10 фильмов, которые подверглись цензуре и были запрещены к показу в Советском Союзе
Цензура в СССР была довольно суровой и строгой. Под неё попадала литература, поэзия, живопись и в особенности кино. Отправить фильм пылиться на полку могли за любую, даже самую незначительную оплошность или двоякий смысл.
Как известно, Иван Грозный совершал довольно противоречивые поступки ради того, чтобы остаться у власти. Именно эти нюансы и показал в своём фильме Сергей Эйзенштейн.
Сразу после того, как была закончена первая часть кинофильма «Иван Грозный», получившая положительные отзывы, режиссёр тут же приступил к съёмкам второй части. Однако именно ей и не суждено было увидеть премьеру в советское время, ведь она не понравилась лично Сталину. Правитель посчитал, что в картине царь продемонстрирован слабым, нерешительным и несостоятельным руководителем.
«Бежин луг», снятый по рассказу Тургенева, был запрещён ещё до завершения съёмок. Сюжет основан на истории Павлика Морозова, который предал своего отца-кулака.
Фильм был обвинён в отсутствии художественной ценности и политической несостоятельности. Также режиссёра Сергея Эйзенштейна обвинили в использовании религиозной символики. Автор потратил на картину более двух лет, поэтому он всячески пытался добиться реабилитации фильма путём правок, однако это не дало никаких результатов.
В центре сюжета Никита Фирсов — солдат, вернувшийся домой после окончания Гражданской войны. Обычная жизнь даётся парню тяжело, ведь его постоянно преследуют кошмары прошлого. Вскоре он встречает девушку Любу и влюбляется в неё. Однако паре необходимо пройти множество испытаний, чтобы просто быть вместе.
Режиссёр Алексей Сокуров получил множество выговоров и негативных отзывов после выхода картины. Она не понравилась властям из-за мрачной тематики и упаднического настроения. Также в ней углядели сходство с работами Андрей Тарковского.
Фильм о любовном треугольнике между комсомольцем Гришей Фокиным, интеллигентной девушкой Марией Степановой и её мужем профессором Юлианом Николаевичем сразу вызвал шквал критики в адрес режиссёра Абрама Роома.
Руководство страны не на шутку возмутили идеи создателя картины. Они были уверены, что своей работой он продвигает отклонения от норм социализма. Дополнительного масла в огонь долили абсурдные диалоги о коммунизме и обнажённые комсомольцы в кадре.
Фильм рассказывает об Одессе в годы Гражданской войны, занятой интервентами. Здесь большевистские подпольщики ведут агитацию среди французских солдат. Их речи находят отклик в сердцах служащих, благодаря чему некоторые из них переходят на сторону Красной Армии.
Режиссёр картины Геннадий Полок получил выговор от властей и как результат запрет на показ, ведь работу посчитали чрезмерно буржуазной. Госкино наложило запрет, так как, по их мнению, создатель посмеялся над советскими ценностями и большевиками.
По сюжету фильма коллаборационист Лазарев желает искупить свою вину перед Родиной, отправившись на опасное задание — захват поезда с продовольствием врага. Дебютный фильм Алексей Германа был отвергнут Госкино, так как там углядели дегуманизацию народного сопротивления и создание негативного образа Красной Армии.
В 1986 году фильм всё же вышел на экраны и был признан одним из шедевров советского кино, который в дальнейшем удостоился множества наград.
Столичный писатель, лишившись вдохновения, решает отправиться в провинцию на поиск новых идей. Здесь он сталкивается с совсем другой жизнью, ранее непонятной для него.
Режиссёр картины Глеб Панфилов желал показать, что однажды в жизни каждого человека может произойти переоценка ценностей, которая полностью меняет представление о мире. Однако задумку создателя не оценили по достоинству. Фильм запретили к показу, указав Панфилову на ряд недостатков в его работе — неоднозначные трактовки, недостаточная критика советской интеллигенции и даже критика советского режима.
Обычная девушка из сельской местности Ася влюблена в Степана. Но парень категорически не хочет брать девушку замуж. Однако это её не останавливает, и она решает родить от него ребёнка. В скором времени в деревню приезжает мужчина из города, готовый взять её в жёны. Но девушка отвергает его ради своей любви.
Фильм Андрей Кончаловского показал, как на самом деле живётся советским людям в глухой деревне. Здесь затронута судьба не только обычной девушки, но и фронтовиков и бывших узников лагерей. Чиновникам такая правда совершенно не понравилась. Они сочли картину аморальной и потребовали переснять её в соответствии с идеологией режима. Однако вся съёмочная группа и исполнительница главной роли наотрез отказались от этой идеи, поэтому фильм смог получить заслуженное признание только в 1987 году.
В центре сюжета оказываются мать, посвятившая всю свою жизнь воспитанию ребёнка, и повзрослевший сын. Теперь парень хочет перебраться в другой город, а женщина впустить в свои будни другого мужчину.
Это довольно тяжёлая история, снятая Кирой Муратовой, о тоске, о безнадёжности судеб некоторых людей. Фильм тут же запретили, не дав ему выйти в широкий прокат. Работу посчитали буржуазной и порочной, а в особенности чиновников напугала тяжёлая атмосфера кино.
Режиссёр Алексей Коренев решил рассказать историю про обычного учителя русской литературы, который решил больше никогда не врать. Казалось бы такой юмористический и простой сюжет не может вызвать недовольства у власти.
Однако не тут-то было. Фильм не выпустили в прокат, так как цензорам не пришлась по душе сама тема вранья. Считалось, что советское общество построено на исключительной честности (в отличие от капиталистического), а значит, и любой советский гражданин априори не может быть вруном (даже чуть-чуть).
«Иван Грозный» (1944)
Как известно, Иван Грозный совершал довольно противоречивые поступки ради того, чтобы остаться у власти. Именно эти нюансы и показал в своём фильме Сергей Эйзенштейн.
Сразу после того, как была закончена первая часть кинофильма «Иван Грозный», получившая положительные отзывы, режиссёр тут же приступил к съёмкам второй части. Однако именно ей и не суждено было увидеть премьеру в советское время, ведь она не понравилась лично Сталину. Правитель посчитал, что в картине царь продемонстрирован слабым, нерешительным и несостоятельным руководителем.
«Бежин Луг» (1937)
«Бежин луг», снятый по рассказу Тургенева, был запрещён ещё до завершения съёмок. Сюжет основан на истории Павлика Морозова, который предал своего отца-кулака.
Фильм был обвинён в отсутствии художественной ценности и политической несостоятельности. Также режиссёра Сергея Эйзенштейна обвинили в использовании религиозной символики. Автор потратил на картину более двух лет, поэтому он всячески пытался добиться реабилитации фильма путём правок, однако это не дало никаких результатов.
«Одинокий голос человека» (1978)
В центре сюжета Никита Фирсов — солдат, вернувшийся домой после окончания Гражданской войны. Обычная жизнь даётся парню тяжело, ведь его постоянно преследуют кошмары прошлого. Вскоре он встречает девушку Любу и влюбляется в неё. Однако паре необходимо пройти множество испытаний, чтобы просто быть вместе.
Режиссёр Алексей Сокуров получил множество выговоров и негативных отзывов после выхода картины. Она не понравилась властям из-за мрачной тематики и упаднического настроения. Также в ней углядели сходство с работами Андрей Тарковского.
«Строгий юноша» (1935)
Фильм о любовном треугольнике между комсомольцем Гришей Фокиным, интеллигентной девушкой Марией Степановой и её мужем профессором Юлианом Николаевичем сразу вызвал шквал критики в адрес режиссёра Абрама Роома.
Руководство страны не на шутку возмутили идеи создателя картины. Они были уверены, что своей работой он продвигает отклонения от норм социализма. Дополнительного масла в огонь долили абсурдные диалоги о коммунизме и обнажённые комсомольцы в кадре.
«Интервенция» (1968)
Фильм рассказывает об Одессе в годы Гражданской войны, занятой интервентами. Здесь большевистские подпольщики ведут агитацию среди французских солдат. Их речи находят отклик в сердцах служащих, благодаря чему некоторые из них переходят на сторону Красной Армии.
Режиссёр картины Геннадий Полок получил выговор от властей и как результат запрет на показ, ведь работу посчитали чрезмерно буржуазной. Госкино наложило запрет, так как, по их мнению, создатель посмеялся над советскими ценностями и большевиками.
«Проверка на дорогах» (1971)
По сюжету фильма коллаборационист Лазарев желает искупить свою вину перед Родиной, отправившись на опасное задание — захват поезда с продовольствием врага. Дебютный фильм Алексей Германа был отвергнут Госкино, так как там углядели дегуманизацию народного сопротивления и создание негативного образа Красной Армии.
В 1986 году фильм всё же вышел на экраны и был признан одним из шедевров советского кино, который в дальнейшем удостоился множества наград.
«Тема» (1979)
Столичный писатель, лишившись вдохновения, решает отправиться в провинцию на поиск новых идей. Здесь он сталкивается с совсем другой жизнью, ранее непонятной для него.
Режиссёр картины Глеб Панфилов желал показать, что однажды в жизни каждого человека может произойти переоценка ценностей, которая полностью меняет представление о мире. Однако задумку создателя не оценили по достоинству. Фильм запретили к показу, указав Панфилову на ряд недостатков в его работе — неоднозначные трактовки, недостаточная критика советской интеллигенции и даже критика советского режима.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967)
Обычная девушка из сельской местности Ася влюблена в Степана. Но парень категорически не хочет брать девушку замуж. Однако это её не останавливает, и она решает родить от него ребёнка. В скором времени в деревню приезжает мужчина из города, готовый взять её в жёны. Но девушка отвергает его ради своей любви.
Фильм Андрей Кончаловского показал, как на самом деле живётся советским людям в глухой деревне. Здесь затронута судьба не только обычной девушки, но и фронтовиков и бывших узников лагерей. Чиновникам такая правда совершенно не понравилась. Они сочли картину аморальной и потребовали переснять её в соответствии с идеологией режима. Однако вся съёмочная группа и исполнительница главной роли наотрез отказались от этой идеи, поэтому фильм смог получить заслуженное признание только в 1987 году.
«Долгие проводы» (1971)
В центре сюжета оказываются мать, посвятившая всю свою жизнь воспитанию ребёнка, и повзрослевший сын. Теперь парень хочет перебраться в другой город, а женщина впустить в свои будни другого мужчину.
Это довольно тяжёлая история, снятая Кирой Муратовой, о тоске, о безнадёжности судеб некоторых людей. Фильм тут же запретили, не дав ему выйти в широкий прокат. Работу посчитали буржуазной и порочной, а в особенности чиновников напугала тяжёлая атмосфера кино.
«Урок литературы» (1968)
Режиссёр Алексей Коренев решил рассказать историю про обычного учителя русской литературы, который решил больше никогда не врать. Казалось бы такой юмористический и простой сюжет не может вызвать недовольства у власти.
Однако не тут-то было. Фильм не выпустили в прокат, так как цензорам не пришлась по душе сама тема вранья. Считалось, что советское общество построено на исключительной честности (в отличие от капиталистического), а значит, и любой советский гражданин априори не может быть вруном (даже чуть-чуть).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Фото из «Двадцать дней без войны» здесь при чём? Этот фильм не запрещали!!! Или режиссёр Геннадий Полок? У автора с памятью совсем плохо ???
- ↓
+5
Конечно же цензура должна быть, есть запрещённые законом темы, только в СССР она была «идеологизированной».
При этом некоторые фильмы лично Л.И. Брежнев после просмотра на даче разрешал к прокату… Ну это к слову об «авторитарном» правлении.
- ↓
0
О времена, о нравы…
- ↓
+8
«Проверка на дорогах» очень хороший фильм о настоящем Советском человеке, Владимир Заманский прекрасно сыграл главную роль, но почему автор не разместил его фото?
- ↓
+9
Не понял — многие фильмы смотрел!
- ↓
+5
Как я понял с позиции автора текста после 1985 года был уже «не тот СССР». Да, фильмы «сняли с полки», показывали по ТВ.
Это не значит что сама «перестройка» (по сути) превратиласть в антикоммунистическую пропаганду.
- ↑
- ↓
+2
«Тему» смотрел где-то сразу после выхода. Может, в центральных кинотеатрах ее не показывали, но в провинциальных — да.
- ↓
+28
Нам бы сейчас ту цензуру… Сколько мусора до нас бы не дошло.
- ↓
-2
Так ведь по дерьму и горшок!
По-моему, этот ларчик-то просто открывается: нынешнее засилье разрушительного либерализма, национализма и терроризма — прямое следствие тотального антисоветизма и русофобии, если не поощряемых, то и не порицаемых властями предержащими. Так что вопреки навязываемым нам извне разрушительным либеральным нормам, уравнивающим в правах всех подряд и в чём попало, следует восстановить здравый российский и советский приоритет прав русского православного или другого трудового большинства населения любой территории, несущего львиную долю обязанностей за страну и государство, над правами любых социальных, национальных, религиозных, культурных, возрастных, сексуальных, и прочих меньшинств, живущих внутри и за счёт большинства, главное право которых помогать большинству в его приоритетных правах и обязанностях и главная обязанность — не мешать, разве не так?
«Мы мчимся, нас кнутом подстёгивает время,
Мы спотыкаемся, но нас не тем судить,
Кто даже ногу не поставил в стремя
И только поучает всех, как жить»,
Е.М. Примаков.
Так что следите зорко, кто идёт за Вами, тогда и не окажемся лохами…
www.youtube.com/watch?v=2J_pYL0UV6w
- ↓
+11
Алексея Сокурова не знаю. Знаю Александра. Вообще всё будто написано ботом, далёким от кино…
- ↓
+12
У «Проверки на дорогах» второе фото неправильное, из фильма «Двадцать дней без войны»
- ↓
+6
Это точно, кстати участник войны и главный герой картины Владимир Заманский до сих пор жив,98 лет ему…
- ↑
- ↓