Вот такие огромные деньги зарабатывали, снимая советское кино
В 1993 году в московском Доме кино устроили вечер по случаю 20-летия фильма “Семнадцать мгновений весны”. Неожиданно один из зрителей в зале задал вопрос, который разозлил режиссера Татьяну Лиознову. “Почему на встречу не пригласили автора сценария — писателя Юлиана Семенова?”
Идут съемки фильма «Семнадцать мгновений весны»
Посвященные люди знали, что режиссер и писатель долгое время даже не здоровались. Оказалось, что раздор был вызван финансовым вопросом. Семенов не уступил Лиозновой часть гонорара как соавтору сценария.
В советском кино всегда крутились очень большие деньги, и хорошие режиссеры были довольно богатыми. О том, сколько стоили любимые советские фильмы и сколько зарабатывали их создатели, говорить было не принято.
Но рядом с большими деньгами всегда шли большие соблазны, предательства и зависть.
Такого за 70-летнюю историю Мосфильма еще не бывало. Мосфильм бурлил, ведь огромный гонорар получил не только режиссер.
“Я получил на Мосфильме 120 тысяч. Директор группы — 80 тысяч, Оператор — 90 тысяч. Актеры получили хорошие гонорары. И все, вплоть до уборщицы получили достойные выплаты”.
Петр Тодоровский.
Режиссер Петр Тодоровский
До перестроечных времен оплата режиссерского труда была строго и четко регламентированной. После просмотра готового фильма худсоветом картине присуждалась категория, в соответствии с которой оценивался труд режиссера. Категорий было 4.
Первая. Режиссеру такого фильма выплачивали 6000 рублей.
Вторая — 4000 рублей.
Третья, самая низкая категория, это антисоветчина или слабая картина, за такой фильм выплачивали 2000 рублей.
Реже остальных картине присуждали высшую категорию. При этом высшая категория вовсе не означала, что фильм — безусловный шедевр. Высшая категория составляла 8000 — 10000 рублей.
Иногда фильм получал одну категорию, а в прокате собирал огромное количество зрителей. Тогда принималось решение повысить категорию, а режиссеру доплатить.
Например, картине “Экипаж” дали первую категорию, а когда ее пересмотрело 80 миллионов зрителей, повысили до высшей.
На съемках фильма «Экипаж»
К этой системе все привыкли и менять ее никто не собирался. Пока группа Тодоровского после перестройки не воспользовалась предоставленным хозрасчетом.
Впервые в истории кино в титрах фильма “Интердевочка” появилось слово “Продюсер”. Впервые в истории советского кино фильму не присваивалась категория, а авторы зарабатывали с проката своей картины. А в прокате фильм имел оглушительный успех.
На первом месте всегда стоял тематический план: несколько фильмов о революции, несколько фильмов о рабочем классе, несколько фильмов о крестьянстве. Тот, кто удачно попадал в тематический план, и при этом сумел угодить и зрителю, и руководству страны, получал главный приз — стабильность.
Режиссеры — Лауреаты Государственных премий, орденоносцы за свое будущее были спокойны.
В 70-е годы были режиссеры, которые были “приклеены” к высшей ставке. Например, что бы не делал Сергей Герасимов, у него всегда была высшая ставка.
Когда в 1974 году на экраны вышел фильм “Дочки-матери”, у автора сценария Володина была к режиссеру Герасимову претензия: не могли герои его истории, московские педагоги, жить в такой роскошной по советским меркам квартире. Дело в том, что Герасимов снимал домашние сцены в собственной квартире на Кутузовском проспекте, где он жил с женой Тамарой Макаровой, которая тоже снималась в этом фильме.
Все знали, что уровень советских преподавателей, в том числе и московских, был совсем другим. Они жили в хрущевках, или даже в коммуналках.
Кадр из фильма «Дочки-матери» (1974)
“Дочки-матери” провалились в прокате, но Герасимов, как обычно, без проблем получил гонорар по самой высшей ставке. Дело в том, что в состав худсовета входили корифеи, в числе которых был и Герасимов.
За право снять эту картину он боролся с классиком советского кино Иваном Пырьевым, который, потерпев фиаско, до конца жизни не здоровался с Бондарчуком. Съемки эпопеи заняли шесть лет.
На производство фильма работало несколько десятков советских предприятий, армия. Бюджет фильма составил около 100 миллионов долларов по ценам 1967 года.
В 1969 году “Войне и миру” Бондарчука американская киноакадемия присудила Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Награду получила Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову.
Людмила Савельева на церемонии вручения Оскара
А у Бондарчука прибавилось завистников. В коридорах Мосфильма стали шептаться о его неслыханных доходах. Ведь он был чуть ли не единственным режиссером, которому позволяли работать за границей.
На него писали анонимки, пытались разоблачить тайного миллионера. Но Бондарчук был осторожен и законопослушен. Часть денег, заработанных за границей, поступала в Госкино, а его гонорар переводился в чеки, которые заменяли в СССР валюту. Ими можно было расплачиваться в специализированных магазинах.
Конечно, это были очень большие деньги. Только хороших квартир у Бондарчука было три. И, по советским меркам он действительно был миллионером. Но за этим стоял баснословный, гигантский труд, на котором режиссеры надрывались, получали инфаркты, лежали в больницах.
При всей его привлекательности, это очень сложная профессия. Многие коллеги по цеху тяжело переживали успехи Бондарчука, но сколько бы не копали под него завистники, он был неуязвим.
Сергей Бондарчук на съемочной площадке
Меньше всех зарабатывали актеры. Кроме гонорара они ни на что не претендовали, поэтому жили от фильма до фильма.
А вот сценаристы могли зарабатывать больше режиссеров, так как им полагались потиражные выплаты, независимо от категории картины. Например Александр Бородянский, автор сценария “Афони”, получил 21 тысячу рублей как сценарист. Это при средней зарплате в 120 рублей.
“Тогда я купил квартиру за 3400 рублей. Это достижение было как раз из этого гонорара”.
Александр Бородянский.
А Виктор Мережко привык откладывать книги на сберкнижке, сам не понимая, для чего он копит деньги. “У мен
я на книжке сгорело 152 тысячи рублей. Я ни дачи не купил, хотя мог купить 15 Волг”.
Вы нам кино про красивую жизнь в СССР, мы вам — эту самую красивую жизнь.
На даче. Орлова и Александров
Об их богатой, не советской жизни говорили много. В их доме появился первый холодильник “Роллс-Ройс”. Советских тогда еще не выпускали.
А по столице Александров возил свою красавицу-жену на единственном тогда в СССР Мерседесе. Советское правительство выделило своим любимцам гектар земли недалеко от Внуково. Свой дом Александров и Орлова построили впечатлившись виллой Чарли Чаплина, куда однажды были приглашены.
Во Внуково Орлова и Александров встречали хлебом-солью американского писателя Эрскина Колдуэлла и других заокеанских друзей
Молодая советская власть очень быстро поняла пользу кинематографа и денег на нее не жалела.
Наверно многие задавали себе вопрос: почему в советских фильмах так много песен? Ответ прост. Если обычный фильм стоил две с половиной тысячи, то за музыкальный композитор получал уже 4 тысячи. Наравне с композиторами зарабатывали и авторы текстов песен.
Когда награждали создателей фильма “Семнадцать мгновений весны” Государственными наградами, самой низкой оказалась оценка работы Татьяны Лиозновой. Ей вручили орден меньшего значения, чем у Тихонова. А на Почетной грамоте было указано, за что награждают Лиознову: За активное участие в создании фильма.
Лиознова давно искала достойный материал. Однажды, прочитав роман Юлиана Семенова о разведчике Исаеве, она позвонила автору с предложением написать сценарий. Семенов ответил:
— Поздно Таня. Сценарий продан на “Ленфильм”.
— Верни аванс. Этот фильм буду ставить я.
На съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»
Спорить с Лиозновой было трудно. И Семенов принялся за работу для Лиозновой. Лиознова контролировала каждый его шаг, придумывала новых героев, вместо двух серий она сняла двенадцать. Гонорар Лиозновой увеличился в десять раз.
Она заявила Семенову, что их имена будут стоять вместе, как соавторов сценария. Это означало, что половину своего гонорара Семенов должен будет отдать Лиозновой. Но тот не отдал, а Лиознова больше почти не разговаривала с Семеновым.
Знаменитую сцену встречи Штирлица с женой Лиознова придумала без участия Семенова, но тот, раскусив ее характер, пошел на хитрость. Спустя неделю в газете появился рассказ Юлиана Семенова “Встреча Штирлица с женой, посвященная Вячеславу Тихонову”. Он вдогонку обосновал свое авторство.
После грандиозного успеха фильма, когда составляли список на получение премии, Семенова в нем не оказалось. Лиознова и Семенов так и не простили друг друга, но их имена на протяжении десятков лет стоят рядом в конце каждой части любимого миллионами многосерийного фильма.
Финальные титры фильмов мирят всех со всеми, ведь степень таланта не измеряется деньгами.
Идут съемки фильма «Семнадцать мгновений весны»
Посвященные люди знали, что режиссер и писатель долгое время даже не здоровались. Оказалось, что раздор был вызван финансовым вопросом. Семенов не уступил Лиозновой часть гонорара как соавтору сценария.
В советском кино всегда крутились очень большие деньги, и хорошие режиссеры были довольно богатыми. О том, сколько стоили любимые советские фильмы и сколько зарабатывали их создатели, говорить было не принято.
Но рядом с большими деньгами всегда шли большие соблазны, предательства и зависть.
«Интердевочка»
В 1989 году работники Мосфильма были потрясены размером гонорара, который выплатили режиссеру Петру Тодоровскому за картину “Интердевочка”. Это была немыслимая сумма — 550 среднемесячных зарплат в те годы.Такого за 70-летнюю историю Мосфильма еще не бывало. Мосфильм бурлил, ведь огромный гонорар получил не только режиссер.
“Я получил на Мосфильме 120 тысяч. Директор группы — 80 тысяч, Оператор — 90 тысяч. Актеры получили хорошие гонорары. И все, вплоть до уборщицы получили достойные выплаты”.
Петр Тодоровский.
Режиссер Петр Тодоровский
Регламент
В то время не было контрактов и коммерческой тайны. Деньги получали в общей кассе и в ведомость мог заглянуть любой. Слабонервные не выдерживали. От зависти рушились дружеские связи.До перестроечных времен оплата режиссерского труда была строго и четко регламентированной. После просмотра готового фильма худсоветом картине присуждалась категория, в соответствии с которой оценивался труд режиссера. Категорий было 4.
Первая. Режиссеру такого фильма выплачивали 6000 рублей.
Вторая — 4000 рублей.
Третья, самая низкая категория, это антисоветчина или слабая картина, за такой фильм выплачивали 2000 рублей.
Реже остальных картине присуждали высшую категорию. При этом высшая категория вовсе не означала, что фильм — безусловный шедевр. Высшая категория составляла 8000 — 10000 рублей.
Иногда фильм получал одну категорию, а в прокате собирал огромное количество зрителей. Тогда принималось решение повысить категорию, а режиссеру доплатить.
Например, картине “Экипаж” дали первую категорию, а когда ее пересмотрело 80 миллионов зрителей, повысили до высшей.
На съемках фильма «Экипаж»
К этой системе все привыкли и менять ее никто не собирался. Пока группа Тодоровского после перестройки не воспользовалась предоставленным хозрасчетом.
Впервые в истории кино в титрах фильма “Интердевочка” появилось слово “Продюсер”. Впервые в истории советского кино фильму не присваивалась категория, а авторы зарабатывали с проката своей картины. А в прокате фильм имел оглушительный успех.
Герасимов
В 70-е годы на киностудии Мосфильм числилось 160 режиссеров. А фильмов в год выпускалось около 60. Основной доход в разные годы приносили картин десять, но руководство студии это не смущало.На первом месте всегда стоял тематический план: несколько фильмов о революции, несколько фильмов о рабочем классе, несколько фильмов о крестьянстве. Тот, кто удачно попадал в тематический план, и при этом сумел угодить и зрителю, и руководству страны, получал главный приз — стабильность.
Режиссеры — Лауреаты Государственных премий, орденоносцы за свое будущее были спокойны.
В 70-е годы были режиссеры, которые были “приклеены” к высшей ставке. Например, что бы не делал Сергей Герасимов, у него всегда была высшая ставка.
Когда в 1974 году на экраны вышел фильм “Дочки-матери”, у автора сценария Володина была к режиссеру Герасимову претензия: не могли герои его истории, московские педагоги, жить в такой роскошной по советским меркам квартире. Дело в том, что Герасимов снимал домашние сцены в собственной квартире на Кутузовском проспекте, где он жил с женой Тамарой Макаровой, которая тоже снималась в этом фильме.
Все знали, что уровень советских преподавателей, в том числе и московских, был совсем другим. Они жили в хрущевках, или даже в коммуналках.
Кадр из фильма «Дочки-матери» (1974)
“Дочки-матери” провалились в прокате, но Герасимов, как обычно, без проблем получил гонорар по самой высшей ставке. Дело в том, что в состав худсовета входили корифеи, в числе которых был и Герасимов.
Бондарчук
Одним из тех, кто числился постоянным членом худсовета был Сергей Бондарчук. В режиссуру он пришел поздно, был профессиональным актером. После успеха своей дебютной картины “Судьба человека”, Бондарчуку поручили выполнить Госзаказ: снять “Войну и мир”.За право снять эту картину он боролся с классиком советского кино Иваном Пырьевым, который, потерпев фиаско, до конца жизни не здоровался с Бондарчуком. Съемки эпопеи заняли шесть лет.
На производство фильма работало несколько десятков советских предприятий, армия. Бюджет фильма составил около 100 миллионов долларов по ценам 1967 года.
В 1969 году “Войне и миру” Бондарчука американская киноакадемия присудила Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Награду получила Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову.
Людмила Савельева на церемонии вручения Оскара
А у Бондарчука прибавилось завистников. В коридорах Мосфильма стали шептаться о его неслыханных доходах. Ведь он был чуть ли не единственным режиссером, которому позволяли работать за границей.
На него писали анонимки, пытались разоблачить тайного миллионера. Но Бондарчук был осторожен и законопослушен. Часть денег, заработанных за границей, поступала в Госкино, а его гонорар переводился в чеки, которые заменяли в СССР валюту. Ими можно было расплачиваться в специализированных магазинах.
Конечно, это были очень большие деньги. Только хороших квартир у Бондарчука было три. И, по советским меркам он действительно был миллионером. Но за этим стоял баснословный, гигантский труд, на котором режиссеры надрывались, получали инфаркты, лежали в больницах.
При всей его привлекательности, это очень сложная профессия. Многие коллеги по цеху тяжело переживали успехи Бондарчука, но сколько бы не копали под него завистники, он был неуязвим.
Сергей Бондарчук на съемочной площадке
Тысячи рублей
В 70-х годах зрители посещали кинотеатры четыре миллиарда раз в год. Рентабельность советского кинематографа составляла 900% годовых. По сравнению с доходами государства рядовые работники киноиндустрии получали сущие копейки.Меньше всех зарабатывали актеры. Кроме гонорара они ни на что не претендовали, поэтому жили от фильма до фильма.
А вот сценаристы могли зарабатывать больше режиссеров, так как им полагались потиражные выплаты, независимо от категории картины. Например Александр Бородянский, автор сценария “Афони”, получил 21 тысячу рублей как сценарист. Это при средней зарплате в 120 рублей.
“Тогда я купил квартиру за 3400 рублей. Это достижение было как раз из этого гонорара”.
Александр Бородянский.
А Виктор Мережко привык откладывать книги на сберкнижке, сам не понимая, для чего он копит деньги. “У мен
я на книжке сгорело 152 тысячи рублей. Я ни дачи не купил, хотя мог купить 15 Волг”.
Александров
Первый фильм с Голливудским размахом в 1934 году поставил Григорий Александров после стажировки в Голливуде. Правительство тех лет щедро одаривало Орлову и Александрова. И не только гонорарами: зарубежные поездки, элитная жилплощадь, премии — все это было частью договора.Вы нам кино про красивую жизнь в СССР, мы вам — эту самую красивую жизнь.
На даче. Орлова и Александров
Об их богатой, не советской жизни говорили много. В их доме появился первый холодильник “Роллс-Ройс”. Советских тогда еще не выпускали.
А по столице Александров возил свою красавицу-жену на единственном тогда в СССР Мерседесе. Советское правительство выделило своим любимцам гектар земли недалеко от Внуково. Свой дом Александров и Орлова построили впечатлившись виллой Чарли Чаплина, куда однажды были приглашены.
Во Внуково Орлова и Александров встречали хлебом-солью американского писателя Эрскина Колдуэлла и других заокеанских друзей
Молодая советская власть очень быстро поняла пользу кинематографа и денег на нее не жалела.
Композиторы
Успешный фильм кормил не только режиссера и сценариста. Долгие годы самым богатым человеком советского кино был композитор Исаак Дунаевский. Его песни из кинофильмов ежедневно исполняли на концертах, печатали на пластинках, они звучали на радио. И за каждое исполнение на банковский счет Дунаевского “капала копеечка”.Наверно многие задавали себе вопрос: почему в советских фильмах так много песен? Ответ прост. Если обычный фильм стоил две с половиной тысячи, то за музыкальный композитор получал уже 4 тысячи. Наравне с композиторами зарабатывали и авторы текстов песен.
Лиознова
На протяжении десятилетий режиссеры фильмов обижались на то, что они, в отличие от сценаристов и композиторов, не получали деньги с проката своих картин. Ведь именно режиссер был создателем и хозяином фильма.Когда награждали создателей фильма “Семнадцать мгновений весны” Государственными наградами, самой низкой оказалась оценка работы Татьяны Лиозновой. Ей вручили орден меньшего значения, чем у Тихонова. А на Почетной грамоте было указано, за что награждают Лиознову: За активное участие в создании фильма.
Лиознова давно искала достойный материал. Однажды, прочитав роман Юлиана Семенова о разведчике Исаеве, она позвонила автору с предложением написать сценарий. Семенов ответил:
— Поздно Таня. Сценарий продан на “Ленфильм”.
— Верни аванс. Этот фильм буду ставить я.
На съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»
Спорить с Лиозновой было трудно. И Семенов принялся за работу для Лиозновой. Лиознова контролировала каждый его шаг, придумывала новых героев, вместо двух серий она сняла двенадцать. Гонорар Лиозновой увеличился в десять раз.
Она заявила Семенову, что их имена будут стоять вместе, как соавторов сценария. Это означало, что половину своего гонорара Семенов должен будет отдать Лиозновой. Но тот не отдал, а Лиознова больше почти не разговаривала с Семеновым.
Знаменитую сцену встречи Штирлица с женой Лиознова придумала без участия Семенова, но тот, раскусив ее характер, пошел на хитрость. Спустя неделю в газете появился рассказ Юлиана Семенова “Встреча Штирлица с женой, посвященная Вячеславу Тихонову”. Он вдогонку обосновал свое авторство.
После грандиозного успеха фильма, когда составляли список на получение премии, Семенова в нем не оказалось. Лиознова и Семенов так и не простили друг друга, но их имена на протяжении десятков лет стоят рядом в конце каждой части любимого миллионами многосерийного фильма.
Финальные титры фильмов мирят всех со всеми, ведь степень таланта не измеряется деньгами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+2
+++
- ↓
+3
Другие времена…
- ↓
+11
Разбаловали их еще при СССР, вот теперь и получаем голые вечеринки и «звезд»… А инженеры вымерли почти как и квалифицированные рабочие… Зато чюрки-развозчики пиццы в цене
- ↓
+9
Сыну Сергея Бондарчука хватило денег чтобы раскрутиться
- ↓
+8
За антисоветчину платили 2000 рублей?
- ↓
+5
А откуда у «продюсеров» Интердевочки оказались такие деньги? У киностудий не хватало…
- ↓
+4
Если помните, это было время кооперативов, в которых зарплата в 300 рублей была копеечной.
- ↑
- ↓
+8
Режиссеры везде не бедствуют. Как и многие актеры. Нормально это. То есть обыденно. Шуты и паяцы на потеху публике должны оплачиваться.
- ↓
+5
Так вот как окупались им все эти разбитые «жигули»за 8 тысяч тогдашних рублей, за которые я так переживал в детстве, думая «лучше бы мне отдали».
- ↓