Как снимали фильм "Москва слезам не верит", какие сцены были вырезаны
Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — это одна из немногих отечественных лент, которая удостоилась самой престижной премии «Оскар». И было за что. Этот фильм стал невероятным хитом среди зрителей, и большинство из них пересматривают эту культовую ленты раз за разом.
1. Сценарий к фильму «Москва слезам не верит» написал сценарист Валентин Черных в рамках конкурса рассказов о Москве. Как признавался сам сценарист, образы героинь он основывал на своих тетках, которые когда-то приехали покорять Москву. Свою работу Валентин Черных назвал «Дважды солгавшая».
Валентин Черных
В итоге у него возникла идея снять фильм по этому сценарию, но проблема состояла в том, что режиссеры не хотели браться за съемки фильма по этому сценарию, так как сочли его скучным и банальным.
Лишь Владимир Меньшов увидел, за что можно зацепиться в данном сценарии. И хоть сам сценарий в целом показался ему также не особо интересным, но некоторые моменты ему безумно понравились. Взять хотя бы ту же сцену с будильником, когда героиня заводит будильник молодой, а просыпается уже спустя 20 лет. Также, ему очень понравилась афера с квартирой профессора Тихомирова.
В итоге Меньшов даже согласился снять фильм по этом сценарию, но только в том случае, если над ним хорошенько поработать, так как в изначальной версии сценария все было действительно не так интересно.
Владимир Меньшов
Меньшов показал сценарий другим режиссерам и сценаристам, но те порекомендовали другу не связываться с этой скучной банальщиной. Как говорил сам Меьшов, от желающих остановить его от съемок этого «провального» фильма отбоя не было. Даже его жена Вера Алентова советовала ему не связываться с этим фильмом, но режиссер стоял на своем.
В итоге сценарий был доработан (не без помощи самого Меньшова). Именно он придумал линию с хоккеистом Гуриным, поменял профессию Гоши (изначально он был сварщиком), придумал многие сцены, изменил диалоги, добавил новых персонажей и т.д. Благодаря этим манипуляциям, сценарий увеличился примерно на 30%.
2. Проблемы начались почти сразу, а именно с поиска главной героини. Меньшов никак не мог найти актрису на главную роль. Владимир Меньшов предлагал роль Катерины Маргарите Тереховой, Ирине Купченко и другим известным актрисам, но те отказались, так как им не понравился сценарий.
В итоге Меньшов решил попробовать на эту роль свою жену Веру Алентову. Та не очень горела желанием сниматься в данном фильме, но согласилась, чтобы помочь мужу. И она действительно отлично подошла на эту роль, несмотря на то, что ей было уже 37 лет, а играть ей изначально приходилось 20-летнюю девушку.
После этого даже поползли слухи, что Алентова получила роль по блату, так как является женой режиссера. Но сам Меньшов всячески опровергал это, говоря о том, что его жена была чуть ли не последней претенденткой на эту роль. И ведь это была чистая правда.
Более того, из-за того, что в главной роли была его жена, Меньшов был наиболее строг с ней и не давал никаких поблажек, которые он мог дать другим актерам.
3. Что касается исполнительницы роли Людмилы, то у Меньшова и здесь возникли проблемы. Никто из пробующихся актрис на эту роль не подходил А Анастасия Вертинская, которую он изначально хотел видеть в этой роли, отказалась сниматься в этом фильме.
Но тут он вдруг увидел музыкальный телеспектакль «Дуэнья» с Ириной Муравьевой. И увидев Муравьеву, он сразу понял, что это именно та Людмила, которую он так долго искал. Да, она была не такой идеальной красавицей, как это было прописано в сценарии, он увидел в ней мощную харизму и яркий внутренний огонь.
4. На роль Тоси у Меньшова было две главные претендентки — Раиса Рязанова и Нина Русланова. Но после проб Меньшов вынес свой вердикт в пользу Раисы Рязановой. Хотя, как признавалась сама Рязанова, она бы с удовольствием сыграла Катерину или Людмилу, а не тихоню Тосю.
Что касается Нины Руслановой, то после того как Меньшов не взял ее на роль, она даже немного обиделась на режиссера.
5. В роли Гоши Владимир Меньшов изначально хотел видеть именно Алексея Баталова, которого он увидел в фильме «Дорогой мой человек». Вот только сам Баталов это роли отказался. Меньшов не знал, что ему делать, так как Баталов просто идеально подходил на эту роль, а другие актеры, такие как Олег Ефремов и Виталий Соломин, которые пробовались на эту роль, просто не подходили.
Как признавался сам Баталов, ему не понравился персонаж. Женщины считали его идеальным мужчиной, но сам Баталов считал Гошу отвратительным человеком, который может устроить «концерт» чуть ли не сразу после свадьбы. Также, ему не понравилось в Гоше, в частности приставание к женщине в электричке, любовь к спиртному, излишняя самоуверенность и т.д.
После отказа Баталова, Меньшов даже думал сам сыграть Гошу, но в итоге решил еще раз позвонить актеру и попробовать подойти к нему с другой стороны. В итоге его уговоры сработали и Баталов принял предложение Меньшова.
6. В роли Александры Меньшов изначально хотел видеть Наталью Вавилову, с которой он уже работал в своем первом фильме «Розыгрыш». Но тут на его пути встали родители девушки. Они не хотели, чтобы их дочь снималась в кино. В частности отец, который работал дипломатом, хотел, чтобы его дочь получила нормальное образование и работу, а не занималась актерской карьерой, перебиваясь от роли к роли.
Тогда Алексей Баталов предложил Меньшову проехаться до дома Вавиловой, чтобы он сам мог уговорить ее родителей отпустить дочь на съемки. Когда мама Натальи открыла дверь, она просто опешила, увидев одного из своих любимых актеров. И немного пообщавшись с родителями, Баталову действительно удалось уговорить их отпустить дочь на съемки.
Как позже скажет Владимир Меньшов: «Взять с собой Баталова — это отличная PR-акция».
7. Роль Рудольфа (Родиона) досталась актеру Юрию Васильеву. Здесь он сыграл этакого маменькиного сынка и размазню, который по воле своей деспотичной матери бросил беременную Катерину.
И так уж случается, что зачастую зрители не видят грани между актерами и их персонажами. В итоге, после выхода фильма на экраны, зрители буквально возненавидели Юрия Васильева. Хотя, в жизни Юрий Васильев был совершенно другим человеком и примерным семьянином.
8. Роль хоккеиста Гурина досталась актеру Александру Фатюшину. Ему так прекрасно удалось сыграть откровенного пьяницу, что многие зрители даже жалели актера, когда встречали его на улице.
Зрители помнят, что сюжетная линия с Гуриным заканчивается в принципе хорошо. Бывший хоккеист говорит маме Николая, что завязал с алкоголем и уезжает, чтобы начать новую жизнь.
Но не все знают, что на самом деле Меньшов задумывал финальную сцену с Гуриным не такой оптимистичной. Через некоторое время Гурин, который обещал начать новую жизнь, возвращается обратно на дачу в пьяном виде, еле держась на ногах. А вместе с ним какой-то местный пьянчужка.
Пьяный Гурин вновь требует у Людмилы трешку, а когда Людмила начинает орать на бывшего мужа. то собутыльник бывшего хоккеиста говорит ей, что никто не смеет так разговаривать с самим Гуриным.
Но увидев эту сцену, чиновники решили ее вырезать, дескать, раз советский спортсмен (пусть и бывший) сказал, что завязал, значит завязал.
9. Сцену, когда Гоша с другом вступились за молодого человека Александры, снимали в одном из дворов на Ленинградском проспекте. На роль хулиганов Меньшов пригласил настоящих спортсменов, а именно самбистов.
Но во время съемок этой сцены произошел очень неприятный и даже опасный случай. Спортсмен не рассчитал силу и повредил Алексею Баталову кадык. Алексея Баталова пришлось в срочном порядке госпитализировать. Для Меньшова это было большой трагедией. Мало того, что актера сильно травмировали, так теперь еще и дальнейшие съемки фильма были под большим вопросом.
10. Несмотря на то, что сам Меньшов не сыграл в фильме Гошу, он все же подготовил для себя небольшую роль его друга, которого мы видели в сцене с шашлыком. Для этой же сцены он пригласил известного сценариста Александра Бородянского, который известен по сценарию к фильму «Афоня» и другим известным фильмам. Как говорил сам Меньшов, он специально пригласил Бородянского из-за некоторого внешнего сходства с Лениным. Он считал, что «Ильич», поедающий шашлык, будет выглядеть в кадре довольно забавным.
11. На момент съемок Алексею Баталову было уже 50 лет, тогда как он должен был играть 40-летнего мужчину. Для того, чтобы слегка омолодить актера, его пришлось очень долго гримировать, а Владимир Меньшов дал ему специальную накладку (парик), чтобы скрыть его лысину.
Но Баталов был не единственные актером, которого пришлось искусственно омолаживать, ведь даже главным актрисам (Вере Алентовой и Ирине Муравьевой) было уже 37 и 30 лет.
12. Меньшов решил, что для сцены на кинофестивале он никак не мог обойтись без настоящей звезды кино. Он долго решал, кого бы можно было взять на эту роль, пока не вспомнил про своего нового соседа — Иннокентия Смоктуновского.
Для того, чтобы задружиться со Смоктуновским, Меньшов стал сам выгуливать собаку по утрам, так как то же самое делал и сам Смоктуновский. И спустя неделю Меньшов радостно сообщил жене, что он уговорил актера сыграть небольшую роль в его фильме.
Именно он начал закладывать тот самый лейтмотив фильма, что в 40 лет жизнь только начинается, который позже прозвучит из уст Антона в исполнении Владимира Басова.
13. Гримировать, кстати, приходилось не только актеров, но и саму Москву. Картину снимали в конце 70-х, тогда как действия первой части фильма происходят в конце 50-х. Но художники и оператор постарались на славу. На заднем фоне мы могли увидеть рекламу 50-х годов и даже баночки с черной икрой (бутафория), которые были расставлены пирамидкой.
14. Сцену, где Гоша общается с Николаем на кухне, снимали не на студии, а в самой настоящей коммунальной квартире. Этот дом предназначался под снос, и почти всех жителей уже успели расселить. Осталось лишь пара старушек, которые, кстати, и сыграли соседок Гоши в фильме.
В доме не было отопления, поэтому в квартире было очень холодно. Бедный Баталов, который был одет лишь в тоненькое пальто на голое тело и тапочки на босую ногу, буквально дрожал от холода, и чудом не заболел.
15. Для фильма было отснято немало пикантных для того времени сцен, но увидев их чиновники немедленно велели их вырезать. В итоге была вырезана примерно половина сцен с Алентовой и Табаковым. Да и сцене с Алентовой и Баталовым тоже немало досталось.
16. Идея снять Алентову в носках, которые она надевала под босоножки, возникла случайно. Дело в том, что грубая обувь натирала до крови ноги актрисе, поэтому пришлось пойти на такое ухищрение.
Но так получилось даже лучше, ведь носки на босоножки подчеркивали провинциальность девушки.
17. Большая часть сцен снималась в павильонах студии «Мосфильм», в том числе общежитие, квартира профессора Тихомирова и квартира Катерины. Другие же сцены снимались уже в самой Москве или за городом.
Так, например, сцену в библиотеке действительно снимали в Ленинской библиотеке. В то время молодые девушки действительно частенько захаживали туда, дабы найти себе кавалера из интеллигенции.
И вот когда съемки сцены в библиотеке были уже завершены, а оборудование уже почти свернули, Меньшов увидел, как в читальный зал зашел чернокожий молодой человек. Увидев его, Меньшов немедленно велел снова расчехлить оборудование, чтобы заснять столь колоритного и нетипичного для СССР молодого человека.
18. Сцену возле «Дома актера» снимали уже поздней осенью, а все актеры стояли в довольно легких нарядах, трясясь от холода. Как говорил сам Меньшов, они закончили снимать эту сцену вовремя, потому что сразу после этого повалил густой снег.
19. В фильме «Москва слезам не верит» должен был присутствовать довольно большой кусок между первой и второй частью фильма. В частности, нам должны были показать, как хорошо живется Людмиле с Гуриным, и как она «греется» в лучах его славы. Но в итоге от сцены отказались.
20. Некоторые проблемы возникли и с прическами Катерины и Людмилы во время званого ужина в квартире Тихомировых. Но Ирине Муравьевой не понравилась та прическа (в простонародье она называлась «Вшивый домик»), которую придумали для главных героинь, что она решила сама сделать подходящую прическу для своей героини.
Увидев Муравьеву с другой прической, Меньшов были в не себя от злости. Он так сильно орал на Муравьеву, что притихли просто все. Пришлось в срочном порядке переделывать прическу.
21. Вера Алентова совершенно не умела водить автомобиль, и даже путала педали газа и тормоза, из-за чего она даже не могла выехать со двора. В итоге, на помощь пришел помощник оператора, который лег на пол за передним сиденьем и сам нажимал на педали с помощью палок. Единственное, что делала сама Алентова в кадре, так это рулила.
22. Говорят, что картина «Москва слезам не верит» во многом обязана своим появлением Леониду Ильичу Брежневу. Как-то раз водитель генсека приехал на студию, чтобы взять определенный фильм для генсека. Но не найдя нужный фильм на студии, директор предложил отвезти Леониду Ильичу свежий фильм.
В итоге генсеку фильм настолько понравился, что он успел посмотреть его несколько раз. Именно после этого фильм и допустили к прокату в кинотеатрах. Не знаю, насколько это правда, но такая информация присутствует в сети.
23. Несмотря на то, что чиновники и критики считали, что фильм провалится в прокате, картину ждал огромный успех. Зрители создавали огромные очереди, чтобы посмотреть фильм. В итоге, ленту посмотрело 84,4 миллиона зрителей, что поставило ее на второе место среди самых кассовых фильмов СССР за всю историю. Обогнать ленту по количеству зрителей смог лишь первый советский боевик «Пираты XX века», который собрал 87,6 миллионов зрителей.
24. Благодаря успеху картины, чиновники решили отправить ее в США. Конечно, на успех они не сильно рассчитывали, но предполагали, что и там лента найдет своего зрителя.
Но в итоге фильм «Москва слезам не верит» ждал огромный успех, ведь данная лента получила самую престижную в мире премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Когда Меньшову позвонили из Министерства культуры с поздравлениями за взятую награду, он сначала даже не поверил, звонок случился 1 апреля. Но даже когда он понял, что награда настоящая, Меньшов не придал этому особого значения, так как он не понимал, насколько значима эта награда.
Лишь спустя некоторое время, он понял, что «Оскар» — это самая престижная награда в кинематографе во всем мире.
Сам актер был невыездным, поэтому заветную статуэтку вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. После этого награда была передана в Госкино, где она хранилась на протяжении 8 лет. Лишь после этого статуэтку все же отдали режиссеру.
1. Сценарий к фильму «Москва слезам не верит» написал сценарист Валентин Черных в рамках конкурса рассказов о Москве. Как признавался сам сценарист, образы героинь он основывал на своих тетках, которые когда-то приехали покорять Москву. Свою работу Валентин Черных назвал «Дважды солгавшая».
Валентин Черных
В итоге у него возникла идея снять фильм по этому сценарию, но проблема состояла в том, что режиссеры не хотели браться за съемки фильма по этому сценарию, так как сочли его скучным и банальным.
Лишь Владимир Меньшов увидел, за что можно зацепиться в данном сценарии. И хоть сам сценарий в целом показался ему также не особо интересным, но некоторые моменты ему безумно понравились. Взять хотя бы ту же сцену с будильником, когда героиня заводит будильник молодой, а просыпается уже спустя 20 лет. Также, ему очень понравилась афера с квартирой профессора Тихомирова.
В итоге Меньшов даже согласился снять фильм по этом сценарию, но только в том случае, если над ним хорошенько поработать, так как в изначальной версии сценария все было действительно не так интересно.
Владимир Меньшов
Меньшов показал сценарий другим режиссерам и сценаристам, но те порекомендовали другу не связываться с этой скучной банальщиной. Как говорил сам Меьшов, от желающих остановить его от съемок этого «провального» фильма отбоя не было. Даже его жена Вера Алентова советовала ему не связываться с этим фильмом, но режиссер стоял на своем.
В итоге сценарий был доработан (не без помощи самого Меньшова). Именно он придумал линию с хоккеистом Гуриным, поменял профессию Гоши (изначально он был сварщиком), придумал многие сцены, изменил диалоги, добавил новых персонажей и т.д. Благодаря этим манипуляциям, сценарий увеличился примерно на 30%.
2. Проблемы начались почти сразу, а именно с поиска главной героини. Меньшов никак не мог найти актрису на главную роль. Владимир Меньшов предлагал роль Катерины Маргарите Тереховой, Ирине Купченко и другим известным актрисам, но те отказались, так как им не понравился сценарий.
В итоге Меньшов решил попробовать на эту роль свою жену Веру Алентову. Та не очень горела желанием сниматься в данном фильме, но согласилась, чтобы помочь мужу. И она действительно отлично подошла на эту роль, несмотря на то, что ей было уже 37 лет, а играть ей изначально приходилось 20-летнюю девушку.
После этого даже поползли слухи, что Алентова получила роль по блату, так как является женой режиссера. Но сам Меньшов всячески опровергал это, говоря о том, что его жена была чуть ли не последней претенденткой на эту роль. И ведь это была чистая правда.
Более того, из-за того, что в главной роли была его жена, Меньшов был наиболее строг с ней и не давал никаких поблажек, которые он мог дать другим актерам.
3. Что касается исполнительницы роли Людмилы, то у Меньшова и здесь возникли проблемы. Никто из пробующихся актрис на эту роль не подходил А Анастасия Вертинская, которую он изначально хотел видеть в этой роли, отказалась сниматься в этом фильме.
Но тут он вдруг увидел музыкальный телеспектакль «Дуэнья» с Ириной Муравьевой. И увидев Муравьеву, он сразу понял, что это именно та Людмила, которую он так долго искал. Да, она была не такой идеальной красавицей, как это было прописано в сценарии, он увидел в ней мощную харизму и яркий внутренний огонь.
4. На роль Тоси у Меньшова было две главные претендентки — Раиса Рязанова и Нина Русланова. Но после проб Меньшов вынес свой вердикт в пользу Раисы Рязановой. Хотя, как признавалась сама Рязанова, она бы с удовольствием сыграла Катерину или Людмилу, а не тихоню Тосю.
Что касается Нины Руслановой, то после того как Меньшов не взял ее на роль, она даже немного обиделась на режиссера.
5. В роли Гоши Владимир Меньшов изначально хотел видеть именно Алексея Баталова, которого он увидел в фильме «Дорогой мой человек». Вот только сам Баталов это роли отказался. Меньшов не знал, что ему делать, так как Баталов просто идеально подходил на эту роль, а другие актеры, такие как Олег Ефремов и Виталий Соломин, которые пробовались на эту роль, просто не подходили.
Как признавался сам Баталов, ему не понравился персонаж. Женщины считали его идеальным мужчиной, но сам Баталов считал Гошу отвратительным человеком, который может устроить «концерт» чуть ли не сразу после свадьбы. Также, ему не понравилось в Гоше, в частности приставание к женщине в электричке, любовь к спиртному, излишняя самоуверенность и т.д.
После отказа Баталова, Меньшов даже думал сам сыграть Гошу, но в итоге решил еще раз позвонить актеру и попробовать подойти к нему с другой стороны. В итоге его уговоры сработали и Баталов принял предложение Меньшова.
6. В роли Александры Меньшов изначально хотел видеть Наталью Вавилову, с которой он уже работал в своем первом фильме «Розыгрыш». Но тут на его пути встали родители девушки. Они не хотели, чтобы их дочь снималась в кино. В частности отец, который работал дипломатом, хотел, чтобы его дочь получила нормальное образование и работу, а не занималась актерской карьерой, перебиваясь от роли к роли.
Тогда Алексей Баталов предложил Меньшову проехаться до дома Вавиловой, чтобы он сам мог уговорить ее родителей отпустить дочь на съемки. Когда мама Натальи открыла дверь, она просто опешила, увидев одного из своих любимых актеров. И немного пообщавшись с родителями, Баталову действительно удалось уговорить их отпустить дочь на съемки.
Как позже скажет Владимир Меньшов: «Взять с собой Баталова — это отличная PR-акция».
7. Роль Рудольфа (Родиона) досталась актеру Юрию Васильеву. Здесь он сыграл этакого маменькиного сынка и размазню, который по воле своей деспотичной матери бросил беременную Катерину.
И так уж случается, что зачастую зрители не видят грани между актерами и их персонажами. В итоге, после выхода фильма на экраны, зрители буквально возненавидели Юрия Васильева. Хотя, в жизни Юрий Васильев был совершенно другим человеком и примерным семьянином.
8. Роль хоккеиста Гурина досталась актеру Александру Фатюшину. Ему так прекрасно удалось сыграть откровенного пьяницу, что многие зрители даже жалели актера, когда встречали его на улице.
Зрители помнят, что сюжетная линия с Гуриным заканчивается в принципе хорошо. Бывший хоккеист говорит маме Николая, что завязал с алкоголем и уезжает, чтобы начать новую жизнь.
Но не все знают, что на самом деле Меньшов задумывал финальную сцену с Гуриным не такой оптимистичной. Через некоторое время Гурин, который обещал начать новую жизнь, возвращается обратно на дачу в пьяном виде, еле держась на ногах. А вместе с ним какой-то местный пьянчужка.
Пьяный Гурин вновь требует у Людмилы трешку, а когда Людмила начинает орать на бывшего мужа. то собутыльник бывшего хоккеиста говорит ей, что никто не смеет так разговаривать с самим Гуриным.
Но увидев эту сцену, чиновники решили ее вырезать, дескать, раз советский спортсмен (пусть и бывший) сказал, что завязал, значит завязал.
9. Сцену, когда Гоша с другом вступились за молодого человека Александры, снимали в одном из дворов на Ленинградском проспекте. На роль хулиганов Меньшов пригласил настоящих спортсменов, а именно самбистов.
Но во время съемок этой сцены произошел очень неприятный и даже опасный случай. Спортсмен не рассчитал силу и повредил Алексею Баталову кадык. Алексея Баталова пришлось в срочном порядке госпитализировать. Для Меньшова это было большой трагедией. Мало того, что актера сильно травмировали, так теперь еще и дальнейшие съемки фильма были под большим вопросом.
10. Несмотря на то, что сам Меньшов не сыграл в фильме Гошу, он все же подготовил для себя небольшую роль его друга, которого мы видели в сцене с шашлыком. Для этой же сцены он пригласил известного сценариста Александра Бородянского, который известен по сценарию к фильму «Афоня» и другим известным фильмам. Как говорил сам Меньшов, он специально пригласил Бородянского из-за некоторого внешнего сходства с Лениным. Он считал, что «Ильич», поедающий шашлык, будет выглядеть в кадре довольно забавным.
11. На момент съемок Алексею Баталову было уже 50 лет, тогда как он должен был играть 40-летнего мужчину. Для того, чтобы слегка омолодить актера, его пришлось очень долго гримировать, а Владимир Меньшов дал ему специальную накладку (парик), чтобы скрыть его лысину.
Но Баталов был не единственные актером, которого пришлось искусственно омолаживать, ведь даже главным актрисам (Вере Алентовой и Ирине Муравьевой) было уже 37 и 30 лет.
12. Меньшов решил, что для сцены на кинофестивале он никак не мог обойтись без настоящей звезды кино. Он долго решал, кого бы можно было взять на эту роль, пока не вспомнил про своего нового соседа — Иннокентия Смоктуновского.
Для того, чтобы задружиться со Смоктуновским, Меньшов стал сам выгуливать собаку по утрам, так как то же самое делал и сам Смоктуновский. И спустя неделю Меньшов радостно сообщил жене, что он уговорил актера сыграть небольшую роль в его фильме.
Именно он начал закладывать тот самый лейтмотив фильма, что в 40 лет жизнь только начинается, который позже прозвучит из уст Антона в исполнении Владимира Басова.
13. Гримировать, кстати, приходилось не только актеров, но и саму Москву. Картину снимали в конце 70-х, тогда как действия первой части фильма происходят в конце 50-х. Но художники и оператор постарались на славу. На заднем фоне мы могли увидеть рекламу 50-х годов и даже баночки с черной икрой (бутафория), которые были расставлены пирамидкой.
14. Сцену, где Гоша общается с Николаем на кухне, снимали не на студии, а в самой настоящей коммунальной квартире. Этот дом предназначался под снос, и почти всех жителей уже успели расселить. Осталось лишь пара старушек, которые, кстати, и сыграли соседок Гоши в фильме.
В доме не было отопления, поэтому в квартире было очень холодно. Бедный Баталов, который был одет лишь в тоненькое пальто на голое тело и тапочки на босую ногу, буквально дрожал от холода, и чудом не заболел.
15. Для фильма было отснято немало пикантных для того времени сцен, но увидев их чиновники немедленно велели их вырезать. В итоге была вырезана примерно половина сцен с Алентовой и Табаковым. Да и сцене с Алентовой и Баталовым тоже немало досталось.
16. Идея снять Алентову в носках, которые она надевала под босоножки, возникла случайно. Дело в том, что грубая обувь натирала до крови ноги актрисе, поэтому пришлось пойти на такое ухищрение.
Но так получилось даже лучше, ведь носки на босоножки подчеркивали провинциальность девушки.
17. Большая часть сцен снималась в павильонах студии «Мосфильм», в том числе общежитие, квартира профессора Тихомирова и квартира Катерины. Другие же сцены снимались уже в самой Москве или за городом.
Так, например, сцену в библиотеке действительно снимали в Ленинской библиотеке. В то время молодые девушки действительно частенько захаживали туда, дабы найти себе кавалера из интеллигенции.
И вот когда съемки сцены в библиотеке были уже завершены, а оборудование уже почти свернули, Меньшов увидел, как в читальный зал зашел чернокожий молодой человек. Увидев его, Меньшов немедленно велел снова расчехлить оборудование, чтобы заснять столь колоритного и нетипичного для СССР молодого человека.
18. Сцену возле «Дома актера» снимали уже поздней осенью, а все актеры стояли в довольно легких нарядах, трясясь от холода. Как говорил сам Меньшов, они закончили снимать эту сцену вовремя, потому что сразу после этого повалил густой снег.
19. В фильме «Москва слезам не верит» должен был присутствовать довольно большой кусок между первой и второй частью фильма. В частности, нам должны были показать, как хорошо живется Людмиле с Гуриным, и как она «греется» в лучах его славы. Но в итоге от сцены отказались.
20. Некоторые проблемы возникли и с прическами Катерины и Людмилы во время званого ужина в квартире Тихомировых. Но Ирине Муравьевой не понравилась та прическа (в простонародье она называлась «Вшивый домик»), которую придумали для главных героинь, что она решила сама сделать подходящую прическу для своей героини.
Увидев Муравьеву с другой прической, Меньшов были в не себя от злости. Он так сильно орал на Муравьеву, что притихли просто все. Пришлось в срочном порядке переделывать прическу.
21. Вера Алентова совершенно не умела водить автомобиль, и даже путала педали газа и тормоза, из-за чего она даже не могла выехать со двора. В итоге, на помощь пришел помощник оператора, который лег на пол за передним сиденьем и сам нажимал на педали с помощью палок. Единственное, что делала сама Алентова в кадре, так это рулила.
22. Говорят, что картина «Москва слезам не верит» во многом обязана своим появлением Леониду Ильичу Брежневу. Как-то раз водитель генсека приехал на студию, чтобы взять определенный фильм для генсека. Но не найдя нужный фильм на студии, директор предложил отвезти Леониду Ильичу свежий фильм.
В итоге генсеку фильм настолько понравился, что он успел посмотреть его несколько раз. Именно после этого фильм и допустили к прокату в кинотеатрах. Не знаю, насколько это правда, но такая информация присутствует в сети.
23. Несмотря на то, что чиновники и критики считали, что фильм провалится в прокате, картину ждал огромный успех. Зрители создавали огромные очереди, чтобы посмотреть фильм. В итоге, ленту посмотрело 84,4 миллиона зрителей, что поставило ее на второе место среди самых кассовых фильмов СССР за всю историю. Обогнать ленту по количеству зрителей смог лишь первый советский боевик «Пираты XX века», который собрал 87,6 миллионов зрителей.
24. Благодаря успеху картины, чиновники решили отправить ее в США. Конечно, на успех они не сильно рассчитывали, но предполагали, что и там лента найдет своего зрителя.
Но в итоге фильм «Москва слезам не верит» ждал огромный успех, ведь данная лента получила самую престижную в мире премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Когда Меньшову позвонили из Министерства культуры с поздравлениями за взятую награду, он сначала даже не поверил, звонок случился 1 апреля. Но даже когда он понял, что награда настоящая, Меньшов не придал этому особого значения, так как он не понимал, насколько значима эта награда.
Лишь спустя некоторое время, он понял, что «Оскар» — это самая престижная награда в кинематографе во всем мире.
Сам актер был невыездным, поэтому заветную статуэтку вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. После этого награда была передана в Госкино, где она хранилась на протяжении 8 лет. Лишь после этого статуэтку все же отдали режиссеру.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Хороший фильм.
- ↓
+4
Кадр из фильма, где Катерина, заведя свою машину прислушивается к какому то постороннему звуку, как потом объяснил Табаков, «кардан стучит», но который можно было услышать только при движении. Болезнью тогдашних Жигулей был не стук карданов, а стук распредвалов, который действительно можно было услышать на заведенном неподвижном автомобиле.
- ↓
+7
Интересно, почему наши режиссёры любят снимать летние сцены зимой, а зимние летом? Почти в каждой истории рассказы про простывающих актёров и снег из ваты…
- ↓
0
Меньшов красавчик, это любимейший фильм Советских людей, а многие женщины не только в СССР но и в мире говорили — это фильм о моей судьбе
- ↓
+3
Брежнев действительно спас фильм, который уже отправили на полку. Про это сам Меньшов описывает в своей замечательной книге «Судьба протягивает руку».
- ↓
+5
Говорили что фильм отправили в номинации на приз «Оскар» именно потому, что решили — американцы любыт фильмы о «Золушках».
В принципы были правы.
- ↓
+9
Брежнев много фильмов спас.
- ↓
+25
Что бы не говорили, какой бы грязью не поливали (я даже слышал, что в среде современных Рассейских наркологов, фильм считается как пропаганда алкоголизма) фильм, наш Советский фильм, заслужил «Оскара» в то время не просто так. Фильм смотрели, смотрят и смотреть будут.
- ↓
-2
А я вот не слышал, чтобы этот фильм активно «поливали грязью». Впрочем, вам, современным наркологам, виднее ))
- ↑
- ↓
+4
Все таки отдали награду режиссеру. И на том спасибо!
- ↓
+6
Да не «отдали», а, как сам Меньшов рассказывал в интервью", он попросил «подержать» и не отдал обратно.
- ↑
- ↓