Как пленили немецкого фельдмаршала Паулюса

Худой, бледный и изнуренный командующий 6-й армией вермахта произвел на советских военачальников впечатление затравленного зверя.




В ночь на 31 января 1943 года подразделения 38-й мотострелковой бригады 64-й армии прорвались к зданию универмага в центре Сталинграда, блокировав его со всех сторон. По сообщениям пленных немцев, именно здесь располагался штаб 6-й армии Фридриха Паулюса. Советская операция «Кольцо» по разгрому окруженной в городе группировки противника подходила к своему финалу…

«Логово зверя»



Советские войска ведут бои в Сталинграде в начале 1943 года

После того, как около 6 часов утра советские войска открыли по зданию плотный огонь из пулеметов и минометов, стрельба со стороны немцев прекратилась. На первом и третьем этажах появились белые флаги. Противник хотел вступить в переговоры.
По приказу командира бригады полковника Ивана Бурмакова к универмагу направилась группа парламентеров во главе со старшим лейтенантом Федором Ильченко. Немецкий офицер, встретивший советских солдат, обратился к ним через переводчика: «Наш главный начальник хочет говорить с вашим главным начальником». На это Ильченко ему заявил: «Ну, у нашего главного начальника других дел много. Его тут нет. Придется вам иметь дело со мной».



Здание универмага в Сталинграде, где был пленен фельдмаршал Фридрих Паулюс. Арон Замский/МАММ/МДФ

Проигнорировав робкую просьбу немца сдать оружие, советские парламентеры стали спускаться в подвал, где и находился штаб Паулюса. «Он был буквально набит солдатами — их тут были сотни. Хуже, чем в трамвае! Все они были грязные, голодные, а уж воняло от них! Вид у всех был страшно перепуганный. Они сбежались сюда, чтобы укрыться от минометного огня», — вспоминал старший лейтенант. Услышав звуки выстрелов, Ильченко схватился за кобуру, но, как оказалось, это были самоубийцы.
Парламентеров встретили командир 71-й пехотной дивизии вермахта генерал-майор Фридрих Роске и начальник штаба 6-й армии генерал Артур Шмидт. Они и провели советских солдат в комнату Паулюса. «Фельдмаршал лежал на железной койке без мундира, в одной рубашке», — вспоминал Ильченко: «На столе горел огарок свечи, освещая аккордеон, лежащий на кушетке. Паулюс не поздоровался, но поднялся и сел. У него был вид больного, измученного человека, лицо подергивалось в нервном тике».

Переговоры


Фельдмаршал Фридрих Паулюс, начальник штаба генерал Артур Шмидт и 1-й адъютант 6-й армии Вильгельм Адам после пленения. Георгий Липскеров/МАММ/МДФ

Простой лейтенант не мог принять капитуляцию немецкого командующего, и постепенно к универмагу стали съезжаться представители старшего и высшего командного состава Красной Армии. Через несколько часов в сопровождении нескольких полковников и подполковников в подвал спустился начальник штаба 64-й армии генерал-майор Иван Ласкин. Пытаясь всячески дистанцироваться от капитуляции, Паулюс делегировал право вести переговоры Роске и Шмидту.
Пока фельдмаршал в соседней комнате «приводил себя в порядок», советские парламентеры предъявили его генералам ультиматум: окруженная группировка должна немедленно прекратить сопротивление, сложить оружие и организованно сдаться в плен советским войскам.


Фридрих Паулюс на пути в штаб 64-й армии. Георгий Липскеров/Sputnik

Устав ждать, когда же наконец появится сам Фридрих Паулюс, советские военачальники вошли к нему в комнату. Немецкий командующий, по воспоминаниям Ласкина, встретил делегатов фразой на ломаном русском языке: «Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается Красной Армии в плен». Он извинился, что, поскольку новое звание ему присвоили только 30 января, новой формы одежды он не имеет и вынужден представляться в форме генерал-полковника. «Да вряд ли теперь новая форма мне и понадобится», — добавил военачальник с горькой усмешкой.
К тому моменту 6-я армия в Сталинграде была рассечена на две изолированные друг от друга группировки. По результатам переговоров капитулировала южная группировка немецких войск, командование которой осуществлял генерал Роске. В то же время Паулюс отказался отдавать приказ сдаваться северной группировке, сославшись на то, что с 30 января ее командующий генерал-полковник Карл Штрекер подчиняется напрямую Гитлеру.

Бесславный конец


Советские солдаты, захватившие штаб Фридриха Паулюса в Сталинграде. Яков Рюмкин/Sputnik

В центре Сталинграда все еще шли уличные бои, но немецкие офицеры в сопровождении советских командиров уже направились на автомобилях в части с приказом о прекращении огня.
После того, как все формальности были улажены и фельдмаршал получил гарантии личной безопасности, его с офицерами штаба вывели из подвала. Территория вокруг универмага к этому времени уже полностью контролировалась советскими пехотинцами, а военнослужащие вермахта занимались обезвреживанием заминированных участков.


Фридрих Паулюс в Бекетовке

«Советские и немецкие солдаты, еще несколько часов назад стрелявшие друг в друга, во дворе мирно стояли рядом, держа оружие в руках или на ремне. Но как потрясающе разнился их внешний облик!» — вспоминал адъютант командующего 6-й армии Вильгельм Адам: «Немецкие солдаты — ободранные, в тонких шинелях поверх обветшалой форменной одежды, худые, как скелеты, истощенные до полусмерти фигуры с запавшими, небритыми лицами. Солдаты Красной Армии — сытые, полные сил, в прекрасном зимнем обмундировании… Глубоко взволнован был я и другим обстоятельством. Наших солдат не били и тем более не расстреливали. Советские солдаты среди развалин своего разрушенного немцами города вытаскивали из карманов и предлагали немецким солдатам, этим полутрупам, свой кусок хлеба, папиросы и махорку».
Сержант Петр Алхутов присутствовал при пленении немецкого военачальника: «Паулюс был осунувшимся, явно больным. Старался держаться достойно, но в его состоянии это ему слабо удавалось. В то морозное утро в Сталинграде стало понятно всем бойцам Красной Армии и абсолютному большинству немецких солдат, что это начало их конца и начало нашей Победы».


Генерал-лейтенант Константин Рокоссовский (слева) допрашивает командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала Фридриха Паулюса. Роман Кармен/МАММ/МДФ

Фельдмаршала ждал автомобиль, следовавший в соседнее село Бекетовка, где располагался штаб 64-й армии. Там его намеревались допросить командующий армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов и командующий Донским фронтом генерал-лейтенант Константин Рокоссовский. А потом Фридриху Паулюсу предстояли советские лагеря, работа в антифашистском комитете «Свободная Германия» и недолгая жизнь в ГДР…
По пути в штаб машина догнала колонны тяжело бредущих по дороге пленных немцев. Грязные, обросшие бородами, они были обуты в комичные эрзац-валенки и обмотаны полотенцами и женскими платками.


Пленные немцы под Сталинградом, январь 1943 года. Галина Санько/Sputnik

Ласкин дал знак водителю замедлить ход, чтобы немецкий командующий смог их внимательно и детально рассмотреть. «Это ужасно…» — уныло произнес Паулюс: «Позорная капитуляция, страшная трагедия солдат. А ведь до сих пор шестая армия считалась лучшей сухопутной армией вермахта…»

Борис Егоров
« Аппликатор Кузнецова. Как он создавался и что...
Черно-белые моменты счастливой советской жизни »
  • +128

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Да, были люди в наше время Не то что нынешнее племя… Горжусь нашими дедами, что сломали под Сталинградом хребет фашистской гадине.
+1
Справедливости ради считается, что хребет «сломали» на Курской дуге, а тут был нанесен сокрушительный удар, который ознаменовал начало коренного перелома в ходе войны и положил конец наступательного, захватнического движения немецко-фашистских войск.
+1
В пилотках на голове лезть в глубь СССР? Это не дальновидно.
+2
Причём, здесь пилотки? В Россию «приходить с мечом» недальновидно хоть в пилотке, хоть в енотовой шапке, хоть в золотом шлеме.
0
Изнутри пришли и взяли, что хотели. Смешно?
-5
то что немекие холуи во главе с лениным взяли в 1917-м, то и отдали в 91-м. все чудовищные потери во второй мировой из-за бездарных трусов-коммунистов. тот же паулюс он хоть и враг, но храбрый командующий — своих солдат до конца не бросил. в отличие от советских статехов. вспомнить к примеру как генерал петров и адмирал октябрьский смылись с окруженного Севастополя, бросив своих солдат и моряков на погибель. или как сталинский холуй мехлис с генералом петровым драпали с керченского полуострова, бросив на произвол судьбы целый фронт. позор сссрии…
0
«то что немекие холуи во главе с лениным взяли в 1917-м» Это всё заезженный штамп. Октябрьский майдан на американские деньги делался. А через какой банк деньги поступали-это всё для «отвода глаз». Но важнее, что потом Ленин кинул своих спонсоров и сохранил целостность России. А Сталин укрепил так, что смогли дать отпор объединённому «крестовому походу».
+4
Позор жополизам Запада!!!
+3
VAE VICTIS- горе побежденным (латинская поговорка) и «Идущий с мечом, погибнет от меча» (Библия).
+1
Жалкая шавка фюрера, решил фанфароном пройтись по СССР…
+2
Жалкой шавкой его сделала Советская Армия и Полководцы. А в «цивилизованной» Европе- он был грозой. И объективно- сильный военный специалист. Но в Россию и с таким набором суваться не стОит…
0
В Россию с любым «набором» соваться не стоит.
+7
нечего соваться к нам! с мечом пришли от него и погибнут пусть спасибо скажут что не расстреляли
+8
«Добро пожаловать» в Россию американские у--блюдки, и прочии…
+9
Нет уж! Избавь бог от этого! Слишком дорогой ценой далась победа нашему народу — 27 миллионов погибших. У немцев погибших было порядка 17 миллионов. Если боевые потери были примерно равными, то гражданского населения у нас погибло больше на 10 миллионов. Почитайте, кому интересно, работы Андрея Кравченко с более точными цифрами
+9
Знатно опустили немецкую армию. С небес на грешную землю.
+5
Да, к русской зиме, мало кто был готов из захватчиков. Наполеон, тоже бежал второпях, бросая все. Паулюсу деваться было некуда. Воспоминания у него интересные, раньше были в свободном доступе, как сейчас, не знаю.
+4
Плохому танцору, …… зима мешает…
+16
Русская зима избирательно действует, только на захватчиков? Неуклюжая попытка со стороны интервентов скрыть собственные просчеты и неумелое командование. Во время вторжения Наполеона зима еще не началась. А во время сражения на Березине так вообще была оттепель.
0
Вы правы, помимо зимы, есть и нечто другое. И про погодные условия тоже правы, не везде все так жестко было как нам видится. Армия Паулюса со временем попала в такие условия, что все в совокупности на нее навалилось, поэтому она и выглядела так жалко. Любые захватнические войны, как правило приводят только ко временному воздействию. Либо должна быть кардинальная разница в развитии.