Александра Кузьмина, вместе с тремя подругами Тосей Фёдоровой, Зиной Ягодкиной и Лидией Гудованцевой попала на фронт в июне 1943 года после обучения в Центральной женской снайперской школе. Девушки оказались на Северо-Западном фронте в составе 23-ей Гвардейской стрелковой дивизии. Первые дни они наблюдали за местностью, изучали вражескую оборону и намечали ориентиры.
Девушка снайпер
На первую «охоту» Саша отправилась с напарницей Лидией Гудованцевой. Они хорошо замаскировались и стали ждать. Первым сраженным фрицем был молодой парень, который нес в руке «ярко-сверкающий на солнце чайник» и ранец за спиной. По всей видимости немец нес завтрак своим. Сразила его Лидия Гудованцева. После этого немцы открыли беспорядочный огонь в сторону советских позиций.
Совсем скоро свой боевой счет открыла и Саша. Произошло это вечером, когда почти стемнело. Из опушки леса выбежал немец, накинул петлю веревки на ногу сраженному товарищу и кто-то из леса принялся тянуть. Немец же пополз по-пластунски рядом с телом. Саша взяла его на мушку и метким выстрелом пригвоздила к земле. После этого была у нее еще не одна победа.
Сентябрь 1943 года. Девушки снайперы Ягодкина, Федорова, Гудованцева, Кузьмина
30 сентября 1943 года командир полка полковник Старков от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР наградил Сашу медалью «За отвагу»:
… снайпера 1-й автоматной роты гвардии ефрейтора Кузьмину Александру Петровну, за то, что за период нахождения в обороне с 11 августа по 9 сентября 1943 года метким огнем уничтожила 5 фашистов (Из наградного листа. Опубликовано в книге «Оставшиеся на поле боя» автора Дарьи Тимошенко)
10 мая 1944 года командир полка Старков вновь написал представление к награде на Сашу Кузьмину. На этот раз за то, что она помогла разведчикам взять в плен ценного языка. Случилось это следующим образом:
6 мая 1944 года находясь в засаде на «охоте» за немцами заметила движение двух немецких солдат, метким выстрелом она уничтожила одного фашиста, а второй фашист бросился бежать. Товарищ Кузьмина решает оказать помощь разведчикам и взять одного фашиста живым. Своими меткими пулями она приземляет фашиста на землю и держит под пулями его до тех пор, пока разведчики не подобрались, и не захватила его в плен. (Из представления к ордену «Славы 3-й степени». Опубликовано в книге «Оставшиеся на поле боя» автора Дарьи Тимошенко)
Пленный немецкий солдат
Так Саша получила свою вторую награду. Кстати, пленный немец рассказал много интересного:
Взятый в плен «солдат 3-ей батареи 23-го артполка Альберт Лянг показал, что против нашей дивизии обороняется 83 пехотная дивизия противника. Замена ею 15-й латышской дивизии СС произошла в последних числах апреля месяца. Дивизию поддерживает 23 артполк… (ЦАМО, 23 гвсд, Ф. 1, Оп. 1, Д. 243, стр. 58)
Альберт Лянг, немец, 1923 года рождения, на допросе показал, что на занятиях по химической подготовке, он изучал средства индивидуальной защиты и отравляющие вещества, такие, как: Бляукрайц – синий крест, Граукрайц – серый крест, Гильбкрайц – желтый крест, Зайскрайц – белый крест, и что эти отравляющие вещества в немецких частях, могущих их применять имеются и будут по приказу командования применены, как только русские прорвут оборону немцев
(ЦАМО, 23 гвсд Общие приказы, Ф. 1097, Оп. 1, Д. 48, стр.108)
Напарница Саши Лидия Гудованцева
Однажды Саша сама умудрилась взять «языка». Произошло это весьма необычным образом. Когда советские войска держали оборону на реке Великой, то им позарез нужен был новый пленный, который бы поведал о состоянии войск противника и о планах немцев. Каждую ночь разведчики уходили на задание. Часто возвращались с потерями.
И вот как то утром Саша и ее напарница Лидия наблюдали за позициями противника и заметили, что немцы периодически по одному бегают в какое-то сооружение из елок. На следующий день боевые подруги опять вышли на наблюдательный пункт. На какое-то время Лидия отвлеклась, а потом поняла, что Саши нет рядом. Находившийся тут же боец не смог сказать, куда подевалась девушка. Лидия прошлась по траншеям, потом направилась к командиру роты и доложила о пропаже подруги. Уже вместе они пошли искать девушку и довольно скоро нашли:
… в изгибе траншей, слышался громкий смех, весёлые реплики. Прошли туда. И увидели такую картину. Среди бойцов сидела моя Сашенька, красная, вены на висках вздуты, так и пульсируют. Не может отдышаться. Оказывается, она только что захватила «языка», к тому же офицера. (Сборник «Снайперы», Москва, «Молодая гвардия», 1976 год.)
Немецкие позиции
Как оказалось, этот офицер пошел в туалет и был захвачен в очень неудобный момент.
… туда частенько бегали гитлеровцы. Как оказалось, в туалет… Она тут же бросилась в конец траншеи и одним махом преодолела метров 80 по нейтралке. Ворвалась. Скомандовала немцу: «Хенде хох !» Тот остолбенел. Он был в таком виде, что никакого сопротивления оказать не мог, хотя имел при себе пистолет. (Сборник «Снайперы», Москва, «Молодая гвардия», 1976 год. Воспоминания Лидия Гудованцева)
Снайпер Александра Кузьмина пропала без вести через пару дней после того, как о ней вышла статья в Красноармейской газете 1-й Ударной армии «На разгром врага» и о девушке узнала вся армия. 23-я гвардейская стрелковая дивизия понесла большие потери в бою в районе Григоркино.
… убитыми и раненными 73 человека, пленными 12 человек, из них 2 сбежало к нам, остальные вместе с конвоем попали под наш огонь и частично погибли, потеряно четыре 45 мм пушки, 3 станковых пулемета, 7 ручных пулеметов… (Из журнала боевых действий 2-го Прибалтийского фронта за 18 мая 1944 год. ЦАМО, 2 ПБФ ЖБД, Ф. 239, Оп. 2224, Д. 806, стр. 46)
Саша попала в плен и ее вместе с другими бойцами отправили колонной в немецкий тыл. По дороге колонну пленных накрыла артиллерия 49-го гвардейского артполка 23-й гвардейской стрелковой дивизии. Погибла ли Саша при этом артобстреле или выжила долгое время было неизвестно. В 2015 году в свет вышла книга «Оставшиеся на поле боя» Дарьи Тимошенко. Там было написано, что на данный момент никаких сведений о Саше нет.
Саша Кузьмина (на стуле) послевоенное фото, конец 50-х
Однако когда автор книги посещала Пошехонский краеведческий музей и попросила найти фото Саши, то в результате поиска выяснилась интересная информация. Саша Кузьмина оказалась жива. Девушка действительно попала в плен:
Изредка говорила, что была стрелком, что попала в плен, когда купалась в реке вместе с девушками. Документы быстро зарыла на берегу. В плену сказалась медсестрой, хотя панически боялась крови. И сразу ей нашлась работа, нужно было быстро перевязать тяжело раненного немца высокого чина. Как она перевязывала одному богу известно, только немец тот быстро пошел на поправку и очень был благодарен спасительнице. (Источник: Центр сохранения и развития культуры Пошехонского муниципального района. Кузьмина А.П.)
После войны, вернувшись из плена Саша не встала на учет в местный райвоенкомат. Поэтому никаких сведений о ней долгое время отыскать не удавалось. Она устроилась на Зубаревском леспромхозе заведующей столовой, потом работала на складе в Пошехонье. По всей видимости ей не хотелось проходить все многочисленный проверки, которые устраивались для тех, кто вернулся из плена. Ну а поскольку совесть ее была чиста, то и опасаться, что за ней неожиданно придут ей было нечего.
Последние комментарии
Многим прошедшим плен, пришлось и после войны сидеть в наших лагерях, вот поэтому и боялась сообщать!
Бедные девушки, купались наверняка голыми и видимо попали не только в плен!