Как генсек Хрущев отправил маршала Жукова на пенсию

В борьбе за власть нет запрещенных приёмов, все средства хороши.




Жертвой неуёмного стремления Н.С.Хрущёва к единоличной и бесконтрольной власти стал и маршал Г.К.Жуков. Став полноправным членом Президиума ЦК, он (Жуков) оказался не просто главой самого мощного военного ведомства, но и крупной политической фигурой в высшем партийно-государственном руководстве страны. Только партийный аппарат не терпел неподконтрольных фигур. Такой позиции, которая объективно противостояла партийно-аппаратному самодержавию, Жукову простить было нельзя.
А удобным предлогом для этой расправы над крайне амбициозным и решительным маршалом стали два хорошо известных обстоятельства: его очень жёсткое противостояние с начальником Главного Политического управления Министерства обороны СССР генерал-полковником А.С.Желтовым и его прямые указания без согласования с ЦК о формировании нескольких бригад особого назначения, отданные им в самом начале октября 1957 года двум особо приближённым лицам: начальнику ГРУ Генштаба генерал-полковнику М.С.Штеменко и начальнику Центра особого назначения ГРУ генерал-лейтенанту Х.Д. Мамсурову.




3 октября 1957 года Г.К.Жуков вылетел в Севастополь и вечером того же дня на крейсере «Куйбышев» отбыл с официальным визитом в Тирану и Белград, где пробыл без малого целый месяц, вплоть до 26 октября. Отъезд министра обороны оказался более чем кстати, и Н.С.Хрущёв решил действовать. По его указанию раньше установленного срока были начаты учения войск Киевского военного округа, общее руководство которыми осуществлял зам. министра обороны, главком Сухопутных войск маршал Р.Я. Малиновский. По давно заведённой традиции на эти военные учения прибыли практически все члены и кандидаты в члены Президиума ЦК, все заместители министра обороны, главкомы видов и родов войск, командующие всех военных округов, групп войск и всех флотов. Воспользовавшись этим обстоятельством, Н.С.Хрущёв поручил М. А. Суслову, Л.И. Брежневу, А.Б. Аристову и ряду других членов высшего руководства прозондировать почву и выяснить реальные настроения всего генералитета относительно возможной отставки маршала Г.К.Жукова с его поста. Получив информацию о том, что высший генералитет не против поддержать эту отставку, он окончательно принял решение готовить очередной организационный Пленум ЦК.





17 октября 1957 года состоялось заседание Президиума ЦК, на котором был заслушан доклад начальника Главпура генерал-полковника А.С.Желтова, в котором он обвинил министра обороны в том, что тот:

1) «принижает роль партийных органов», а Главпур постоянно «ограничивает в его деятельности»,
2) неоднократно грозится свести роль всех Военных советов видов и родов Вооружённых сил, военных округов, групп войск и армий к совещательным органам при командующих,
3) проявляет к нему личную неприязнь и запрещает без его разрешения выезжать в войска и т. д.

Казалось бы, это сумбурное выступление, за которым, без сомнения, стоял лично Н.С.Хрущёв, не вызовет каких-либо возражений. Однако не тут-то было. Совершенно неожиданно против генерала А.С.Желтова выступили маршалы И. С. Конев и Р.Я. Малиновский.
Более того, с критикой А.С.Желтова выступил и «первый красный офицер» маршал К.Е.Ворошилов, который, правда, упрекнул и Г. К. Жукова в том, что он «взял совершенно неправильную линию». Но последнее слово осталось за Н.С.Хрущёвым, и по его указанию была создана специальная Комиссия ЦК в составе М.А.Суслова, А.П.Кириленко, Е.А.Фурцевой, А.С.Желтова и др., которой поручалось «разработать проект Постановления ЦК об улучшении партийно-политической работы в Советской армии и флоте». 19 октября этот проект был одобрен, а 22–23 октября 1957 года во всех 14 военных округах прошли собрания армейских партийных активов, в которых приняли участие многие члены и кандидаты в члены Президиума ЦК. Так, А. И. Кириченко выступил на партактиве Киевского военного округа, А.И. Микоян — Северо-Кавказского и Одесского, Ф.Р. Козлов — Ленинградского, Н. И. Беляев — Приволжского, Н.М.Шверник — Воронежского, Л.И.Брежнев — Дальневосточного, Я.Э.Калнберзин — Прибалтийского, Н.А. Мухитдинов — Туркестанского и В.П.Мжаванадзе — Закавказского. Сам же Н.С.Хрущёв выступил на собрании объединённого партийного актива Министерства обороны СССР, Московского военного округа и Московского округа ПВО, где среди прочих прегрешений обвинил маршала Г. К. Жукова в том, что он хотел ликвидировать Высший военный совет при Совете Обороны СССР, «все вопросы которого решаются в ЦК».
25 октября началась решающая стадия «заговора» против Г.К.Жукова. В этот день Президиум ЦК принял решение о проведении Пленума ЦК, утвердил основным докладчиком секретаря ЦК М.А. Суслова и поручил комиссии в составе Л.И.Брежнева, П.Н.Поспелова, А.С.Желтова «подготовить проект закрытого письма… к войнам доблестных Вооружённых сил Советского Союза».
26 октября 1957 года маршал Г.К.Жуков, который через начальника ГРУ генерал-полковника С.М.Штеменко был уже в курсе всех последних событий в Москве, вернулся из Тираны домой. На заседании Президиума ЦК Н.С.Хрущёв, обвинив Г.К.Жукова в подготовке вооружённого захвата власти, заявил, что завтра его персональный вопрос будет рассмотрен на Пленуме ЦК. В ответ Г. К. Жуков полностью отмёл все чудовищные обвинения в свой адрес и попросил «назначить комиссию для расследования» всех предъявленных обвинений. Однако, конечно, никакой комиссии никто и не думал создавать, поскольку всё уже было предрешено, в том числе и новая кандидатура на пост министра обороны СССР.



28-29 октября 1957 года состоялся Пленум ЦК, в официальной повестке дня которого значились два вопроса:
«1) Об улучшении партийно-политической работы в Советской армии и флоте (докладчик М.А.Суслов) и 2) о Г.К.Жукове (докладчик Н.С.Хрущёв)». После доклада М.А.Суслова, обвинившего министра обороны в главном прегрешении, то есть в том, что «он присваивает себе функции Центрального Комитета» и «игнорирует ЦК», начались прения, в которых приняли участие 27 ораторов, в том числе члены и кандидаты в члены Президиума ЦК Н.С.Хрущёв, А.И.Кириченко, О.В.Куусинен, А.И.Микоян, Л.И.Брежнев, Н.Г., Е.А.Фурцева и др. Естественно, в «прениях» принял участие и маршал Г.К.Жуков, дважды выступавший на этом Пленуме ЦК — в самом начале и в самом конце. В конце работы Пленума с большим докладом выступил и сам Н.С.Хрущёв, который, подводя итоги обсуждения, ещё раз указал главную причину устранения строптивого министра обороны:
«он по всем вопросам стал давать советы и наставления» и «хотел стать над партией».
«Еще в октябре 1954 года маршал Малиновский предупреждал: надо внимательно следить за Жуковым — “растущим Бонапартом”, опасным человеком, которого никто и ничего не остановит».
«Тов. Жуков, нельзя так поступать, нельзя принижать роль партии».



По итогам состоявшихся «прений» было принято Постановление Пленума ЦК, в котором опальный маршал был конкретно обвинён:
1) в попытке вывода Вооружённых Сил СССР из-под контроля ЦК путём ликвидации Высшего Военного совета при Совете Обороны СССР, в опасных попытках ограничения функций Военных советов военных округов, групп войск, флотов и армий, в «бонапартистских замашках» и сознательном курсе, направленном на сокращение политических органов в армии и на флоте;
2) в стремлении сосредоточить в Министерстве обороны СССР необъятную диктаторскую власть и подчинить лично себе Пограничные войска КГБ СССР и Внутренние войска МВД СССР, а также в создании без санкции ЦК частей специального назначения и Тамбовской диверсионной школы;
3) в насаждении собственного «культа личности» в армии и на флоте, в беспредельной нескромности, тщеславии и непомерном преувеличении своей исключительной роли в Великой Отечественной войне и в разоблачении «антипартийной группировки»;
4) в недопустимо жёстком стиле руководства войсками, в высокомерии, самодурстве и грубости по отношению ко всем своим подчинённым, включая высший генералитет страны, «поощрении подхалимов и угодников» и т. д.

В заключительной части этого Постановления содержалось три конкретных пункта:

«1) Одобрить Постановление Президиума ЦК КПСС об освобождении т. Жукова Г.К. от обязанностей министра обороны СССР и о назначении министром обороны СССР члена ЦК КПСС т. Малиновского Р.Я. Поручить Секретариату ЦК КПСС предоставить т. Жукову другую работу;
2) Вывести т. Жукова Г.К. из состава членов Президиума ЦК КПСС и членов ЦК КПСС;
3) Поручить Президиуму ЦК КПСС направить Закрытое письмо ЦК КПССС ко всем партийным организациям Советской армии и флота, к партийным организациям предприятий, колхозов, совхозов и учреждений».

Завершая разговор об очередной аппаратной победе Н.С.Хрущёва в борьбе за единоличную власть, следует сказать ещё о двух вещах. Во-первых, несмотря на прямое поручение Секретариату ЦК, маршалу Г. К. Жукову так и не была предоставлена «другая работа». В конце февраля 1958 года по поручению Президиума ЦК А. И. Кириченко М.А. Суслов и Н. Г. Игнатов вызвали его в ЦК и «уговорили» написать заявление об отставке, что 28 февраля 1958 года было официально оформлено особым Постановлением Совета Министров СССР, в соответствии с которым ему установили «денежное содержание в сумме 5,5 тыс. рублей, оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет»; сохранили «медицинское обслуживание и лечение, оплату и содержание занимаемой квартиры»; и предоставили «легковую автомашину для личного пользования и дачу… с содержанием за счёт Министерства обороны СССР».
И во-вторых, новый министр обороны маршал Р.Я. Малиновский в отличие от своего предшественника так и не был введён в состав членов или кандидатов в члены Президиума ЦК, хотя занимал этот ключевой пост почти десять лет.
Именно после отставки «зарвавшегося бонапартиста» Н.С.Хрущёв намеренно «решил прекратить прежнюю практику введения в состав Политбюро-Президиума ЦК руководителей силовых ведомств (министров обороны, внутренних дел, руководителей органов госбезопасности), а также министра иностранных дел СССР, полагая, что иначе в их руках будут сосредотачиваться слишком весомые властные полномочия, а над их деятельностью в Президиуме ЦК КПСС будут довлеть интересы возглавляемых ими ведомств. Только в 1967 году кандидатом в члены Политбюро ЦК стал новый председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов, и лишь 1973 году он наряду с министрами обороны и иностранных дел СССР маршалом А.А.Гречко и А.А.Громыко стал полноправным членом Политбюро ЦК.
Казалось бы, расправа над маршалом Г.К.Жуковым должна была несколько умерить «властные аппетиты» Н.С.Хрущёва, но этого не произошло. Впереди маячил главный приз — пост главы советского правительства, борьба за единоличную власть продолжалась.

Источник
« Как после водочного бунта в Свердловске...
Как карманный вор украл бриллиантовую брошь у... »
  • +90

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
  • avatar
  • Conan
Интриги дело такое…
+3
Хрущев никогда не был генсеком, он был Первым секретарем ЦК КПСС.
+5
Жуков помог Хрущеву прийти к власти и поломать всю линию развития страны, которую выстраивал Вождь. За что и поплатился. Карма — она такая.
-1
согласен, но Берия ещё страшнее
+5
Хрущь был той ещё сволочью и ещё трусливый!
+5
Не только в СССР гражданские государственные властные структуры видели в военных постоянную угрозу действующей власти. И не раз эти опасения были не напрасными — военные перевороты постоянно происходили в различных государствах (особенно в странах латинской америки, а ныне и Африки). Уже в пору становления советской власти Сталин сам продемонстрировал отличный пример «приручения» военной верхушки. Так что Хрущев ничего особо не изобретал, а скорее четко следовал политике партократии, тем более потому, что после смерти Сталина именно Жуков олицетворял собой военно-политическую мощь советской власти, а это ни в какие времена не могло нравится партийной верхушке. Опять же показательный урок и всей остальной военной аристократии.
+5
Поскольку сейчас личность маршала Жукова всячески унижается (самый наглядный пример — сериал «Ликвидация»), то это означает, что человек он был достойный и много сделал для нашей страны, Советского Союза.
+8
О Сталине Жуков снова стал отзываться теплее: «К моему сожалению, мои личные отношения со Сталиным не сложились. Но он уважал мою военную голову, а я ценил его государственный разум… Сталин меня снимал, понижал, но не унижал. Попробуй меня кто-нибудь при нем обидь — Сталин за меня голову оторвет!» К слову, самого Хрущева Жуков не простил: «[Жуков] сыграл решающую роль в возведении на пьедестал Хрущева в 1957 году, а потом сам проклинал его… Георгий Константинович не мог слышать его имени...» Чуев Ф. «Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы.»
+5
В 1957г. Жуков был отправлен в отставку. Но не в почетную, а в опалу: Жукову, единственному из маршалов Советского Союза, запретили посещать Парад Победы, а денег на пенсии платили столько, что не хватало даже на жизнь. После такого поворота событий Жуков переосмыслил многое. В первую очередь отношение к людям. Когда все отвернулись от опального маршала, первым редким гостем, который к нему приехал, был маршал Голованов. Жуков был очень удивлен: «Знал бы ты, Александр Евгеньевич, сколько я тебе зла сделал! За Берлинскую операцию из списка Героев вычеркнул… [Голованов был единственным из Главных маршалов и Маршалов Советского Союза, не удостоенный звания Героя] Прожил я жизнь до седых волос, а так и не научился разбираться в людях: кого возвышал, оказались подхалимами и ничтожествами, с кого взыскивал – настоящими людьми. Чуев Ф. «Сто сорок бесед с Молотовым».
+3
Маршал Жуков: Я так и не научился разбираться в людях. Маршал Жуков — выдающийся советский полководец, но по совместительству бездарный политический интриган. Я напомню, что после смерти Сталина Жуков стал активным сторонником Хрущева. Хрущев лгал о товарище Сталине, а Жуков хлопал ему в ладоши. Если кто-то возвышал голос против, маршал прилагал все усилия для того, чтобы этот голос подавить или сломать. Так было, когда «Антипартийная группа Маленкова, Кагановича, Молотова...» попыталась отстранить Хрущева от власти. Жуков был одним из тех, кто помог Хрущеву расправиться с противниками. Конечно, за такую активность Жуков получал серьезные поощрения в виде должности Министра обороны, четвертой Звезды Героя Советского Союза и «народного» звания «Маршала победы». И все бы для Жукова было хорошо, вот только Хрущеву он был не нужен. Подавив оппозицию, Хрущев расправился и с самим маршалом. Чуев Ф. «Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы.»
+5
С Хрущёва всё и началось…