Как Бульдозерная выставка изменила цензуру в СССР
Выставка оказалась очень короткой: через пару минут художников разогнали бульдозерами, а картины уничтожили. Однако такой поворот в итоге изменил отношение советской власти к художникам. Давайте разбираться, в чем же провинились участники Бульдозерной выставки.
Иллюстрация картины О. Рабина «Деревня», которая была уничтожена на Бульдозерной выставке
Одним из таких видов искусства стали советские плакаты, которые изображали счастливых рабочих и пионеров с отглаженными галстуками. Плакаты были доступным видом искусства абсолютно для всех слоев населения, даже для тех, кто плохо умел читать. Но литература и живопись должны были тоже следовать идеологии. И по логике советского правительства, больше никакого искусства не могло существовать в стране, которая строила коммунизм. Но, конечно, все было не так однобоко, были и нонконформисты, которые писали вразрез советской пропаганде, а значит, они оставались в стороне.
Разгон художников на Бульдозерной выставке
Это означало одно: им было очень сложно найти своего зрителя и нельзя было выставляться, так как их искусство не соответствовало коммунистической идеологии. Максимум на что можно было рассчитывать художникам ― на небольшие квартирники, где зрителей можно было пересчитать по пальцам. Так было до 1974 года, пока не случилась Бульдозерная выставка.
Пригласительный
До 1974 года чаще всего все запросы нонконформистов отклонялись, и все возвращалось на круги своя, а именно на квартирники. Однако в этот раз художники пошли по новой схеме, решив не предлагать помещение, а провести выставку на окраине столицы, на пустыре в Беляево. Ранее на открытом воздухе ничего подобного не проводилось, а значит и не было регламента проведения таких событий. Такой незамысловатой хитростью и было получено разрешение.
Участники выставки, запечатленные перед мероприятием
И вот 15 сентября в Беляево съехались художники со своими работами, также сюда приехали и зрители. Конечно, присутствовали представители зарубежной прессы: такое событие они попросту не могли пропустить. Мероприятие должно было продлиться два часа, однако закончилось через пару минут.
На Беляевском пустыре
На пустыре уже стояли бульдозеры и машины: якобы тут планировался субботник, а также высадка саженцев. Именно это и стало официальной версией закрытия выставки: стычка художников и сотрудников по благоустройству, которыми оказались переодетые милиционеры.
Разгон художников
Стражи порядка жестоко разогнали всех участников за несколько минут, отобрали картины (их даже не успели открыть), проехали по ним на тяжелой технике, а что-то даже сожгли. Кого-то из художников избили, кого-то арестовали, а одному из журналистов даже выбили зуб его же фотоаппаратом. Из-за того, что в разгоне участвовали бульдозеры, событие и получило название «Бульдозерная выставка».
После выставки
Конечно, он лукавил: все участники осознавали, какой резонанс они могут вызвать и чем может обернуться это мероприятие. Именно поэтому список участников был достаточно мал: согласились участвовать не все художники. В итоге шумихи было очень много, и Бульдозерную выставку обсуждали в западных СМИ еще несколько месяцев. Что касается советских деятелей искусства, то мероприятие у них приравнивалось к акции протеста, попытке высказаться, и стало триумфом всех инакомыслящих и несогласных с советским официальным искусством.
Выставка в Измайловском парке через две недели
У Бульдозерной выставки было и другое продолжение: после нее стали разрешать выставляться авангардистам, и ограничения, в которых жили советские художники, существенно ослабли. Пригнать бульдозеры в Беляево решил В. В. Гришин, член политбюро. Однако не все члены партии посчитали эту меру верной, многие ее осудили. Ну а спустя две недели художникам, которые представляли неофициальное искусство СССР, разрешили провести выставку в Измайлово. Она собрала тысячи зрителей, а свои картины официально показали около сорока участников.
Не соцреализмом единым
С момента образования СССР в стране появилось разделение на официальное и неофициальное искусство. Первое получило название соцреализм, и главная его цель была привнести в общество новую идеологию. Литература, картины, скульптура должны были иметь коммунистический дух, обличать классовую борьбу и неравенство, быть пропагандой новой идеологии.Иллюстрация картины О. Рабина «Деревня», которая была уничтожена на Бульдозерной выставке
Одним из таких видов искусства стали советские плакаты, которые изображали счастливых рабочих и пионеров с отглаженными галстуками. Плакаты были доступным видом искусства абсолютно для всех слоев населения, даже для тех, кто плохо умел читать. Но литература и живопись должны были тоже следовать идеологии. И по логике советского правительства, больше никакого искусства не могло существовать в стране, которая строила коммунизм. Но, конечно, все было не так однобоко, были и нонконформисты, которые писали вразрез советской пропаганде, а значит, они оставались в стороне.
Разгон художников на Бульдозерной выставке
Это означало одно: им было очень сложно найти своего зрителя и нельзя было выставляться, так как их искусство не соответствовало коммунистической идеологии. Максимум на что можно было рассчитывать художникам ― на небольшие квартирники, где зрителей можно было пересчитать по пальцам. Так было до 1974 года, пока не случилась Бульдозерная выставка.
Две минуты славы на Беляевском пустыре
Идея устроить смотр картин пришла в голову А. Меламиду и В. Комару, которые через несколько лет создадут соц-арт, новое направление, похожее на западный поп-арт, но с советским контекстом. Выставки в СССР проходили по определенной схеме: необходимо было обратиться в Союз художников с запросом, чтобы получить разрешение. Для этого составлялся список участников мероприятия и делался запрос на определенное помещение.Пригласительный
До 1974 года чаще всего все запросы нонконформистов отклонялись, и все возвращалось на круги своя, а именно на квартирники. Однако в этот раз художники пошли по новой схеме, решив не предлагать помещение, а провести выставку на окраине столицы, на пустыре в Беляево. Ранее на открытом воздухе ничего подобного не проводилось, а значит и не было регламента проведения таких событий. Такой незамысловатой хитростью и было получено разрешение.
Участники выставки, запечатленные перед мероприятием
И вот 15 сентября в Беляево съехались художники со своими работами, также сюда приехали и зрители. Конечно, присутствовали представители зарубежной прессы: такое событие они попросту не могли пропустить. Мероприятие должно было продлиться два часа, однако закончилось через пару минут.
На Беляевском пустыре
На пустыре уже стояли бульдозеры и машины: якобы тут планировался субботник, а также высадка саженцев. Именно это и стало официальной версией закрытия выставки: стычка художников и сотрудников по благоустройству, которыми оказались переодетые милиционеры.
Разгон художников
Стражи порядка жестоко разогнали всех участников за несколько минут, отобрали картины (их даже не успели открыть), проехали по ним на тяжелой технике, а что-то даже сожгли. Кого-то из художников избили, кого-то арестовали, а одному из журналистов даже выбили зуб его же фотоаппаратом. Из-за того, что в разгоне участвовали бульдозеры, событие и получило название «Бульдозерная выставка».
Событие, изменившее цензуру в СССР
Позже художники буду неоднократно вспоминать об этом неоднозначном мероприятии. Один из организаторов, В. Комар, рассказал, что он был вдохновлен французскими художниками, которые рисовали на Монмартре, а также поляками, которые проводили выставки под открытым небом.После выставки
Конечно, он лукавил: все участники осознавали, какой резонанс они могут вызвать и чем может обернуться это мероприятие. Именно поэтому список участников был достаточно мал: согласились участвовать не все художники. В итоге шумихи было очень много, и Бульдозерную выставку обсуждали в западных СМИ еще несколько месяцев. Что касается советских деятелей искусства, то мероприятие у них приравнивалось к акции протеста, попытке высказаться, и стало триумфом всех инакомыслящих и несогласных с советским официальным искусством.
Выставка в Измайловском парке через две недели
У Бульдозерной выставки было и другое продолжение: после нее стали разрешать выставляться авангардистам, и ограничения, в которых жили советские художники, существенно ослабли. Пригнать бульдозеры в Беляево решил В. В. Гришин, член политбюро. Однако не все члены партии посчитали эту меру верной, многие ее осудили. Ну а спустя две недели художникам, которые представляли неофициальное искусство СССР, разрешили провести выставку в Измайлово. Она собрала тысячи зрителей, а свои картины официально показали около сорока участников.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
К сожалению, термин «дегенеративное искусство» был придуман не теми людьми, не в то время и не в том месте. Но в отношении этих выпендривающихся бездарностей он был весьма точным. Их мазня не стоила горючего для бульдозеров, коими её давили. Зато какая вышла реклама! Какой, как сейчас бы сказали, хайп и пиар!
Хоия и соц реализм тоже, в большинстве своём был не фонтан.
- ↓
+1
Тут все достаточно просто. Кому-то нравиться мазня «Праздник урожая на колхозном стадионе», кому-то мазня «Утро на цементном заводе».
Ни туда, ни туда я бы не пошел смотреть. А вот зачем на субботнике отряд милиции — не понятно. Добровольный добросовестный труд должен был быть под охраной? Забавно
- ↓
+11
«Из-за вопиющей халатности музейных работников, картина Казимира Малевича „Черный квадрат“, целую неделю провисела вверх ногами»
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Да на Колыму надо было отправить этих бездарей, возомнивших себя художниками. Там бы принесли пользу стране и трудовому народу, добывая золотишко. Быстро бы перековались.
- ↓
-1
Воинствующий нигилизм
- ↑
- ↓
+3
Ага, так-таки сразу и на Колыму? И сразу окунуть с головой в «ужасы ГУЛАГа»? Нет, это не демократично! Есть ещё Воркута, Норильск!
П.С. С другой стороны, появилась бы тогда мазня какого-нибудь «Боруха» под названием, к примеру, «Норильские пейзажи» или «Воркутинские рассветы». «Колымские рассказы»-то уже были на тот момент… :))))))
- ↑
- ↓
-1
Тебе самому на Колыме место, враз шелковым стал бы и не марал бы клевету на Советскую власть типа пейзажов, закатов и рассказов. Такие как ты за мериканскую похлебку развалили СССР.
- ↑
- ↓
+1
Шутишь ты, что ли? Или просто нeдoумок? Расскажи, что ты понял из моего комментария. Хочу понять твою логику, дабы в дальнейшем не возникало подобных ситуаций.
- ↑
- ↓
+7
Что это за ценители исскуства, которые впаривают нам за " великое" произведение искусства как Чёрный квадрат Малевича эту мазню и им подобным.В шею надо гнать таких искуствоведов восхищающихся и впаривающим нам аналогичную мазню.
- ↓
-3
Вы почитатель Дали или Веласкеса, или может ван Гога?
- ↑
- ↓
+5
ух ты, сюрреализм, испанский барокко и постимпрессионист, не я не их почитатель, но Сальвадора Дали некоторые картины даже очень нравятся :) А хвастаться знаниями художников я бы сказал, что это немного не красиво, обязательно найдется кто то, кто их знает лучше тебя :)
- ↑
- ↓
0
При чем здесь хваставство?.. Я спросил у читателя сего материала по прозвищу vivascor кого он (она) считает настоящими художниками, в отличии от «Малевича и ему подобным». Быть может, он (она) ответит. Как знать…
- ↑
- ↓
+8
Оппозиционеры были и будут всегда, разница лишь в помыслах.
- ↓
0
Мысль достаточна глубока, чтобы понять ее с первого раза. Поэтому требуется разъяснение. А в чем эта разница?
- ↑
- ↓
+1
Одни за деньги, другие за идею. Кто по Вашему Навальный? Идеалист или карьерист?
- ↑
- ↓
+5
нат картинках этих откровенная мазня! и скорее всего все это проплатило тогда цру чтоб раздуть шумиху нашли кучку бездарей считавших себя ходожниками и заплатили --задача одна развал СССР
- ↓
-2
Стало быть вы хорошо знакомы с мазней этих «художников». Ходили на их выставки, видели на квартирах? Поделитесь — где вам удалось познакомиться и их мазнями?
- ↑
- ↓
+4
«Птицу видно по полёту». Задумайтесь над этой фразой. Сделайте выводы.
- ↑
- ↓
-1
Прочитал ваш комментарий. Задумался. Сделал вывод
- ↑
- ↓
+5
А сейчас таких «талантов» на каждом углу и почему-то опять их «не понимают»…
- ↓
+3
Что тогда, что сейчас любая бездарь считает себя талантом. Зря отменили статью за тунеядство.
- ↑
- ↓
+5
ну потому что теперь это называется — самозанятый :)
- ↑
- ↓
+1
Не о чём…
- ↓