Призывников из каких республик больше всего любили советские командиры

Не даром в песне пелось: «От Москвы до самых окраин, с южных гор до северных морей», — именно туда отправлялись на службу советские новобранцы. Территория Советского Союза была огромной и в военкоматах уже знали, где будут служить призывники.




В СССР проживало порядка 130 национальностей, но не только это принималось во внимание при прохождении службы. Учитывалась территория проживания, уровень образования, специальности, которыми к своим годам успевали овладеть призывники. Это все принималось во внимание, когда в военкоматах проверяли благонадежность новобранцев. Однако на практике всегда применялось строгое условие: служить отправляли подальше от дома.

Служба разных народов




Обычно призывники сразу старались объединиться друг с другом по национальному признаку, считая, что так могут противостоять другим, держать своеобразную планку. Например, чеченцы старались держаться особняком от других представителей кавказских народов, и стремились к первенству. Грузины, армяне и азербайджанцы часто вступали в конфликты с чеченцами. Солдаты, которые прибывали на службу из Среднеазиатских республик, тоже старались держаться подальше от кавказцев, но и в обиду себя не давали – потому их обычно и не трогали.

Главной целью командиров было сформировать из этой массы солдат подразделения, которые могли в любой момент быть готовыми к боевым задачам. Принципы армейской службы – это строгая дисциплина и неукоснительное повиновение приказам командира. Потому, чтобы успешно руководить подразделениями, куда набирались представители разных народов, разной ментальности и обычаев, которые не всегда хорошо говорили на русском языке, командиры делали так: присматривались к каждой этногруппе, выявляли лидера и устанавливали с ним хорошие отношения в рамках служебной иерархии. Этот боец становился сержантом, и уже сам потом следил за дисциплиной в доверенном ему подразделении.

Лучшие солдаты – кто они?

Дух патриотизма в солдатах воспитывали замполиты. Они изучали не только политическую обстановку в стране, но и досконально прослеживали малейшие дуновения в роте. Эти люди были настоящими психологами и лучше всех знали поведенческие особенности представителей разных народов СССР.

Многие бывшие военные, в те времена трудившиеся замполитами, делились мнением, что в 70-80-х годах в Советской армии лучшими солдатами считались славяне, то есть русские, белорусы и украинцы. Если в войсковой части более 80% личного состава состояло из славян, всегда демонстрировали отличный уровень политической и боевой подготовки. А вот когда в части появлялись больше 2 призывников со Средней Азии или с Кавказа – дисциплина катилась вниз, дедовщина процветала.

Самые лучшие солдаты – это призывники, которые всю свою жизнь прожили в деревнях средней полосы России. Они не были избалованными, не ленились, уважали труд, были самостоятельными и серьезными. Про этих парней говорили, что они быстро обучаются, очень надежны на караульной службе, дисциплинированны. Эти парни не объединялись в группировки, как кавказцы, им, наоборот, был присущ дух настоящего товарищества, взаимопомощи.

Опорой командиров считались призывники, которые прибывали из Рязанской, Псковской и Вологодской областей России. Также очень хвалило руководство парней родом из Восточной и Западной Сибири. Буряты, татары и якуты тоже, как правило, заслуженно получали хвалебные грамоты от командиров.

Отличные солдаты – так говорили про белорусов и украинцев. Особенно отмечали ребят из Восточной Украины – таких в первую очередь отбирали на сборных пунктах пограничники. Они были уверены, что донецкий парень, который успел до призыва спуститься в шахту, поработать на рудниках, станет грамотно разбирающимся в технике надежным и стойким военнослужащим.




Каких призывников брать не хотели

Ребят из Прибалтики не все старались брать – это были некие «ящички» — иногда ящичек открывался с хорошей стороны, становился отличным бойцом. Но иногда сторона оказывалась не самой лучшей – прибалты нередко оставались обособленными, замкнутыми, не могли найти общего языка со своими сослуживцами. Тоже самое можно сказать о западных украинцах и молдаванах.

Еще ребята из Прибалтики, в силу давних (то скрытых, то открытых) противоречий с Россией, считались ненадежными в политическом плане. В политотделах даже существовал негласный указ – не брать прибалтов в пограничные и ракетные войска. Однако их с удовольствием разбирали для службы в канцеляриях – писари-прибалты были очень аккуратными и исполнительными.

А вот среднеазиаты считались настоящей проблемой для командиров. Чаще всего они мало знали русский язык, с трудом могли приспособиться к жизни в армии, в новом коллективе. Поэтому их старались не ставить в караулы, и определяли, как правило, на кухню или в каптерку. Чаще всего азиатов набирали служить в стройбаты.

Самыми неблагонадежными и недисциплинированными бойцами в казарменной жизни были парни с Кавказа. Из-за них часто возникали стычки среди призывников, дедовщина. Однако если подразделение попадало в боевые условия, как например, в свое время в Чечне или в Афганистане. Кавказцы показывали себя надежными и умелыми бойцами, когда рвались пули и снаряды. Тогда-то наряду с ними проявляли отличные навыки и стойкость белорусы и русские.

Славный Кремлевский полк

Этот полк считался элитным подразделением в СССР. И туда брали исключительно славян – то есть украинцев, белорусов и русских, при этом последние составляли больше 80% от остальных. Эти солдаты были настоящим примером для остальных в армии Советского Союза – их ставили на караул у Мавзолея, на разных мероприятиях, они всегда были на виду у иностранцев.

Потому от солдат требовалась отличная физическая форма, безупречные личностные характеристики и еще приятная, славянская внешность. Кандидатов отбирали по строгим критериям: рост не менее 175 см, но и не выше 190 см; отсутствие татуировок, наколок.


Солдаты Кремлевского полка

В заключение хочется сказать, что не бывает плохих национальностей, бывают только плохие люди. Так и тут. Бывшие командиры часто и с теплом вспоминают о своих солдатах и сержантах, говорят, что были парни любых национальностей, отлично себя проявившие, умные и дисциплинированные. И не обязательно – славяне.
Источник
« Аномально холодный Новый 1979 год
Ради него Сталин пожертвовал своим мундиром »
  • +137

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо.
+2
Статья: Начали за ЗДРАВИЕ-кончили ЗА УПОКОЙ! А вообще-по существу: Всё правильно и справедливо!
+1
  • avatar
  • Conan
Село наше все.
+5
Служил во время Московской Олимпиады, т.е. 1980 в ПВО в/ч 23843 под Плесецком (Мирный). Были представители почти всех республик без особых перекосов, за исключением автороты — там были практически только славяне — не помню ни одного азиата или прибалта. Сержанты были тоже разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, казахи, армяне, азербайджанцы, узбеки, литовцы, латыши, немцы, молдоване, грузины, таджики, евреи… не могу вспомнить только туркменов, эстонцев и киргизов. Но это же только наша бригада. Все были в перемешку, без выделения «особых» команд. Разве что у грузин наблюдалась особая склонность быть коптерщиками, а украинцы почти все становились сержантами. Не могу сказать, что русских было большинство, но могу сказать, что большинство русских было из мурманской области. Ленинградцев было больше, чем москвичей и относились к ним куда лучше, чем к столичным. Хуже всех по русски говорили сельские таджики и литовцы-хуторяне, городские нормально. Несколько раз пересекался с соседними в/ч (стройбат, ж/д, «стратеги» и ВВ). Вот там составы были иногда однородными. Например на станциях ГСМ служили сплошь азербайджанцы, а в стройбате сплошь Кавказ ( какие именно, сказать не берусь), ж/д и вв — смешанный состав. Не знаю как у них, а в нашей части на национальной почве проблем не было вообще. Разница была только между призывами не зависимо от национальности. Кстати, командир части был еврей, а замполит украинец.
0
Прочитал все комментарии, Ваш понравился больше всего, по моему мнению, наибольшей объективностью. Сам служил срочную в 1981 г. в ТуркВО, Кизыл-Арват, в наземно части истребительного полка ВВС. Но у нас три чечена держали весь полк, имеется ввиду срочная служба, были на сержантских должностях. В аэродромной роте (их называли «веники») по обслуживанию взлётной полосы служили в основном азиаты, в автороте — славяне. У нас процветала и т.н. дедовщина и по национальному признаку, это когда если какой-то национальности (кроме славян) было очень много, к нас, к примеру, азиатов, то даже «начинающий» солдат в обиду не давался, а русского, белоруса прослужившего даже год, могли «припахивать». Сам служил фельдшером, поэтому дружил со всеми, вернее, они со мной старались «дружить»… В 1982 г. поступил в мед. академию в Ленинград… но о срочной службе воспоминания остались тёплые, хотя были случаи просто издевательства кавказцев-азиатов над русскими, белорусами, украинцами, их командиры помещали к нам в санчасть, потом переводили в другую часть. Был даже случай, когда одного азиата судили и отправили в дизбат…
0
Да, кстати, забыл добавить, из русских дружнее всего держались сибиряки, а из украинцев и белорусов представители западных областей
+3
Офицерский состав был также разнообразен. Конечно, в основном славяне, но без особого превосходства русских. Может быть особенность войск ПВО. Основные поставщики кадров были энгельсское училище и минская академия ПВО. Может быть поэтому очень много было белорусов, украинцев и, что очень удивило, достаточно много лиц еврейской национальности, причем на немалых должностях. Были у другие национальности, в частности армяне и казахи.
+3
А кто может вспомнить замполита добрым словом? Хотя мне повезло с командиром группы капитан Воробьёв, отличный мужик!
0
Интересно, а чем татуировки отличаются от наколок?
+2
Как-то в семидесятые годы, в одной из командировок в Биробиджан, меня в гостинице поселили в один номер с мужчиной из одной из кавказских республик. В те годы такое было вполне в порядке вещей — селить нескольких человек в один номер. Вечером разговорились. Оказалось, что этот кавказец живет здесь в командировке от своего колхоза (совхоза?) для поддержки солдат своей национальности проходящим срочную службу в Биробиджане и окрест. Он обеспечивал им доп.питание, «решал проблемы» с командиром части и сержантским составом, культурную программу в увольнениях. Рассказывал, что он здесь на три месяца, затем его сменит другой человек. В те же годы на строительстве военного объекта в Амурской к нашей организации прикрепили нескольких солдат из стройбата для выполнения подсобных работ, подчистить котлован для кабельных муфт, разгрузить/погрузить машину и т.п. Ребята были в основном из Ташкента. Русские и узбеки вместе. По-русски все говорили вполне свободно. Человек семь их было. Попав к нам в помощники они упросили нас позволить им ночевать в нашем строительном вагончике (прорабке), обещая чистоту и порядок и впоследствии это строго соблюдалось. Кормились они с нами в столовой за свои деньги, которые присылались им на наши фамилии так-как солдатам деньги были запрещены и почта в гарнизоне их им не выдавала. Объясняли они свое нежелание жить в казарме неуставными отношениями между различными национальностями. На этом объекте я проработал почти два года и эти ребята жили у нас год с лишним, пока не сменился у них командир части, который отозвал всех прикрепленных к гражданским организациям.
+1
А вот у нас предпочитали брать из городов, имеющих серьезное техническое образование и производственный стаж работы.
+1
«Чаще всего они мало знали русский язык» Как афтар… «когда рвались пули и снаряды» Пули рвались… Улыбнуло
-1
говорят есть рвущие пули, называются то ли дум-дум, или бум-бум, может быть хрум-хрум!
+1
Советским командирам было важно, чтобы в в/ч был порядок. И не важно какими силами, законами и национальностями он достигался. Главное, чтобы у них (советских командиров) не было проблем на выходе. Цели оправдовали средства. Во всем. Кстати не только тогда, но и сейчас, как и во всей стране. ДМБ 82-84. Стройбат.