Великолепный Папанов

Более 67 работ в кино, 35 озвученных персонажей в мультфильмах, дубляжи иностранных фильмов, роли в театре, которые перечислить невозможно… Великий Актер, который таковым себя не считал…




От автора: Будучи в 1984 году с официальным визитом в Москве по случаю получения пистона за срыв сроков сдачи объекта, в курилке фирмы мне случайно перепал билетик на творческую встречу с Анатолием Дмитриевичем Папановым. До ночного рейса в Ташкент была куча свободного времени и я, как был в форме старлея после вызова на ковер (обычно мы ходили в гражданке), отправился на станцию метро Комсомольская, откуда было рукой подать до ЦДКЖ.






Место было в первом ряду, рядом со столиком.Обычно мне всегда доставились места на галерке, или на балконе а тут… Несмотря на будний день, зал был набит до отказа самой разношерстной публикой.

Я едва успел запихать свой «дежурный чемоданчик» под сиденье откидного кресла, как люди зааплодировали и на сцену вышел Папанов. От неожиданности моя фуражка упала и покатилась по проходу… Я — за ней… Папанов засмеялся и сказал:
— Ничего, старлей, в театре и не такое случается! Попозже расскажу парочку случаев…

Честно говоря, я никогда не думал что человек может так быстро захватить власть над довольно большой аудиторией.
Его немного хрипловатый голос просто завораживал и ты невольно ловил каждое слово.
Он рассказывал интересные случаи из театральной жизни, остановился на озвучках мультфильмов и художественных фильмов… Всё это было так классно, что народ просидел раззинув рты почти целый час и этого не заметил.
Пока Папанов стоял у треноги с микрофоном, девушки-помощницы собирали записки с вопросами и складывал их в кучку на столике.
Я тоже захотел написать.
Ручка-то у меня была, а вот с бумажкой возникла проблема…
Порывшись в карманах, я нашел картонку с транзисторами МП-42, которую «прихватизировал» в нашей лаборатории на фирме. Варварским методом выдрав все транзисторы, я написал два вопроса. Конечно, сейчас я бы спросил нечто другое, но тогда задал самые что ни на есть банальные вопросы:
1. Нравятся-ли вам сыгранные роли в кино?
2. В чем смысл жизни?

Чтобы помощницы Папанова забрали записку, надо было поднять руку. Что я и сделал. Подошедшая девушка удивленно повертела мою картонку в руках, пожала плечами, и положила ее в общую кучку.
Наконец Анатолий Дмитриевич уселся за столик, и начал разбирать записки с вопросами. Естественно, моё послание на картонке выделялось из общей массы.
-Хм… А это что за штучка непонятная? МП-42… Ага, лейтенант, это твоя картонка? — вычислил меня Папанов
Я кивнул.
— Так, что там… Нравятся-ли мне мои роли в кино? Хотите честно скажу? Все актеры созданы из противоречий, а это значит, что когда проживаешь свою роль, неважно где:
— на сцене театра, или в кино, то всегда сомневаешься… Вот тут не так встал, вот тут неправильно поставил акцент, вот тут невнятно сказал реплику… Мог-бы сделать лучше, но поздно — все зафиксировано, дубль снят и режиссер доволен… Я скажу больше:
— когда актеру нравятся сыгранные им роли, то значит пора менять профессию — некуда больше расти!
Вот у тебя, лейтенант, есть полигон, где учатся солдаты и испытывается техника.
Правильно? А у актеров таким полигоном является театр. И если зритель хорошо принимает твою роль, значит ты на верном пути, но обязан сомневаться! Вот так все сложно… Каждый актер думает, что его лучшая роль еще впереди… Ну а я -обычный актер и не являюсь исключением…
— Так, второй вопрос… В чем смысл жизни? Хм… Скажу так: cмысл жизни в ней самой! Встал утречком, погрелся на солнышке, пошел на работу, поцеловал любимую женщину, принес пользу людям, улыбнулся ребенку, тебе улыбнулись в ответ -в этом и есть ее смысл… А всё остальное — демагогия. Жизнь прекрасна сама по себе…
И зал дружно зааплодировал…

Так как-же появился Актер Анатолий Дмитриевич Папанов?

Все началось с того, что в семье охранника станции Дмитрия Филлиповича и модистки Елены Болеславовны родился мальчик, которго нарекли Толиком. Cлучилось это в Вязьме. Отец — Папанов старший, руководил самодеятельным театром, поэтому малыш был в курсе всех событий и даже участвовал в некоторых постановках. Выйдя в отставку, Дмитрий Филлипович перевез семейство в Москву, где Папановы устроились неподалеку от центра, на улице Малые Кочки в Хамовниках – нынешней улице Доватора.
Папанов младший бредил театром, соответственно, забросив школу.
«Читал я тогда мало, учился плохо… Но очень любил кино, – признавался Анатолий Папанов в одном из интервью. – Ближайшей «культурной точкой» являлся Дом культуры «Каучук». Туда я и
отправлялся смотреть фильмы, концерты и спектакли местного драматического коллектива».
В этот самый коллектив под руководством «вахтанговца» Василия Кузы, молодой литейщик шарикоподшипникового завода и влился, когда ему исполнилось 17 лет. К тому времени, кстати, у него за спиной уже были несколько эпизодических ролей в кино. В 1937 году Папанов снялся в крохотной роли рабочего в фильме «Ленин в Октябре», а потом мелькал в массовках таких знаменитых лент, как «Ленин в 1818 голу», «Суворов» и «Минин и Пожарский».
Началась война и юного актера 12 августа 1941 года, призвали в армию.
Актер рассказывал: «Я, как и большинство моих ровесников, верил в победу, жил этой верой, испытывал ненависть к врагу. Передо мной был пример Павки Корчагина, Чапаева, героев по нескольку раз просмотренных фильмов «Семеро смелых» и «Мы из Кронштадта». Но военная реальность оказалась далека от кинематографической…



Папанова отправили в 73-й запасной стрелковый полк, где он попал в школу комсостава. До выпуска оставалось совсем немного времени, когда Анатолий вместе со своим товарищем сорвался в самоволку. Нет, бегать от войны он не собирался, а вот пообщаться перед отправкой с симпатичными девушками очень хотелось…
Закончилась самоволка крупными неприятностями: — отсутствие бойцов обнаружили, и в декабре
1941 года военный трибунал приговорил Папанова к шести годам заключения. Исполнение приговора отсрочили, в обмен на немедленную отправку на фронт: 3 января 1942 года красноармеец Папанов уже выдвинулся на передовую в составе маршевой роты 92-го запасного стрелкового полка…
Воевать Анатолию Папанову довелось всего девять месяцев. Но за это время он успел повидать немало. «Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшим жизни двадцати девяти человек из сорока двух? – говорил он много лет спустя. – Мы мечтали, строили планы, спорили, однако
большинство товарищей погибло на моих глазах… До сих пор ясно вижу, как упал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал…
Из выживших сформировали новый полк – и снова в те же места, и снова бой… Я видел, как люди после сражения совершенно менялись. Видел, как за одну ночь седели. Раньше думал, это литературный прием, оказалось – прием войны… Говорят, что человек может привыкнуть ко всему. Я в этом не уверен. К потерям я привыкнуть так и не сумел...».
В сентябре 1942 года рядом с командиром зенитной батареи, старшим сержантом Папановым разорвался снаряд. Раненого зенитчика завалило землей… Его выкопали и отправили в госпиталь, где ампутировали три пальца на правой ноге – и списали вчистую, несмотря на все просьбы оставить в армии… Тогда Папанов решил воплотить свою мечту о театре в жизнь, и поехал поступать в ГИТИС. Он пришел в институт, когда вступительные экзамены уже давно завершились. Но поскольку в вузе был явный недобор студентов, то для молодого солдата-инвалида третьей группы сделали исключение. Его согласился прослушать сам ректор, Михаил Тарханов, который был откровенно поражен актерским профессионализмом старшего сержанта. Ему предложили зачислиться сразу на второй курс в мастерскую актеров МХАТа Василия и Марии Орловых, и мечтавший о театре отставник, с радостью согласился.
Институт Анатолий Папанов окончил в 1946 году. К тому времени он уже год как был женат: они с Надеждой Каратаевой расписались 19 мая 1945 года.




И вместе поехали создавать новый театр в освобожденной от оккупации Клайпеде. Вместе с ними уехал и весь выпускной курс мастерской Орловых. Но если для других выпускников это был просто удобный вариант трудоустройства, то для Папанова – осознанный выбор.
Ради него он пожертвовал более чем солидными предложениями: талантливого молодого актера приглашали и во МХАТ, и в Малый театр. Провинциальная сцена оказалась тесновата для папановского таланта, и в 1948 году они с женой возвращаются в Москву. Анатолия Папанова
ждал Театр сатиры, в который его пригласил режиссер Андрей Гончаров. Но прошло еще шесть лет, прежде чем молодой актер получил наконец главную роль и заставил говорить о себе всю театральную Москву. У столичных театралов быстро появилась мода «ходить на Папанова», и аудитория преданных поклонников артиста быстро росла…
Ну, а дальше были фильмы, озвучки мультфильмов, всенародная слава и известность…
Папанов — тот тип людей, которые врать не способны. И это видно в каждой его роли.
Ты веришь его Шерхану в мультике «Маугли», тебе понятен контрабандист Лелик в «Бриллиантовой руке», ты восторгаешься Серпилиным из «Живых и мертвых»…
Сотни образов и персонажей сыграл Папанов, но есть в них одна тонкость: -ты безоговорочно веришь героям актера.
А вот запечатывать в конверты стандартных фраз такого Человека и Актера я бы не стал. Анатолий Дмитриевич был, есть и будет человеком нестандартным и стандартизации не подлежащим!
Смерть — понятие чисто физическое, и на Анатолия Дмитриевича не распространяется, ибо он живет в наших душах и в образах воплощенных им на экране…

Источник
« Манекенщицы в советском кино
Как наши бойцы использовали трофейные немецкие... »
  • +141

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+12
5 августа 1987 (64 года) умер наш прекрасный актер и великолепный мастер озвучки Анатолий Дмитриевич Папанов, как будто целая эпоха ушла с ним. Вечная память любимому актеру!
+13
Наконец-то здесь появилось что-то стоящее и отлично написанное. Спасибо автору!
+21
Уникальный актёр. Хоть Серпилина, хоть Лёлика, хоть кого хочешь играл так, что невозможно было представить в этой роли никого другого. Таких актёров в его время было с десяток. Сейчас, похоже, вообще никого.