившие по Москве разнообразные слухи, больше не допускал негативных высказываний о невестке. Напротив, Иосиф Виссарионович помогал деньгами женщине, воспитывающей его внучку.

Юлия Исааковна Мельцер-Джугашвили умерла в 1968 году от рака в возрасте 57 лет. Ее дочь Галина, внучка И.В. Сталина, стала филологом, научным сотрудником Института мировой литературы РАН. Всю жизнь Галина Яковлевна прожила в Москве: скончалась женщина в августе 2007 года в возрасте 69 лет.
Источник
« Зачем советские женщины плевали на тушь
Как создавались и по каким правилам жили... »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.