Советская жизнь на краю Земли

Гольды (нанайцы), ненцы, эвенки, чукчи — эти и другие народности российского Севера на снимках из этого архива.

Мужчина из стойбища Булау. 1927 год, Дальневосточный край, Кунсткамера.



Роженица в специально отведенном для неё чуме на время родов и ухода за новорожденным. 1936 год, Ямало-Ненецкий АО, Кунсткамера.



Ненцы-оленеводы получают лекарства в аптеке. Неизвестный автор, 1939 год, г. Салехард, фотография из архива Михаила Сергеева, которую прислал Сергей Расторгуев.



Молодые комсомольцы. Нина Юдина с сыном Евгением и эвенка Мотя. 1939 год, Якутская АССР, Оймяконский р-н, пос. Терехтях, из архива Натальи Юдиной.


Работницы фабрики «Красный чум» чистят песцовые шкурки. Дмитрий Дебабов, 1 февраля 1942 года, г. Анадырь, Собрание «РИА Новости».


Нанайцы. Георгий Петрусов, 1950-е, МАММ/МДФ.


Удэгеец-охотник Нагола Кимонко, 87 лет, житель поселка Гвасюги Хабаровского края. Борис Вдовенко, 1960-е, Хабаровский край, пос. Гвасюги, МАММ/МДФ.


Ненцы. Всеволод Тарасевич, 1965 год, Архангельская обл., Ненецкий НО, МАММ/МДФ.


Дети у чума. Всеволод Тарасевич, 1965 год, Архангельская обл., Ненецкий НО, МАММ/МДФ.


Летчики-ненцы с односельчанами. Всеволод Тарасевич, 1965 год, Архангельская обл., Ненецкий НО, МАММ/МДФ.


Чукотка. Чукча зверобой-охотник. Николай Козловский, 1980-е, Чукотский АО, МАММ/МДФ.


Выделка камуса для торбасов. Василий Шумков, 1970 год, Чукотский национальный округ, МАММ/МДФ.


В ненецком чуме. Александр Щемляев, 1990-е, Ямало-Ненецкий АО, МАММ/МДФ.


Портрет девушки. Александр Щемляев, 1990-е, Ямало-Ненецкий АО, МАММ/МДФ.
« Советская дружба
Почему Брежнев так любил награды. Говорили, что... »
  • +119

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
жить в чуме еще то удовольствие
0
они другие но друзей много среди них
0
Вспоминается начало шестидесятых, в нанайских селениях по берегу Амура можно было за бутылку водки отрезать кусок калуги с неё длиной, это примерно 20-30 кг. отличной осетровой рыбы.
Типа анекдота дальневосточного — спрашивают у нанайца в шестидесятые годы — «Кеша, рыба есть?» (рыба, имеется ввиду калуга), Кеша отвечает — «Рыбы нет, только щука». В восьмидесятые на тот же вопрос отвечает — «Есть, есть, щука, щука!». В старые времена нанаи щуку и за рыбу не считали. В 65 году на свое двадцатилетие в Амурске покупал у местных икру по 15 руб 3-х литровая банка и малосольная кета 1,50 руб штука.
+8
Мы в 80-х работали в Туре (этот поселок считается столицей Эвенкии). Как-то раз местные вертолетчики затарились водкой и полетели к оленеводам, где наменяли водку на пушнину и быстренько свалили. В Туре их уже ждали, потому что хитрожопые эвенки связались по рации с ментами. В итоге шкурки аборигенам вернули, а водку они, естественно, выпили. Посадили ли вертолетчиков я не знаю, мы сделали работу и отбыли домой.
+10
А чукчи признали власть над собой только тогда, когда в те края пришла Советская власть.
+15
Удивительные люди, живут сами по себе, не зависят ни от кого. Ни войны, ни кризисы им не интересны.
+14
«Жить в обществе и быть свободным от него нельзя.» В.И. Ленин
+6
Ни кто и не спорит. Вопрос в другом. Масштаб. Какова численность сообщества, в котором в основном проживают эти люди? 10 человек? Или 20-ть? Тезис Владимира Ильича в этом случае не работает, в тех масштабах, что подразумевал тов. Ленин.