Как Сталин штрафовал холостяков

Одной из сильных советских граней считают стабильность и социальную защищенность. Бесплатное образование, медицина и иные блага гарантировались каждому гражданину СССР. Но всеобщее равенство оборачивалось и другой стороной. Обладая монополией на всех уровнях, власть порой принимала не всем угодные решения. К примеру, в отличие от сегодняшней России, в Советском Союзе повышение рождаемости достигалось отнюдь не увеличением родительских пособий. С ноября 1941-го Сталин ударил по холостякам налогом на бездетность, который на тот момент влиял не только на финансы, но и на моральный облик.




Власть против холостяков




Введение нового налога случилось с разгар Великой Отечественной – в ноябре 1941-го. Основной причиной такой инициативы и принято считать военные действия. Видимо огромные потери, которые сходу понесла советская армия, слишком быстро сокращали численность советского населения. В Москве отчетливо понимали, что даже при лучшем исходе войны изможденное государство рискует оказаться за гранью демографического упадка. А восстановление численности населения обычно занимает десятки лет. Появилась острая необходимость принудить женщин больше рожать как в ходе войны, так и после нее.




В соответствии со сталинским указом налогом облагались бездетные мужчины от 20 до 50 лет. В связи с репродуктивными потенциалами, женщины освобождались от повинности на 5 лет раньше. Первая редакция закона подразумевала уплату рабочими в казну 5% от зарплаты, размер которой превышал 150 руб. Те, кто зарабатывал меньше, отчисляли государству пять рублей. Льготными категориями назначили военнослужащих, учащихся и пенсионеров. Также была возможность пройти медкомиссию и доказать бездетность по состоянию здоровья.

Подражание фашистам



В июле 1944-го указ ужесточился. Ряды налогоплательщиков пополнились категорией «малосемейных граждан». В нее вошли родители. растившие менее троих детей. Бездетных же обязали выплачивать государству уже 6% от своего дохода. С рождением двух первых детей ставку налога снижали до 1 и 0,5% соответственно. И лишь семьи с тремя детьми теперь считались «государственной нормой».

Причем к концу войны налогом на бездетность облагались даже не имевшие постоянного дохода граждане. Неженатые молодые колхозники, к примеру, обязаны были отдавать в бюджет ежегодно 150 рублей. Став отцом первого отпрыска, платили уже 50. Как ни странно, для не самых обеспеченных селян такая экономия виделась достаточным поводом обзавестись последующими детьми.

Известные личности упрекали Сталина в подражании фашистам. По сюжету повести «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, увидевшей свет в 1938 году, герои оказываются в Италии на допросе у следователя. Представитель закона обвиняет старика-волшебника в невыполнении долга перед возрождённой страной и уклонении от уплаты холостяцкого налога. Этим ироничным эпизодом автор предположил фашистское происхождение налогообложения.

Но историки считают, что идею подобного налога советские законотворцы позаимствовали вовсе не у фашистов. Такие инициативы уже реализовались в царской России. Закон на бездетных обсуждался Государственной думой еще в 1910 году, но окончательное решение тогда так и не приняли. Задолго до Советского Союза платили за отсутствие детей в Древнем Риме, позже — в Болгарии (перед Первой мировой войной), в Италии и даже социалистической Польше.

Почему возмущались советские мужчины



Всякий закон, как известно, предполагает исключения. Введенный Сталиным налог не платили женщины-одиночки, бездетные по медицинским показаниям и те, чьи дети умерли либо пропали в войну без вести. Приостанавливалось обязательство и по отношению к молодоженам в первый год совместной жизни. Временно освобождались от взносов вахтовики с Крайнего Севера. В 1946-м от налога избавили монахов с монахинями. Но вот в 1949-м налоговая ставка повысилась для сельских жителей. Если теперь ребенок умирал, налог возобновлялся.

Советские холостяки считали налог на бездетность несправедливым. По их мнению, незамужние женщины несправедливо оказались в привилегированном статусе. Поговаривали даже, что это положение доказывало скрытый матриархат в СССР.

Неоднозначно относились к налогу и известные советские граждане. Писатель Пришвин, чьи дневники считаются энциклопедией советской эпохи, называл налог на холостяков разбойничьими действиями государства. При этом соглашался с налогообложением бездетных женатых пар, которые «живут для себя». Некоторые мужчины видели в законе открытую дискриминацию. Варлам Шаламов в своих мемуарах воспроизводил разговор с заключённым Шиловым, работавшим после освобождения на Севере. Тот резко критиковал инициативу властей и жаловался, что и так мучается от отсутствия женщин, так еще и обязан за это платить. Возмущались налогом и инвалиды III группы, которые физически могли стать родителями, но сталкивались с проблемами при поиске пары. Инвалидов II группы от взносов освободили.

Для чего же все-таки принимался «антихолостяцкий» указ в 1941-м? Экономист Дьяченко, автор «Истории финансов СССР (1917-1950 гг.)», назвал налог вынужденным дополнением к подоходному обложению. Специалист увязал это с необходимыми мероприятиями по охране детства, материнства и стимуляции рождаемости. Другие же исследователи если не спорят с ним напрямую, то замечают, что были и иные первостепенные цели. С осени 1941-го советские газеты пестрили публикациями о мобилизация гражданских средств на военные нужды. Уже 1 января 1942-го был введен обязательный военный налог. Поэтому и налог на холостяков мог косвенно поддерживать бюджет воюющей страны. По подсчетам экономистов за 1941-1945 годы бездетные граждане обогатили государство на 8 миллиардов рублей. А средства со сборов шли на финансирование дошкольных детских учреждений и школ.
Источник
« Почему Майя Менглет считала своего отца предателем
Семейные снимки знаменитых советских людей »
  • +73

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-4
80-е: налог на бездетность для парней с 18-ти, для женщин — с 20. Т.е. парень, окончив школу, уже должен был иметь ребенка. Дело тут не в демографии, а в конкретном идиотизме чиновников.