Эта выходка советской «золотой молодежи» взбесила Хрущева и поставила «на уши» КГБ
Стиляги в СССР – это вызов строгой номенклатуре, общепринятым моральным и этическим правилам. Но особо отличилась организация «Голубая лошадь» под предводительством своего гетьмана Евгения Гребенюка. Собрание стиляг проходило всегда шумно с находящейся под запретом иностранной музыкой, танцами, вызывающим поведением, с алкоголем, а порой и запрещёнными веществами. Так развлекалась «золотая молодежь», которая составляла основную часть стиляг, называя себя гордо «чуваками». Вероятно, они бы еще долго кутили, если бы не выходка с кортежем, имитирующая правительственный, что и разозлило самого Никиту Хрущева.
Война отразилась на взглядах людей, побывавших в других странах. Они увидели другую культуру, одежду, музыку. Их сильно заинтересовало то, с чем раньше не сталкивались. Так стали появляться в послевоенные годы группки людей, выделяющиеся своим внешним видом. Это мешковатая или обтягивающая одежда в ярких или пестрых цветах, обязательно галстук, пиджак. Основной костяк стиляг состоял из «золотой молодежи», родители которых занимали руководящие должности. А у них была возможность обеспечить прихоти своего чада – одеждой, журналами, музыкой и фильмами с западным контекстом.
В основном стиляги собирались кучками где-то на площадях у фонтанов или возле памятников. Таковой оказалась одна из них, которая своим пунктом выбрала фонтан «Зеркальная струя» на Сумской улице Харькова. Компания в 1957 году состояла из 50 человек, и это были в основном дети родителей, которые занимали высокие руководящие должности. В эту компанию затесался и простой студент без высоких покровителей – Евгений Гребенюк, который позже и стал лидером организованной группы «Голубая лошадь».
Фильм «Стиляги» – «фильм-праздник» о молодёжной субкультуре СССР.
Стиляги развлекались по полной, вызывая зависть у других, поэтому от желающих записаться в организацию не было отбоя. Через год возле фонтана уже собралось 800 человек.
Новая субкультура в СССР — стиляги.
Название «Голубая лошадь» может показаться странной, но для стиляг она характеризовала свободу, полет Пегаса. Идея поступила от Евгения Гребенюка. Ему попалась новелла «Хочу быть лошадью», которая произвела большое впечатление на человека, относящегося к другой субкультуре. Он написал свое творение «Хочу стать голубой лошадью», и позже предложил дать название их группе «Голубая лошадь», которая бы означала стремление к свободе. Проявление лидерских качеств сделали его «гетьманом» вольных стиляг.
Выбор лидера стиляги решили отметить громко. Они подняли на руки Гребенюка и под улюлюканье, гиканье и свист пронесли его перед зданием КГБ и по всей Сумской улице. Молодежь хоть и вела себя вызывающе, но ничего криминального не делала, поэтому правоохранителям оставалось только наблюдать за их действиями. К тому же сдерживал фактор, что за спинами этих деток стояли «высокие» родители.
Знакомство граждан СССР с заграничной культурой на Фестивале молодежи и студентов.
Стиляги слушали джаз, рок-н-ролл, смотрели заграничные журналы и фильмы. То есть им было интересно все то, что строго запрещалось в СССР. Они добывали записи, а слушали уже в открытую на своих тусовках, которые проходили в квартире одного из участников организации. Располагалась же она напротив здания ГКБ. Но это не смущало молодежь, и они включать на всю громкость музыку. Собрания проходили весело – рекой лился алкоголь и бывали даже наркотики, но статус родителей гарантировал «золотым» деткам безопасность. Гребенюк был из простого народа, но он умел подбирать друзей, поэтому его тоже не трогали.
Фестиваль студентов и молодежи в 1957 году в СССР.
Стиляги пропагандировали американские ценности и свободный образ жизни, который был за границей. За это их многие презирали, особенно лидера Гребенюка, писавшего много на тему о запрещенной музыке и про абстрактное искусство. Они жили под лозунгом «За победу буржуазной революции», подчеркивая это своим поведением и одеждой. В их словарном запасе появился своеобразный сленг: бродвей, хилять, шузы, джакеток, хата, жлоб и другие, но и еще одно, которое используется до сих пор – «чувак». Оно расшифровывается не как стильный или модный, а как «Человек, Уважающий Высокую Американскую Культуру».
Правительственный кортеж в СССР.
Летом 1958 года харьковских партийных руководителей огорошил приезд кортежа, как они предположили, самого Никиты Хрущева. Это было в его стиле – нагрянуть врасплох, чтобы воочию увидеть то, что происходит в областях и городах.
События развивались так: со стороны Белгорода заехало большое количество машин, среди которых были ЗИМы, «Победа» и даже «Чайка». Кортеж сильно напоминал правительственный, поэтому в обкоме засуетились. Есть версия, что машины мог организовать сын министра транспорта, или как вариант, у каждого чиновника имелись авто, которыми и могли воспользоваться их детки. Поэтому кортеж и напоминал правительственный.
Авто «Чайка», часто используемая генсеками в СССР.
Машины проехали мимо, остановившись возле универсама, в котором под видом помощников Хрущева купили много продуктов, и под распевание песен, свист и гиканье удалились за город. Местные партийцы решили, что Никита Хрущев поехал отдыхать, и расслабились, но кто-то решил все же позвонить в Москву.
Поведение стиляг не воспринималось большей частью общества в СССР.
Информация о «правительственном» кортеже в Харькове дошла до Никиты Хрущева. Главу государства взбесило, что кто-то решил поставить под удар его репутацию. Стиляги действительно к нему относились с неким пренебрежением, потому что он казался им простоватым мужиком. Хотя благодаря Хрущеву прошел первый открытый Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывший возможность многим увидеть и пообщаться с людьми, как казалось, приехавшим совсем из другого мира.
Алексей Козлов, бывший также стилягой в то время, рассказывал, что подозревал о существовании другой культуры, но то, что ранее считали идеалом и кумирами в СССР, оказалось дремучим лесом в сравнении с привезенной западной музыкой и журналами. Музыку сразу переписывали на магнитофоны, и так она распространялась, а журналы передавали из рук в руки, зачитывая до дыр. На фестивале присутствовали джазовые музыканты, поэты-битники, художники-модернисты и «тедди-бойи», ставшие новым веянием в молодежной моде и культуре даже для своей Великобритании.
Организацию «Голубая лошадь» после выходки сразу признали опасной и подлежащей к запрету. Соответственно ко всем участникам появились вопросы. Правоохранительные органы действовали быстро – установили список всех, кто мог быть причастным к организации, а у активистов провели обыск. Естественно, были найдены пластинки, журналы, одежда, которая подтверждала о нарушении запрета на иностранную культуру. В такой ситуации даже всесильные родители не могли защитить детей. Они стали искать другие пути спасения своих «деток» — кого-то отдавали в армию, несмотря на то, что призыв давно закончился, а кто-то шел с повинной в КГБ.
Образ жизни стиляг.
Под следствие попало 5 тысяч человек. Дело приобретало большой размах, и опасаясь того, что на Западе плохо подумают о стране, Никита Хрущев объявил, что инакомыслия нет. Это сразу повернуло дело стиляг в другое русло, превратив его в хулиганскую выходку. Иначе они могли получить большие сроки заключения.
Об аресте стиляг узнали в Америке, и сочувствующие там люди предложили организации «Голубая лошадь» помощь, насобирав 20 млн долларов. Невероятно большая сумма, отправленная в СССР, могла бы вызвать дополнительные трудности. Люди из КГБ провели с лидером Гребенюком беседу. Ему вежливо предложили отказаться от помощи и сказать, что у них все хорошо, иначе обвинят его в шпионаже. Евгений пошел на сделку с КГБ. В итоге от денег отказался, а срок все же получил, как и еще несколько человек. Он не касался субкультуры. Им предъявили обвинение в распространении порнографической литературы, и за это они получили срок до 3,5 лет. Остальные участники организации отделались комсомольскими выговорами и отчислением из высших учебных заведений тех, кто еще учился.
Плакат и критика стиляг в СССР.
Образ стиляг стали критиковать в газетах, выпускались фельетоны, затем появился лозунг: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину предашь». Таким методом старались потушить интерес к образу жизни, который не вписывался в морально-этичные нормы СССР. Период стиляг хоть и был коротким, но запоминающимся, и дал свои плоды. Они показали существование другой культуры и оставили незабываемый след. Движение стиляг перестало существовать само собой в середине 60-х. Евгений Гребенюк отсидел свой срок и устроился работать простым каменщиком, с ностальгией вспоминая былые времена.
Образование «Голубой лошади»: стиляги из «золотой молодежи»
Война отразилась на взглядах людей, побывавших в других странах. Они увидели другую культуру, одежду, музыку. Их сильно заинтересовало то, с чем раньше не сталкивались. Так стали появляться в послевоенные годы группки людей, выделяющиеся своим внешним видом. Это мешковатая или обтягивающая одежда в ярких или пестрых цветах, обязательно галстук, пиджак. Основной костяк стиляг состоял из «золотой молодежи», родители которых занимали руководящие должности. А у них была возможность обеспечить прихоти своего чада – одеждой, журналами, музыкой и фильмами с западным контекстом.
В основном стиляги собирались кучками где-то на площадях у фонтанов или возле памятников. Таковой оказалась одна из них, которая своим пунктом выбрала фонтан «Зеркальная струя» на Сумской улице Харькова. Компания в 1957 году состояла из 50 человек, и это были в основном дети родителей, которые занимали высокие руководящие должности. В эту компанию затесался и простой студент без высоких покровителей – Евгений Гребенюк, который позже и стал лидером организованной группы «Голубая лошадь».
Фильм «Стиляги» – «фильм-праздник» о молодёжной субкультуре СССР.
Стиляги развлекались по полной, вызывая зависть у других, поэтому от желающих записаться в организацию не было отбоя. Через год возле фонтана уже собралось 800 человек.
«Голубая лошадь»: символ Пегаса, стремящегося к свободе
Новая субкультура в СССР — стиляги.
Название «Голубая лошадь» может показаться странной, но для стиляг она характеризовала свободу, полет Пегаса. Идея поступила от Евгения Гребенюка. Ему попалась новелла «Хочу быть лошадью», которая произвела большое впечатление на человека, относящегося к другой субкультуре. Он написал свое творение «Хочу стать голубой лошадью», и позже предложил дать название их группе «Голубая лошадь», которая бы означала стремление к свободе. Проявление лидерских качеств сделали его «гетьманом» вольных стиляг.
Выбор лидера стиляги решили отметить громко. Они подняли на руки Гребенюка и под улюлюканье, гиканье и свист пронесли его перед зданием КГБ и по всей Сумской улице. Молодежь хоть и вела себя вызывающе, но ничего криминального не делала, поэтому правоохранителям оставалось только наблюдать за их действиями. К тому же сдерживал фактор, что за спинами этих деток стояли «высокие» родители.
«За победу буржуазной революции!» — лозунг организации
Знакомство граждан СССР с заграничной культурой на Фестивале молодежи и студентов.
Стиляги слушали джаз, рок-н-ролл, смотрели заграничные журналы и фильмы. То есть им было интересно все то, что строго запрещалось в СССР. Они добывали записи, а слушали уже в открытую на своих тусовках, которые проходили в квартире одного из участников организации. Располагалась же она напротив здания ГКБ. Но это не смущало молодежь, и они включать на всю громкость музыку. Собрания проходили весело – рекой лился алкоголь и бывали даже наркотики, но статус родителей гарантировал «золотым» деткам безопасность. Гребенюк был из простого народа, но он умел подбирать друзей, поэтому его тоже не трогали.
Фестиваль студентов и молодежи в 1957 году в СССР.
Стиляги пропагандировали американские ценности и свободный образ жизни, который был за границей. За это их многие презирали, особенно лидера Гребенюка, писавшего много на тему о запрещенной музыке и про абстрактное искусство. Они жили под лозунгом «За победу буржуазной революции», подчеркивая это своим поведением и одеждой. В их словарном запасе появился своеобразный сленг: бродвей, хилять, шузы, джакеток, хата, жлоб и другие, но и еще одно, которое используется до сих пор – «чувак». Оно расшифровывается не как стильный или модный, а как «Человек, Уважающий Высокую Американскую Культуру».
Выходка стиляг, рассердившая Никиту Хрущева
Правительственный кортеж в СССР.
Летом 1958 года харьковских партийных руководителей огорошил приезд кортежа, как они предположили, самого Никиты Хрущева. Это было в его стиле – нагрянуть врасплох, чтобы воочию увидеть то, что происходит в областях и городах.
События развивались так: со стороны Белгорода заехало большое количество машин, среди которых были ЗИМы, «Победа» и даже «Чайка». Кортеж сильно напоминал правительственный, поэтому в обкоме засуетились. Есть версия, что машины мог организовать сын министра транспорта, или как вариант, у каждого чиновника имелись авто, которыми и могли воспользоваться их детки. Поэтому кортеж и напоминал правительственный.
Авто «Чайка», часто используемая генсеками в СССР.
Машины проехали мимо, остановившись возле универсама, в котором под видом помощников Хрущева купили много продуктов, и под распевание песен, свист и гиканье удалились за город. Местные партийцы решили, что Никита Хрущев поехал отдыхать, и расслабились, но кто-то решил все же позвонить в Москву.
Наказание стиляг «Голубой лошади»
Поведение стиляг не воспринималось большей частью общества в СССР.
Информация о «правительственном» кортеже в Харькове дошла до Никиты Хрущева. Главу государства взбесило, что кто-то решил поставить под удар его репутацию. Стиляги действительно к нему относились с неким пренебрежением, потому что он казался им простоватым мужиком. Хотя благодаря Хрущеву прошел первый открытый Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывший возможность многим увидеть и пообщаться с людьми, как казалось, приехавшим совсем из другого мира.
Алексей Козлов, бывший также стилягой в то время, рассказывал, что подозревал о существовании другой культуры, но то, что ранее считали идеалом и кумирами в СССР, оказалось дремучим лесом в сравнении с привезенной западной музыкой и журналами. Музыку сразу переписывали на магнитофоны, и так она распространялась, а журналы передавали из рук в руки, зачитывая до дыр. На фестивале присутствовали джазовые музыканты, поэты-битники, художники-модернисты и «тедди-бойи», ставшие новым веянием в молодежной моде и культуре даже для своей Великобритании.
Организацию «Голубая лошадь» после выходки сразу признали опасной и подлежащей к запрету. Соответственно ко всем участникам появились вопросы. Правоохранительные органы действовали быстро – установили список всех, кто мог быть причастным к организации, а у активистов провели обыск. Естественно, были найдены пластинки, журналы, одежда, которая подтверждала о нарушении запрета на иностранную культуру. В такой ситуации даже всесильные родители не могли защитить детей. Они стали искать другие пути спасения своих «деток» — кого-то отдавали в армию, несмотря на то, что призыв давно закончился, а кто-то шел с повинной в КГБ.
Образ жизни стиляг.
Под следствие попало 5 тысяч человек. Дело приобретало большой размах, и опасаясь того, что на Западе плохо подумают о стране, Никита Хрущев объявил, что инакомыслия нет. Это сразу повернуло дело стиляг в другое русло, превратив его в хулиганскую выходку. Иначе они могли получить большие сроки заключения.
Об аресте стиляг узнали в Америке, и сочувствующие там люди предложили организации «Голубая лошадь» помощь, насобирав 20 млн долларов. Невероятно большая сумма, отправленная в СССР, могла бы вызвать дополнительные трудности. Люди из КГБ провели с лидером Гребенюком беседу. Ему вежливо предложили отказаться от помощи и сказать, что у них все хорошо, иначе обвинят его в шпионаже. Евгений пошел на сделку с КГБ. В итоге от денег отказался, а срок все же получил, как и еще несколько человек. Он не касался субкультуры. Им предъявили обвинение в распространении порнографической литературы, и за это они получили срок до 3,5 лет. Остальные участники организации отделались комсомольскими выговорами и отчислением из высших учебных заведений тех, кто еще учился.
Плакат и критика стиляг в СССР.
Образ стиляг стали критиковать в газетах, выпускались фельетоны, затем появился лозунг: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину предашь». Таким методом старались потушить интерес к образу жизни, который не вписывался в морально-этичные нормы СССР. Период стиляг хоть и был коротким, но запоминающимся, и дал свои плоды. Они показали существование другой культуры и оставили незабываемый след. Движение стиляг перестало существовать само собой в середине 60-х. Евгений Гребенюк отсидел свой срок и устроился работать простым каменщиком, с ностальгией вспоминая былые времена.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+9
какое родительское воспитание такие и детки
- ↓
+4
Бред.
- ↓
+24
Аффтор! Вот все вы пишете о каких-то «строгих запретах» на какую-то «западную культуру». Я в те воемена как раз учился в МАИ и даже видел как-то этих самых «стиляг». Во-первых, их было подавляющее меньшинство среди молодежи. Во-вторых, выставляли себя напоказ только самые безмозглые. В-третьих, отношение к ним со стороны населения было пренебрежительно-отрицательным. А теперь не приведете ли примеры официальных документов, которые вводили упомянутые в тексте «запреты»? Я, например, таких документов не припомню, да их и нет! Но может вы знаете лучше?
- ↓
+4
На вещи запретов не было. Но вещи эти в Советский Союз контрабандой попадали, а вот за контрабанду и фарцовку сажали. Автор, видимо, имел в виду ситуацию, когда домой к стилягам с обысками приходили и находили готовые к продаже вещи, вот и статья!
- ↑
- ↓