Как гениальный разведчик перечислял СССР миллионы долларов, но в итоге оказался в тюрьме

До войны советский разведчик-нелегал Стефан Мрочковский возглавлял за границей настоящую бизнес-империю. Он руководил международной сетью коммерческих фирм, охватывающей Северную Америку, Ближний Восток, Западную Европу и Восточную Азию. Сеть не только служила отличным прикрытием для разведки.




Мрочковский перечислял СССР миллионы долларов, так необходимые стране для индустриализации. Казалось бы, за такие заслуги его ждет большое будущее. Но Родина «отблагодарила» Мрочковского тюремным сроком и забвением. Почему «миллионер из Разведупра» после стольких лет службы оказался в СССР за решеткой?

Торговые фирмы как прикрытие.

Такие кадры, как Стефан Иосифович Мрочковский, ценились в молодой Советской Республике на вес золота. Дипломированный юрист с хорошим образованием, убежденный воин революции да еще и полиглот — Стефан Иосифович свободно говорил на английском, французском, немецком и польском языках.

Происхождением Мрочковский не выделялся в стране рабочих и крестьян. Его отец работал кожевником, но получал достаточно, чтобы дать сыну достойное образование. Стефан окончил реальное училище в родном Елисаветграде (Кировограде) и поступил на престижный юрфак Харьковского университета.

Революция 1905 года не обошла стороной крупный промышленный русский город. На волне этих событий первокурсник Мрочковский вступил в партию большевиков.

Молодой юрист умело скрывал свою подпольную деятельность и, в отличие от многих соратников-революционеров, сумел окончить университет.



Харьков начала XX века.

В 1917 году Стефан Мрочковский возглавил революционный комитет в родном Елисаветграде. Власть в малороссийских губерниях менялась стремительно: то махновцы, то белые, то петлюровцы. Мрочковский держал связь с красными партизанами, но в 1919 году его арестовали деникинцы. Ему удалось сбежать в Москву.

В 1921 году юрист-полиглот впервые выехал за границу по поручению наркомата иностранных дел. Мрочковский был членом советской делегации в Международной комиссии по Рижскому миру, завершавшему советско-польскую войну.

В 1925 году начальник Разведуправления РККА Ян Берзин поручил уже опытному в международных делах Мрочковскому руководство фирмами «Берсоль» и «Метахим».

С одной стороны, эти советско-германские акционерные общества поднимали отечественную химическую промышленность. С другой, скрытой от посторонних глаз стороны, фирмы служили отличным прикрытием для советской резидентуры и секретного военного сотрудничества СССР и Веймарской республики.

Бизнес-империя военной разведки.

В 1928 году начальник Разведупра Берзин назначил Мрочковского руководителем международной сети коммерческих предприятий. Военная разведка с начала 1920-х создавала за границей сеть торговых фирм, которые не только служили прикрытием для разведчиков, но и позволяли СССР зарабатывать деньги.

Сеть окутала ключевые для военной разведки страны. Фирмы Мрочковского работали в Польше, Германии, Франции и других странах Европы.

Позднее география МСКП расширилась до Северной Америки и Ближнего Востока. Предприятия международной сети появились даже в Монголии и Китае.

На первый взгляд, предприятия из разных стран были не связаны друг с другом. Рядом с ничего не подозревавшими работягами на ключевых постах трудились глубоко законспирированные агенты советской разведки. А всей международной сетью руководил Стефан Мрочковский, живший в Европе под чужим именем.



Берлинская фирма «Востваг» была главной в разведсети.

Благодаря «Томсону» (такой оперативный псевдоним был у Стефана Мрочковского) Москва имела представление о состоянии вооруженных сил западных стран. Также Центр стабильно получал необходимую информацию о передовых разработках вооружения и техники, а советский бюджет пополнялся валютой.

Как писал Михаил Болтунов в книге «Разведчики, изменившие мир», уже в начале 1930-х международная сеть Мрочковского вышла на ежегодный оборот в миллионы долларов.

Более того, разведчик мог без ущерба для своей бизнес-империи ежегодно перечислять в Советский Союз 1 миллион долларов.

На эти средства наша страна приобретала новейшие образцы военной техники и вооружения за рубежом. В течении всего напряженнейшего предвоенного десятилетия МСКП проработала без единого провала.

Руководство военной разведки высоко оценило заслуги Стефана Иосифовича. В 1935 году ему было присвоено звание корпусного комиссара, что равнозначно званию генерал-лейтенанта.

Мучительное забвение гениального разведчика.

Но в конце 1930-х над «Томсоном» сгустились тучи. Под каток репрессий попали многие коллеги разведчика, включая его непосредственного начальника Яна Берзина. Мрочковский находился во Франции, когда грянула Вторая Мировая война. Коллаборационисты режима Виши арестовали и заключили разведчика в концлагерь.

Через некоторое время Стефана Иосифовича освободили, но оставаться в Европе ему было уже нельзя. Мрочковский с женой перебрался в Штаты, где у него состоялся непростой разговор с руководителем военной разведки Филиппом Голиковым.

Голиков приказал ликвидировал МСКП, а самому Мрочковскому велел возвращаться домой.

Почему сеть, которая служила «крышей» для сотен агентов и приносила стране стабильный доход, было решено прикрыть? Военный юрист Вячеслав Звягинцев в книге «Война на весах Фемиды» разобрал дело разведчика-нелегала.

Мрочковского обвиняли в том, что он якобы раскрыл сеть французской и немецкой разведке, а её головная фирма оказалась «засорена шпионами».

Вряд ли мы узнаем, имелись ли основания для таких серьезных обвинений. Мрочковский имел достаточно средств и связей, чтобы раз и навсегда скрыться на любом континенте, но не стал этого делать. Перед отъездом из США в 1942 году он в последний раз перевел деньги в СССР. По разным сведениям, сумма составила от 500 тысяч до 2 миллионов долларов.


Микоян вручает орден С.И. Мрочковскому.

Стефан Иосифович через Иран добрался до СССР, где 18 января 1943 года был арестован по обвинению в шпионаже. Мрочковский не признал ни одно обвинение и в ожидании суда провел мучительные 9 лет. Он не допрашивался годами, не знал о событиях на фронте и судьбе своей семьи. Дело «сдвинулось» с мертвой точки в 1952-м.

Мрочковский обвинялся в антисоветской деятельности и был приговорен еще к 15 годам тюрьмы. Только после смерти Сталина этот несправедливый приговор был отменен.

Разведчика восстановили в партии и вернули честное имя. Вот только здоровье 68-летнему ветерану «невидимого фронта» было уже не вернуть.

Последние годы Стефан Мрочковский тяжело болел, был прикован к инвалидной коляске и почти не говорил. Забвение тяжелым грузом легло на плечи пожилого разведчика. Его грандиозный опыт оказался словно не нужен Родине.

Только в 1964 году про него вспомнили на высшем уровне. Анастас Микоян и начальник ГРУ Петр Ивашутин почли за честь посетить Стефана Иосифовича и вручили великому разведчику орден Ленина.

К сожалению, Мрочковский уже не мог поделиться бесценным опытом. История о гениальной разведсети навсегда осталась на пожелтевших страницах в архиве.
« Как любовный треугольник из фильма оказался...
Как сложилась жизнь Всеволода Абдулова -... »
  • +89

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-3
За что боролся, на то и напоролся. Еще один «волонтер красной саранчи», как сказал бы один мой знакомый. А уж вручение микояном ордена ленина — один к одному подобно вручению ворошиловым звезды героя советского союза такому же волонтеру красной саранчи штирлицу-исаеву-владимирову в романе «Отчаяние», так же отсидевшему в советской тюрьме после возвращения в ссср.
+2
  • avatar
  • Conan
Тяжелая судьба разведчика.
+18
Жаль, таких людей не ценить и потерять, которых уже не вернуть.