Как Георгий Данелия создал фильм на все времена

А вы знали, что роль сантехника Борщова изначально досталась Бориславу Брондукову, Афоню мог сыграть Владимир Высоцкий, а Евгения Симонова зауважала Куравлёва за принципиальность, оставшись равнодушной к его герою?




Успех этого несмешного фильма можно объяснить его проникновенной реалистичностью – гостьей на советских киноэкранах редкой на тот момент. И хотя «Афоня» не характерный для режиссёра фильм, который снимался по сценарию, написанному без участия Данелии, он по праву считается чуть ли не одним из самых советских фильмов Георгия Николаевича. Во многом это объясняется мастерским подбором актёров. Впрочем, они могли быть и другими.

Афоня




На главную роль пробы были долгими и активными. Сантехником вполне мог стать Николай Караченцов или Георгий Бурков. Были шансы у Владимира Меньшова, Владимира Носика, Виктора Проскурина, Бориса Щербакова.

Кстати, режиссёр на полном серьёзе задумывался над тем, чтобы остановиться на Даниеле Ольбрыхском. Представьте себе, что главные герои двух известнейших фильмов 1970-х были бы поляками: Барбара Брыльска в “Иронии судьбы” и Ольбрыхский в “Афоне”.


0
Пробы Николая Караченцова

На обсуждении была и кандидатура Владимира Высоцкого. О чём артист узнал и неоднократно заходил в группу под разными и совершенно надуманными предлогами. Однако Высоцкий был личностью харизматичной, сильной, волевой. И зрители просто не смогли бы простить ему проделок Афони, который кружился по жизни как осенний лист на ветру. Это хорошо понимал режиссёр и поэтому искал другого актёра.

0
Пробы Владимира Носика


Пробы Андрея Мартынова



Юрий Никулин в фильме «Девушка с гитарой»

А прообразом персонажа стал ещё один гениальный и всенародно любимый артист. Автор сценария Александр Бородянский, работая над текстом, представлял себе молодого Юрия Никулина. По амплуа и популярности с Юрием Владимировичем был схож Леонид Куравлёв.


Куравлёв в фильме «Живёт такой парень»1964 г.

И выбор режиссёр остановил на Леониде Вячеславовиче по той простой причине, что зритель смог бы простить персонажа в его исполнении. В случае с другими актёрами – не смог бы.
Кстати, важным условием стала потеря веса. Георгий Николаевич считал, что артист полноват для роли и потребовал немного сбросить. Куравлёв согласился и за месяц расстался с 10 килограммами.



Что примечательно, по замыслу Афоня – персонаж выпивающий. Но в картине этот грешок за ним практически не водится. Герой замечен лишь в пивной со стаканчиком, да выпивающим дома после увольнения. И то это были слабоалкогольные напитки.
В одной из сцен, которую снимали в спальне с участием Куравлёва и Евгении Симоновой, ему надо было снять верхнюю одежду. Но Леонид Вячеславович категорически отказался это делать. И гордо возлежал под одеялом в майке и брюках. Симонова позже призналась, что Афоня её не заинтересовал, а вот Куравлёв со строгими принципами очень даже понравился.

Катя Снегирёва


Пробы Анны Каменковой

На второстепенные роли Данелия часто без проб приглашал испытанных временем артистов, но с главными, особенно молодыми, дело обстояло совершенно иначе. Здесь режиссёр мог быть предельно дотошным и придирчивым отборщиком. Но как только находил нужный ему типаж, вцеплялся в него крепко-накрепко и не хотел отпускать.
Так, образ юной Кати Снегирёвой помимо Симоновой могли воплотить на экране Елена Прудникова или Анна Каменкова.



Начинающую артистку Евгению Симонову предложила режиссёру ассистент по актёрам Елена Судакова. Данелии Симонова показалась идеальной. И он тут же захотел снимать девушку. Но, как всегда, жизнь вносит свои коррективы.


«Пропавшая экспедиция»

В этот момент Симонова снималась в другом кино – «Пропавшая экспедиция». И договор на участие в картине Вениамина Дормана, съёмки которой проходили в Свердловской области, актриса подписала буквально за день до знакомства с Данелией.



Несмотря на пересечение съёмок, режиссёр решил не отказываться от актрисы. Ведь в этой роли он видел только Евгению Симонову. Стараниями пробивного директора данелиевской картины Александра Яблочкина девушку получилось буквально на три дня вырвать с Урала в Ярославль и практически молниеносно и идеально снять все сцены с её участием.

Штукатур Коля



Леонов был своего рода талисманом Данелии, который появлялся практически во всех картинах мэтра. В «Афоню» любимого артиста он взял заочно, без проб.
Считалось, что Данелия перед съёмками нового фильма сразу думал, кого там сыграет Леонов:
Женя и был моим талисманом, но главное – он был камертоном. Он задавал тон стилистике – добрый, смешной и грустный.


Евгений Леонов и Инна Чурикова в фильме «Тридцать три» 1965 г.

Хотя режиссёр снимал Леонова во всех своих картинах с момента первой совместной работы и до смерти Евгения Павловича, знакомство двух великих людей изначально, как говорится, не задалось.
После их первой встречи Данелия назвал артиста жмотом и твёрдо решил никогда больше не иметь с ним дел.

Тогда Данелия тоже искал замену Юрию Никулину, который должен был сыграть главную роль в комедии “Тридцать три”, но уехал с цирком на гастроли. Режиссёру предложили Евгения Леонова.



Режиссёр дал Леонову сценарий и предложил сыграть главную роль. На что получил ответ, что он согласится при условии, если ему заплатят по первой категории:
Я решил, что без этого жмота Леонова мы обойдёмся, и попросил Лику позвонить Папанову. Папанова в Москве не было. И вечером я пошёл в театр смотреть на Леонова. Посмотрел и понял – никого, кроме него, я на роль Травкина не возьму. Чёрт с ним, пусть торгуется.



Леонову его новый герой в “Афоне” категорически не нравился. И человек он так себе, да и играть там в общем-то нечего. Однако актёр нашёл для Коли удачный штрих, который поначалу не заметил даже сам Данелия.


На репетиции Леонов достал бумажку с телефоном из кармана, из которой со звоном выпало несколько монет. Он обрадованно сказал Данелии: “Смотри. Понял?” Данелия не понял, и Леонов объяснил:
Какой говнюк твой штукатур! Три недели прожил у человека, пил, ел, а самому три гроша трудно оставить!
Актёр всегда искал в своих героях отрицательные черты. Так он делал образ объёмнее и реалистичнее.

Федул



Борислав Брондуков, сыгравший в картине грузчика Федула, изначально должен был блистать в главной роли. Ведь фильм должен был сниматься на киностудии имени Довженко в Киеве. Режиссёром уже назначили Леонида Осыку, а Афоней (тогда он ещё по сценарию был Серафимом) Борислава Брондукова. Но потом сценарий попал к Данелии, и всё изменилось.



Уже потом сценарист Бородянский уговорил взять Борислава Брондукова на роль окончательно пропащего Афониного друга-алкоголика Федула. Ему просто было неловко перед актёром — сначала главная роль, а потом ничего.



Данелия пришёл в полный восторг от комедийного таланта Брондукова и значительно расширил роль Федула, позволив артисту максимально проявить себя. С задачей Брондуков справился блестяще.



Именно «Афоня» позволил Бориславу попасть в плеяду кинокомиков периода 1970—1980-х годов. После “Афони” ему посыпались предложения от режиссёров. Но к сожалению, ему предлагали однотипные роли выпивох.

Елена Орлова


Нина Маслова в «Большой перемене» и в «Иван Васильевич меняет профессию»

Женщину-мечту Елену, которую вдохновенно изобразила Нина Маслова, конечно, невозможно забыть. До этого актриса была известна только по маленьким ролям в «Большой перемене» и «Иване Васильевиче” Гайдая.



Когда Данелия увидел Нину Маслову в фильме в роли царицы Марфы Васильевны, то сразу поинтересовался личностью красавицы и пригласил её на роль Лены. Свой как обычно сверхметкий выбор он аргументировал тем, что если она понравилась Данелии, то понравится и Афоне.


Нина Маслова в фильме «Улыбнись, ровесник!»

Как и в случае с Симоновой, Маслова уже была занятая в другой картине — в музыкальной комедии «Улыбнись, ровесник!», снимавшейся в Германии. Причём исполняла там сразу две главные роли. Георгия Николаевича пытались отговорить от выбора проблемной актрисы, которую каждый раз пришлось бы вызывать из Германии.


Но тот настоял на своём. Маслова вынуждена была мотаться из Берлина в Ярославль.

Впоследствии актриса вспоминала:

Когда пришла на озвучание и увидела себя в избе с Куравлёвым (где я ему снюсь вместе с шестью детишками), у меня от своей красоты на экране перехватило дыхание. И этот момент остался во мне до сего дня.

Фильм, дающий надежду



Изначально сценарий «Афони» имел грустную, если не сказать душераздирающую концовку. История завершалась тем, что герой садился в маленьком аэропорту на первый попавшийся рейс. И сбегал неизвестно куда. Но не от милиции, а от себя самого. Что во всех смыслах гораздо страшнее и печальнее.



Когда Данелия смонтировал фильм, посмотрел результаты, то его охватило чувство щемящей грусти. И он решил, что наивному и сказочному концу быть. Хоть герой и не заслужил Катю, но она должна прилететь. А там пусть уж критики отыгрываются за такую наивность. Впоследствии даже автор сценария Александр Бородянский подтвердил, что такой финал получился лучше, чем его идея. Ведь он подарил зрителям надежду.
Источник
« Высокие технологии Великой Отечественной войны
Забытые советские фильмы-катастрофы »
  • +117

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Вообще фильм на все времена это Кин-Дза-Дза(имхо)
0
Кин-Дза, Дза это Шедевр(медленно и уверено мы приближаемся к такой «цивилизации»
-3
дрянь полная.
+2
  • avatar
  • Conan
Классная комедия)
+4
Фильм великолепный. Но единственно, что вызывало во мне недоверие — это типа запойность Афони.
+5
А сколько прикольных фраз ушло в народ: — Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был! — Главное взять и за ум взяться! — Занято, дядя! Дамы приглашают кавалеров. — А ты сам, дама, что ли? — Чувствуйте себя как дома! — Да не забывайте, что в гостях!
+4
Евгения Симонова одна из любимых Советских актрис!
+2
я тоже поначалу влюбился в ее образ, но когда увидел в жизни ее курящую, разлюбил
+8
В этом фильме трагикомизм того времени и многие, кто смотрел его тогда понимали сантехника Афоню — не вымышленний персонаж, а реального человека, который не находит себя. ___ Концовка фильма должна была «скрасить» безысходность — ну кто-то поддержит и направит Афоню…
+15
Хороший фильм. Наивный и трогательный…