Необычный фантастический фильм времён перестройки
В 1989 году СССР переживал не самые лучшие времена. Перестройка закончилась, разрушив все, но ничего так и не построив. Почти все отрасли хозяйства лежали в руинах, а на полках магазинов было пусто. Несмотря на это, киностудия имени Довженко, совместно с чехословацкими кинематографистами, смогла снять фильм. «Подземелье ведьм» — смесь фантастики, фэнтези и эротики, стал настоящим событием для любителей кино.
Автором сценария «Подземелья ведьм» стал советский фантаст Кир Булычев. По его произведениям уже были сняты сериалы «Гостья из будущего», фильмы «Через тернии к звездам», «Лиловый шар» и мультфильм «Тайна третьей планеты». К сожалению, Булычев был, в первую очередь, детским писателем. Поэтому первое советское фэнтези вышло немного сказочным и несерьезным.
Создатели фильма смело экспериментировали и, не стесняясь, заимствовали у западных коллег все, что понравилось. В картине заметно влияние «Звездных войн», «Конана-варвара» и других киношедевров. Сюжетная линия же напоминала роман «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Как и положено советским фильмам, «Подземелье ведьм» имело мораль. Она предостерегала от попыток принести цивилизацию отсталым народам, минуя естественный прогресс. Раздача современного оружия дикарям никогда не приведет ни к чему хорошему, с какой бы целью это не делалось.
В фильме есть и актеры «старой школы», такие, как Николай Караченцов. К сожалению, для того чтобы показать свой талант, актеру просто не хватило времени. Его герой — эпизодический и в сценарии его очень мало. Главный женский персонаж воплотила на экране Марина Левтова — она сыграла дочь вождя. С актрисой в фильме есть даже несколько эротических моментов.
Можно сказать, что с таким актерским составом снять откровенно плохой фильм не получится. Так и вышло. Хотя сейчас «Подземелье ведьм» регулярно попадает в хит-парады перестроечной «клюквы», для своего времени фильм был неплохим. Не помешало даже то, что он стал первым полнометражным в творчестве режиссера Юрия Морозова.
В «Подземелье ведьм» буквально всюду видна нехватка бюджета. В первую очередь это бросается в глаза из-за обилия прекрасных крымских пейзажей — это время можно было бы занять более интересными кадрами. Операторская работа тоже уступает американской школе, не исключено, что из-за возможностей аппаратуры.
Фильм «Подземелье ведьм» вышел неоднозначным. Хороший сюжет, отличный актерский состав и зрелищные трюки, контрастировали со слабой технической частью. Но больше всего раздражает в этой картине попытка авторов объять необъятное — ухватившись за разные жанры и подражая признанной классике фантастики.
Но для 1989 года «Подземелье ведьм» было настоящим прорывом и зрители приняли фильм благосклонно, несмотря на серьезную голливудскую конкуренцию. Сейчас посмотреть его стоит хотя бы потому, что это отличный пример постперестроечного кинематографа, со всеми его плюсами и минусами.
Наш ответ Голливуду
Кинокартина, снятая в 1989 году двумя странами, которых сейчас нет на карте, стал «нашим ответом Голливуду». В конце 80-х страну захлестнула мода на видеосалоны. На голову неизбалованных советских граждан обрушилась лавина боевиков, фантастики и эротики. Можно сказать, что «Подземелье ведьм» был откровенно слабым фильмом, на фоне американских шедевров. Но не стоит забывать, что это был «первый блин», увы, ставший и последним.Автором сценария «Подземелья ведьм» стал советский фантаст Кир Булычев. По его произведениям уже были сняты сериалы «Гостья из будущего», фильмы «Через тернии к звездам», «Лиловый шар» и мультфильм «Тайна третьей планеты». К сожалению, Булычев был, в первую очередь, детским писателем. Поэтому первое советское фэнтези вышло немного сказочным и несерьезным.
Создатели фильма смело экспериментировали и, не стесняясь, заимствовали у западных коллег все, что понравилось. В картине заметно влияние «Звездных войн», «Конана-варвара» и других киношедевров. Сюжетная линия же напоминала роман «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Как и положено советским фильмам, «Подземелье ведьм» имело мораль. Она предостерегала от попыток принести цивилизацию отсталым народам, минуя естественный прогресс. Раздача современного оружия дикарям никогда не приведет ни к чему хорошему, с какой бы целью это не делалось.
Актерский состав: новые герои и старая школа
Актерский состав фильмы был великолепным. В главной роли снялся Сергей Жигунов, бывший на пике популярности после мини-сериала «Гардемарины, вперед!». Главного отрицательного персонажа сыграл другой секс-символ перестроечного кино — Дмитрий Певцов. Актеру, игравшему всегда положительные роли, удалось неплохо воплотить образ коварного и подлого предводителя дикого племени.В фильме есть и актеры «старой школы», такие, как Николай Караченцов. К сожалению, для того чтобы показать свой талант, актеру просто не хватило времени. Его герой — эпизодический и в сценарии его очень мало. Главный женский персонаж воплотила на экране Марина Левтова — она сыграла дочь вождя. С актрисой в фильме есть даже несколько эротических моментов.
Можно сказать, что с таким актерским составом снять откровенно плохой фильм не получится. Так и вышло. Хотя сейчас «Подземелье ведьм» регулярно попадает в хит-парады перестроечной «клюквы», для своего времени фильм был неплохим. Не помешало даже то, что он стал первым полнометражным в творчестве режиссера Юрия Морозова.
Атмосфера фильма
В конце 80-х у кинематографистов не было возможности выезжать для съемок за рубеж. Да и не было необходимости. Все инопланетные локации легко нашли в Крыму — в его степной и горной зонах. Костюмы героев и декорации выполнены неплохо, хотя и сильно уступают зарубежным. Спецэффекты в картине ограничиваются работой каскадеров, которые в очередной раз не подвели. Действо получилось зрелищное, хотя и довольно наивное.В «Подземелье ведьм» буквально всюду видна нехватка бюджета. В первую очередь это бросается в глаза из-за обилия прекрасных крымских пейзажей — это время можно было бы занять более интересными кадрами. Операторская работа тоже уступает американской школе, не исключено, что из-за возможностей аппаратуры.
Фильм «Подземелье ведьм» вышел неоднозначным. Хороший сюжет, отличный актерский состав и зрелищные трюки, контрастировали со слабой технической частью. Но больше всего раздражает в этой картине попытка авторов объять необъятное — ухватившись за разные жанры и подражая признанной классике фантастики.
Но для 1989 года «Подземелье ведьм» было настоящим прорывом и зрители приняли фильм благосклонно, несмотря на серьезную голливудскую конкуренцию. Сейчас посмотреть его стоит хотя бы потому, что это отличный пример постперестроечного кинематографа, со всеми его плюсами и минусами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
Булычев хорош. Актеры прекрасные. Фильм — каловый.
- ↓
-1
Великолепный актёрский срстав
- ↓
+3
Для 89-го нормально вышло)
- ↓
+8
Когда первый раз показывали — все, как только услышали, что по Киру Булычёву, кинулись к экранам. Один из самых востребованных авторов был тогда. А ещё примерно в то же время по Киру Булычёву сняли «Похищение чародея». Тоже слабовато, в отличие от первого, вообще практически никто не смотрел.
- ↓
+6
Как ни странно, а такого простого «детского», как тут пишут, фантаста очень сложно экранизировать. Сколько было попыток, а удачных из них только одна-две.
- ↓
0
Тогда смотрел, казался фигнёй, и сейчас точно смотреть не буду. Его, как бы сказать, стыдно даже смотреть. Хотя, если сравнивать, с фильмом Кин-дза-дза, то это прямо шедевр))).
- ↓
+11
Булычев, в первую очередь, был не детским писателем, а автором приключенческой (героической) и юмористической фантастики. Ну, а экранизация… Те экранизации, которые смотрел, и которые меня не разочаровали, по пальцам пересчитать можно. И дело даже не в бюджете, актерах или стране-производителе кинопродукта. При неизбежных сокращениях при адаптации теряется множество моментов, которые, помимо сюжета, придают очарование литературному произведению. Типа такого (цитата из Подземелья ведьм):
Андрей попытался проглотить слюну, но слюны не было. Главное — вытерпеть, пока девушка напьется, не показать виду, что ты готов вырвать у нее из рук эту тыкву.
Белогурочка отошла в сторону, где лежал большой плоский камень с углублением в центре. Она вылила туда воду.
— Ты что делаешь? — хрипло спросил Андрей.
Но ответа не требовалось. Оба коня уже тянули морды к воде.
Прошла вечность прежде, чем кони напились. Только потом Белогурочка протянула тыкву Андрею.
Он покачал головой.
— Пей.
— Ты мужчина.
— Пей же!
— Не сердись, — сказала Белогурочка, внимательно глядя на него. — Ты странный. Ты нарушаешь закон. Всегда поят по порядку. Сначала коней — они не могут сами достать воду. Потом мужчин — они не умеют терпеть. Потом пьют женщины.
- ↓
+6
Никогда не читал Булычёва, сдержан к фантастике, разве что Стругацкие не прошли мимо меня, но после Вашей цитаты понял, что и он стоит внимания.
- ↑
- ↓
+14
«Перестройка», страну угробили такие, как Горбачёв и остальная нечесть.
- ↓
+5
Вот только нечисть, НЕЧИСТЫЕ, а вот «не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом...» Почвствуйте разницу и ищите смысл в том, что пишете!!!
- ↑
- ↓
0
Ему про Фому, а он про Ерёму!
- ↑
- ↓