Сергей Бондарчук. Одна из главных легенд мирового кино ХХ столетия
Он снял фильмы «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь» и «Борис Годунов», ставшие классикой киноискусства.
Родился режиссер и актер 25 сентября 1920 года в селе Белозерка под Херсоном в семье крепких хозяйственников Федора Петровича и Татьяны Васильевны. Вскоре семья перебирается в Таганрог, где Сергей начинает интересоваться театром и кино.
Окончив школы, Сергей отправляется в Москву, но проваливает экзамены и поступает в Ростовское театральное училище, однако закончить его не успевает из-за начала войны. Последующие четыре года Сергей Бондарчук находится на военной службе.
Когда Великая Отечественная война закончилась, парень возвращается в Москву и продолжает обучение на курсе актерского факультета ВГИКа в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В эти же годы Сергей Федорович приходит в кино – он сыграл трагичную роль подпольщика Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия». Дебют получился громким, Бондарчук показал незаурядность дарования молодого актера. Интересно, что самые кульминационные моменты роли пришлось убрать из фильма, потому что эти сцены раскритиковал Иосиф Сталин.
В годы учебы актер знакомится с Инной Макаровой, которая в «Молодой гвардии» сыграла Любовь Швецову. Вскоре они сыграли свадьбу, а 10 мая 1950 года в семье родилась дочь Наталья, которая впоследствии стала яркой актрисой, снимавшейся у самого Тарковского, и талантливым режиссером.
В 30 лет Сергей Бондарчук получает звание заслуженного артиста РСФСР, а через полтора годы – Сталинскую премию за роль Тараса Шевченко и после этого – звание Народного артиста СССР. Он был самым молодым актером, получившим это звание.
При этом, сам Бондарчук в это время пребывал в творческом кризисе из-за череды положительных ролей, которое могли сделать его заложником своего амплуа.
Выходом из ситуации стало творчество Антона Павловича Чехова, которое поразило и вдохновило Сергея Федоровича. Он великолепно сыграл трудную роль Дымова в фильме «Попрыгунья» 1955 года, в том же году он сыграл Отелло в одноименном фильме, после чего о нем заговорили, как об трагике и выдающемся актере.
Работа над фильмом «Отелло» свела Сергея Бондарчука с актрисой Ириной Скобцевой, которая играла Дездемону. Уход к новой супруге дался актеру очень тяжело. Через несколько лет Инна Макарова сама предложила развестись мужу.
— У меня другой характер. Бондарчук мне мешал со своими проблемами. Постоянными звонками куда-то. Я ведь и сама не была готова к замужеству. У нас же разница в возрасте семь лет, я девочкой была, — рассказывала Инна Макарова.
31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в двух номерах газеты «Правда» опубликовали рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», который стал большим событием. Снять фильм по этому произведению стало с этих пор главной целью Сергея Федоровича.
Фильм «Судьба человека» 1959 года открыл большой режиссерский талант Бондарчука. Рассказ о жизни простого человека приобрел в киноленте эпическое звучание. Режиссер и исполнитель главной роли Бондарчук, а также оператор Владимир Монахов получили за этот фильм Ленинскую премию.
Герой фильма Андрей Соколов стал символом русского солдата. После этого режиссер Роберто Росселлини через год снимает актера в роли русского солдата Федора в фильме «В Риме была ночь». Режиссер в работе над кинолентой использовал костюм и грим героя ленты «Судьба человека».
Вообще, с Италией у Бондарчука сложились особые отношения – он был знаком с Федерико Феллини, творческой элитой Рима, и даже с Папой Римским, который сделал режиссеру роскошный подарок – возможность бывать в келье в любое время для сосредоточения и уединения.
В 1961 году Сергею Бондарчуку предложили экранизировать произведение «Война и мир», этому проекту он отдал 8 лет своей жизни. Сценарий режиссер написал вместе с Василием Соловьевым, после чего начались многолетние съемки.
Одна из главных идей экранизации романа льва Толстого – показать Россию как общий дом. Сложная композиция построена на идее органической связи отдельных людей с ходом истории.
Работа началась очень тяжело, не выдержав властного характера Сергея Федоровича, уволился второй режиссер, несколько актеров и четыре оператора. Сам Бондарчук в 1965 году едва не умер на съемках – у него на несколько минут остановилось сердце.
Фильм «Война и мир» вышел на экраны в 1966-67 годах и стал сенсацией мирового уровня. Масштабность постановки, количество задействованных актеров и статистов поражало воображение. Так, в съемках сцены Бородинского сражения приняли участие 15 тысяч человек. За фильм Бондарчук получил премию «Оскар», за которой в США отправили актрису Людмилу Савельеву, исполнительницу роли Наташи Ростовой.
После этого режиссер получил от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса предложение поставить исторический фильм «Ватерлоо», работа над которым началась в конце 60-х годов.
Сергей Федорович в очередной раз подтвердил умение сочетать психологическую проработку характером с батальными сценами.
После этого фильма режиссер получает государственный заказ – снять в 30-летию Великой Победы фильм. Он взял за основу незаконченный роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», вышедший в 1975 году и получивший признание критиков и зрителей.
Здесь сыграли Василий Шукшин (последняя роль), Нонна Мордюкова, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков. Кинолента запомнилась техническим совершенством при съемке батальных сцен и замечательными актерскими ролями.
Последующие киноленты Сергей Бондарчука были менее яркими, однако сняты они на высоком уровне и тоже вошли в золотой кинофонд отечественного кино. Речь о фильмах «Степь», «Борис Годунов», «Красные колокола».
В 1986 году на знаменитом пятом съезде Союза кинематографистов Сергей Бондарчук был смещен с поста председателя, после чего впал в опалу и остался не у дел. Спасала режиссера семья, которой он очень дорожил.
В 1990 году итальянский продюсер Энцо Рисполи профинансировал экранизацию «Тихого Дона» в 10 сериях. Режиссер по контракту отказывался от прав на свое произведение. В 1993 году были отсняты все 10 серий, в которых можно увидеть более тысячи актеров из разных стран. Однако в свет «Тихий Дон» тогда так и не вышел. Его перемонтировал и выпустил в 2006 году сын режиссера Федор Бондарчук при поддержке Константина Эрнста.
Киноленту без согласия Бондарчука смонтировали в духе западного кино. История с этим сериалом подкосила здоровье режиссера.
После причастия и исповеди Сергей Бондарчук скончался 20 октября 1994 года в своей квартире в Москве в возрасте 74 лет.
Родился режиссер и актер 25 сентября 1920 года в селе Белозерка под Херсоном в семье крепких хозяйственников Федора Петровича и Татьяны Васильевны. Вскоре семья перебирается в Таганрог, где Сергей начинает интересоваться театром и кино.
Окончив школы, Сергей отправляется в Москву, но проваливает экзамены и поступает в Ростовское театральное училище, однако закончить его не успевает из-за начала войны. Последующие четыре года Сергей Бондарчук находится на военной службе.
Когда Великая Отечественная война закончилась, парень возвращается в Москву и продолжает обучение на курсе актерского факультета ВГИКа в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В эти же годы Сергей Федорович приходит в кино – он сыграл трагичную роль подпольщика Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия». Дебют получился громким, Бондарчук показал незаурядность дарования молодого актера. Интересно, что самые кульминационные моменты роли пришлось убрать из фильма, потому что эти сцены раскритиковал Иосиф Сталин.
В годы учебы актер знакомится с Инной Макаровой, которая в «Молодой гвардии» сыграла Любовь Швецову. Вскоре они сыграли свадьбу, а 10 мая 1950 года в семье родилась дочь Наталья, которая впоследствии стала яркой актрисой, снимавшейся у самого Тарковского, и талантливым режиссером.
В 30 лет Сергей Бондарчук получает звание заслуженного артиста РСФСР, а через полтора годы – Сталинскую премию за роль Тараса Шевченко и после этого – звание Народного артиста СССР. Он был самым молодым актером, получившим это звание.
При этом, сам Бондарчук в это время пребывал в творческом кризисе из-за череды положительных ролей, которое могли сделать его заложником своего амплуа.
Выходом из ситуации стало творчество Антона Павловича Чехова, которое поразило и вдохновило Сергея Федоровича. Он великолепно сыграл трудную роль Дымова в фильме «Попрыгунья» 1955 года, в том же году он сыграл Отелло в одноименном фильме, после чего о нем заговорили, как об трагике и выдающемся актере.
Работа над фильмом «Отелло» свела Сергея Бондарчука с актрисой Ириной Скобцевой, которая играла Дездемону. Уход к новой супруге дался актеру очень тяжело. Через несколько лет Инна Макарова сама предложила развестись мужу.
— У меня другой характер. Бондарчук мне мешал со своими проблемами. Постоянными звонками куда-то. Я ведь и сама не была готова к замужеству. У нас же разница в возрасте семь лет, я девочкой была, — рассказывала Инна Макарова.
31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в двух номерах газеты «Правда» опубликовали рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», который стал большим событием. Снять фильм по этому произведению стало с этих пор главной целью Сергея Федоровича.
Фильм «Судьба человека» 1959 года открыл большой режиссерский талант Бондарчука. Рассказ о жизни простого человека приобрел в киноленте эпическое звучание. Режиссер и исполнитель главной роли Бондарчук, а также оператор Владимир Монахов получили за этот фильм Ленинскую премию.
Герой фильма Андрей Соколов стал символом русского солдата. После этого режиссер Роберто Росселлини через год снимает актера в роли русского солдата Федора в фильме «В Риме была ночь». Режиссер в работе над кинолентой использовал костюм и грим героя ленты «Судьба человека».
Вообще, с Италией у Бондарчука сложились особые отношения – он был знаком с Федерико Феллини, творческой элитой Рима, и даже с Папой Римским, который сделал режиссеру роскошный подарок – возможность бывать в келье в любое время для сосредоточения и уединения.
В 1961 году Сергею Бондарчуку предложили экранизировать произведение «Война и мир», этому проекту он отдал 8 лет своей жизни. Сценарий режиссер написал вместе с Василием Соловьевым, после чего начались многолетние съемки.
Одна из главных идей экранизации романа льва Толстого – показать Россию как общий дом. Сложная композиция построена на идее органической связи отдельных людей с ходом истории.
Работа началась очень тяжело, не выдержав властного характера Сергея Федоровича, уволился второй режиссер, несколько актеров и четыре оператора. Сам Бондарчук в 1965 году едва не умер на съемках – у него на несколько минут остановилось сердце.
Фильм «Война и мир» вышел на экраны в 1966-67 годах и стал сенсацией мирового уровня. Масштабность постановки, количество задействованных актеров и статистов поражало воображение. Так, в съемках сцены Бородинского сражения приняли участие 15 тысяч человек. За фильм Бондарчук получил премию «Оскар», за которой в США отправили актрису Людмилу Савельеву, исполнительницу роли Наташи Ростовой.
После этого режиссер получил от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса предложение поставить исторический фильм «Ватерлоо», работа над которым началась в конце 60-х годов.
Сергей Федорович в очередной раз подтвердил умение сочетать психологическую проработку характером с батальными сценами.
После этого фильма режиссер получает государственный заказ – снять в 30-летию Великой Победы фильм. Он взял за основу незаконченный роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», вышедший в 1975 году и получивший признание критиков и зрителей.
Здесь сыграли Василий Шукшин (последняя роль), Нонна Мордюкова, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков. Кинолента запомнилась техническим совершенством при съемке батальных сцен и замечательными актерскими ролями.
Последующие киноленты Сергей Бондарчука были менее яркими, однако сняты они на высоком уровне и тоже вошли в золотой кинофонд отечественного кино. Речь о фильмах «Степь», «Борис Годунов», «Красные колокола».
В 1986 году на знаменитом пятом съезде Союза кинематографистов Сергей Бондарчук был смещен с поста председателя, после чего впал в опалу и остался не у дел. Спасала режиссера семья, которой он очень дорожил.
В 1990 году итальянский продюсер Энцо Рисполи профинансировал экранизацию «Тихого Дона» в 10 сериях. Режиссер по контракту отказывался от прав на свое произведение. В 1993 году были отсняты все 10 серий, в которых можно увидеть более тысячи актеров из разных стран. Однако в свет «Тихий Дон» тогда так и не вышел. Его перемонтировал и выпустил в 2006 году сын режиссера Федор Бондарчук при поддержке Константина Эрнста.
Киноленту без согласия Бондарчука смонтировали в духе западного кино. История с этим сериалом подкосила здоровье режиссера.
После причастия и исповеди Сергей Бондарчук скончался 20 октября 1994 года в своей квартире в Москве в возрасте 74 лет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Отелло…
- ↓
+4
Отдельно выскажусь о «Войне и мир». Самый слабый момент — это участие в фильме в качестве актеров как самого Сергея Бондарчука (Безухов), так и его жены Скобцевой. Явное несоответствие по возрасту и темпераменту героям романа. Не надо было им играть эти роли. Вот с Тихоновым — великолепное попадание. Считаю два фильма окончательно сформировали грани таланта Тихонова — «Война и мир» и «Семнадцать мгновений весны».
Зато в «Войне и мир» Бондарчук проявил себя как великий режиссер баталий. При всем уважении к Озерову, Бондарчук был лучшим.
- ↓
+5
Лучший фильм Бондарчука — «Судьба человека», потом я бы поставил «Они сражались за Родину». Бондарчук просто невероятно понимал слово Шолохова. Вот так два гения вместе создали шедевры киноискусства.
- ↓
-2
От запада одни беды.
- ↓
+7
Да уж, «Тихий Дон» Бондарчука просто ужасен…
- ↓
+6
ТАЛАНТИЩЕ
- ↓
+18
Дебютный фильм Бондарчука, как режиссера, «Судьба человека» не такой, конечно, эпохальный, как «Война и мир», но за душу берет сильнее.
- ↓
+4
А я вот ставлю фильм «Судьба человека» выше, чем «Война и мир». За душу он берет куда сильнее.
- ↑
- ↓
+5
Друг, я об этом и написал
- ↑
- ↓
+13
Гениальнейший актёр и режиссёр. Жаль, что его «Тихий Дон» не получился, каким он хотел. Чужие деньги сыграли свою роль. Он уже не мог диктовать, да и возраст давал себе знать. А в остальном режиссёр от Бога.
- ↓
+13
не видил я того бога.Сергей Бондарчук Человечище, только сыны такой страны Советов могли созерцать на благо человечества!
- ↑
- ↓