Новогодние кукольные открытки времён Советского Союза
Фотооткрытки часто рассматриваются как отдельная ветвь филокартии, хотя на самом деле именно фотографии легли в основу первых открыток, которые выпущены в молодом советском государстве.
Так началась эпоха советской художественной открытки, которая развивалась сразу по нескольким направлениям: уже в 20-е годы к сатире и агитации были добавлены видовые открытки, репродукции известных картин, открытки, содержащие отрывки литературных произведений и т.д. Так постепенно происходил переход от фотографии к рисованному сюжету.
Видовая открытка 30-х гг.
И лишь в послевоенные годы жанр чисто поздравительной открытки приобрел такую популярность, что затмил собой все остальные виды существующих открыток.
Во второй половине 60-х праздничный реализм открыток приобрел некоторую сказочную, немного мультипликационную составляющую. Впервые героями художественной открытки стали не рисованные люди, птицы и звери, а куклы и коллажи с их использованием. Так куклы вновь повернули открытку от рисованного сюжета к фотографии.
И если в советских мультфильмах все больше любили рисованную анимацию, предпочитая ей кукольную, то «кукольные открытки» покупали также охотно, как и рисованные. Ведь большинство таких открыток создавались высочайшими профессионалами своего дела: например, от персонажей художника В. Д. Воронина ждешь, что они сейчас начнут двигаться, говорить, как живые — настолько выразительны их позы и выражения лиц.
И это неудивительно, ведь до работы с издательством «Планета», где вышли первые воронинские открытки, Вячеслав Дмитриевич работал художником-мультипликатором. И именно поэтому его открытки так похожи на замерший кадр мультфильма.
Не менее выразительными были и кукольные открытки Г.А. Куприянова, который с юных лет увлекался кукольной миниатюрой. Умение работать с правильной постановкой света и декораций ему принесла профессия кинооператора. Когда у Георгия Алексеевича появилась возможность вновь заняться увлечением детства, он с энтузиазмом принялся снимать кукольные миниатюры, которые и легли в основу множества открыток.
Ну и раз все последние публикации канала были посвящены новогодней тематике, то и с кукольными открытками советских времен останемся в рамках этого сюжета и окунемся в теплую атмосферу воспоминаний.
Кстати, помните те небольшие пластиковые елочки из детства, которые часто ставили на письменный стол или книжную полочку и украшали миниатюрными игрушками? В середине 70-х гг. эти елочки с завидным постоянством принимали участие в новогодних кукольных миниатюрах, запечатленных на открытках того времени.
Предыстория
Так, например, искусствоведы считают, что первыми советскими открытками можно считать художественную серию фотоснимков, посвященных ноябрьским событиям 1917 года. Уже через год свет увидела новая серия открыток-портретов и рисунков-портретов. За ними последовали агитационные открытки, документальные и сатирические.Так началась эпоха советской художественной открытки, которая развивалась сразу по нескольким направлениям: уже в 20-е годы к сатире и агитации были добавлены видовые открытки, репродукции известных картин, открытки, содержащие отрывки литературных произведений и т.д. Так постепенно происходил переход от фотографии к рисованному сюжету.
Видовая открытка 30-х гг.
Появление нового жанра
Первые робкие попытки создать поздравительную открытку появились лишь в военные годы, когда праздничный сюжет, совмещенный с суровыми жизненными реалиями, был призван поддержать дух человека, внушить ему веру в скорую победу.И лишь в послевоенные годы жанр чисто поздравительной открытки приобрел такую популярность, что затмил собой все остальные виды существующих открыток.
Во второй половине 60-х праздничный реализм открыток приобрел некоторую сказочную, немного мультипликационную составляющую. Впервые героями художественной открытки стали не рисованные люди, птицы и звери, а куклы и коллажи с их использованием. Так куклы вновь повернули открытку от рисованного сюжета к фотографии.
В моде — кукольная жизнь
Наибольшее распространение «кукольный жанр» получил в 70-х годах — именно в это время были выпущены самые большие тиражи кукольных открыток, посвященных как праздничным событиям, так и представляющих собой целые тематические серии.И если в советских мультфильмах все больше любили рисованную анимацию, предпочитая ей кукольную, то «кукольные открытки» покупали также охотно, как и рисованные. Ведь большинство таких открыток создавались высочайшими профессионалами своего дела: например, от персонажей художника В. Д. Воронина ждешь, что они сейчас начнут двигаться, говорить, как живые — настолько выразительны их позы и выражения лиц.
И это неудивительно, ведь до работы с издательством «Планета», где вышли первые воронинские открытки, Вячеслав Дмитриевич работал художником-мультипликатором. И именно поэтому его открытки так похожи на замерший кадр мультфильма.
Не менее выразительными были и кукольные открытки Г.А. Куприянова, который с юных лет увлекался кукольной миниатюрой. Умение работать с правильной постановкой света и декораций ему принесла профессия кинооператора. Когда у Георгия Алексеевича появилась возможность вновь заняться увлечением детства, он с энтузиазмом принялся снимать кукольные миниатюры, которые и легли в основу множества открыток.
Ну и раз все последние публикации канала были посвящены новогодней тематике, то и с кукольными открытками советских времен останемся в рамках этого сюжета и окунемся в теплую атмосферу воспоминаний.
Кстати, помните те небольшие пластиковые елочки из детства, которые часто ставили на письменный стол или книжную полочку и украшали миниатюрными игрушками? В середине 70-х гг. эти елочки с завидным постоянством принимали участие в новогодних кукольных миниатюрах, запечатленных на открытках того времени.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Детские)
- ↓
+6
С Новым Годом!!!
- ↓
+1
Олег Попов один в один
- ↓
+8
Добро и по человечески. Глазу приятно.
- ↓
+14
Да, помню такие)
- ↓
0
у меня тоже где-то пару штук можно найти кукольных открыток
- ↑
- ↓