Большинство детей, чья кровать располагалась у стены с ковром, перед сном отправлялось в увлекательное путешествие по узорам этого покрытия, следя взглядом или водя пальцем по замысловатым сплетениям линий — под такую «медитацию» хорошо засыпалось, и что самое интересное — это занятие никогда не надоедало.
Но, рассматривая все эти узоры, мало кому приходило в голову, что за каждым орнаментом обычно стоят старинные художественные традиции, каждая из которых имеет свои особенности даже в границах разных районов одного региона.
Если раньше все ковры делали ручным способом, то с приходом машинного производства технологии изготовления хоть и сильно изменились, но многие классические узоры удалось сохранить. И неудивительно, что советские ковры 60-80-х гг. порой имели завораживающий орнамент: каждая его деталь тщательно продумывалась и размещалась на своем месте с определенным смыслом.
Производством ковровых изделий занимались многие предприятия по всему СССР: в Туркмении, Дагестане, Азербайджане, Армении, Молдавии, Украине и Башкирии, Московской, Курской, Воронежской, Пензенской, Тюменской областях и в ряде других регионов.
Советские ковры из Туркмении
У всех туркменских ковров имелась одна общая черта: преобладание красного цвета и геометрический прямолинейный узор. У таких ковров обычно центральное поле заполнялось правильными рядами геометрических фигур: ромб, прямоугольник со скошенными углами или восьмиугольник. Эти фигуры часто украшались стилизованными черными завитками, которые символизируют бараньи рога.
В одном регионе такие «рога» размещали внутри фигуры, в другом — предпочитали располагать их по краям. Бордюры туркменских ковров могли иметь до семи каемок, а между бордюром и бахромой (если таковая имелась), часто располагалась полоска с мелким рисунком. Основные цвета этих ковров — красный, синий, зеленый, коричневый, черный, желтый, кремовый, но если красный обычно преобладал, то вся остальная палитра использовалась довольно скромно.
Безусловно, приведенные выше признаки орнаментирования туркменских ковров, очень обобщенные. Так, например, среди центральных узоров могли располагаться крестообразные фигуры, а бордюр представлять собой широкую кайму, состоящую из восьмиугольников.
У ковров, сделанных на юге республики, часто встречались орнаменты в виде длинного стебля с зубчатыми листьями. Попадались ковры, узоры которых представляли собой сплетение криволинейных полос, стилизованно изображающие змей или с сюжетными рисунками — виноград, хлопок и пр.
Кавказские ковры
Советские ковры, сделанные на Кавказе (включая дагестанские) по своим достоинствам приравнивались к лучшим коврам мира — персидским. Главной темой их узоров было изображение райского сада: растений, птиц, иногда — животных. Например, у азербайджанских и дагестанских ковров центральное поле было либо решетчатым, либо медальонным.
В первом случае поле заполнялось некрупным растительным орнаментом или стилизованными птицами. Во втором — по продольной оси располагались медальоны в виде многоугольников или розеток, внутри и по фону окруженные мелкими мотивами. Бордюры часто имели растительный узор, состояли из 3-6 каемок.
Армянские ковры отличались и богатством красок, и насыщенным орнаментом из растительных мотивов, которые сплетались в бесконечный узел. Пожалуй, самыми знаменитыми были ковры «Ереван» и «Иджеван», для которых характерной деталью был цветок лотоса, больше ни в каких кавказских коврах не встречающийся.
Советские ковры из Тюмени
У тюменского ковроткачества оказались очень интересные корни: оказывается, в район Тобольска это ремесло занесли бухарские и татарские переселенцы. Но если на технологию производства это оказало самое непосредственное влияние (ковры обычно делали с высоким ворсом и удлиненной формы), то узоры со временем стали использоваться такие же, как и у большинства русских ковров. Как правило, основным элементом узора становились красные розы и другие яркие цветы на черном или темно-синем фоне.
У остальных русских ковров — воронежских, курских, тульских, тамбовских и пр. узор строился по привычной схеме: в центре круг или овал, заполненный цветами — садовыми, полевыми или букетами роз. Изначально курские ковры можно было отличить от других по наличию красных роз на темном фоне, но ближе к середине прошлого века цветовая гамма существенно расширилась, и фон мог быть кремовым, голубым, желтым, коричневым, зеленым.
Воронежское ковровое производство со временем цветочный орнамент разбавило геометрическими узорами; пензенские мастера почему-то предпочли копировать орнамент кавказских ковров, шадринские ковры украшали преимущество геометрическими фигурами.
Последние комментарии
А всё равно был дефицит
Познавательно! Спасибо автору!
Ковров было так много, что их выкладывали даже на аренах цирков. Поэтому клоунов называли также коверными.
Тоже ковер долго спасал угловую комнату северной экспозиции от холода… пока не придумали стеклопакеты и не стали включать отопление как в аду… с соответствующими расценками… теперь зимой живем с открытыми окнами.
У меня до сих пор в доме ковёр, купленный в 1986-м году. Лет 25 висел на стене, а теперь лежит на полу. И сносу ему нет! Он натуральный, из шерсти. Теперь таких не делают.
в Советское время было модно вешать ковры на стену, а хороший ковер с красивым орнаментом и цветами был дефицитом хоть и стоил дорого, в 1970 отец купил роскошный ковер 2х3 метра, ворс почти 2 см. за 800 руб., а через год понадобились деньги на свадьбу старшему брату, знакомые забрали за те же деньги и очень благодарили
С детства привык чтобы на стене, рядом с кроватью, висел ковер, а вот ковер на полу не люблю, постоянно чистить его противно. Был у нас одно время, когда дочка была маленькая, чистошерстяной вязанный ковер (без ворса) на полу. Хлопот с ним хватало. А ещё помню в начале шестидесятых в мебельном магазине в Хабаровске висели китайские ковры. Размером примерно 4х3 метра и толщиной сантиметра четыре-пять, однотонные (светлосиние и красноватые) с рельефными узорами цветов. Висели они от потолка и очень красиво смотрелись. Стоил они огромные по тем временам деньги — 3500 рублей.
Есть такие)