Что в итоге стало с посёлком геологов Полярный

От автора: «Стоянка одна минута! Кто-то будет выходить?» проводница обходит вагон. Это поезд «Воркута-Лабытнанги». В этих местах его еще называют «бичевоз». По прямой между городами – 140 километров. Но поезд едет своим маршрутом — через горные массивы Полярного Урала, по тундре, с заездом в тупиковую ветвь на станцию Сейда, и неспешный путь растягивается на 8 часов.
Поезд останавливается у крохотных станций, подбирая туристов, рыбаков, любителей приключений и ненцев в колоритной одежде. И плацкарт наполняется влажным духом, взволнованными разговорами, запахом доширака, звоном ложечек о стаканы и похрапываниями.


Даже вездеходы, спустя 20 лет после ухода людей, выглядят в Полярном усталыми

На станции, о которой объявляет проводница, некому встречать и провожать пассажиров. Поселок Полярный, удостоившийся в расписании названия «110-й километр», давно исчез с карты. В 2004 году отсюда вывезли всех жителей – геофизиков с семьями, предложив им переселиться в близлежащие Харп и Лабытнанги. Поэтому из окна поезда виднеются только ржавеющие цистерны, ветхие балки, скелеты разрушенных зданий и стрела буровой установки.



Вагончики, куда приезжают вахтой железнодорожники, — следить за путями и мостом через реку Большая Пайпудына

Зона отчуждения

Своей разрухой и запустением Полярный напоминает арктический Чернобыль. Нынешняя зона отчуждения пережила свои взлеты и падения. А в судьбе поселка пунктиром отразились все громкие события СССР и России 20-21 веков:





Поселок «Зеро»

Официально в Полярном, расположенном на границе Коми и Ямало-Ненецкого округа, никто не живет. Но любители приключений, по непонятной прихоти сошедшие на «110-м километре», в одиночестве вряд ли останутся. Земля только кажется необитаемой. Помимо нескольких железнодорожников, работающих вахтами, здесь в любое время года встретятся старожилы этих мест.
Среди вечных обитателей Полярного – геолог Игорь Перминов. Зимой он живет в Лабытнанги и как летописец этих мест рассказывает о Полярном в соцсетях, а летом гостеприимно предоставляет кров путешественникам и охотно проводит экскурсии по поселку «Зеро».


Бывший геолог Игорь Геннадьевич Перминов — летописец Полярного и проводник по самым интересным местам

На территории поселка до сих пор угадываются жилые кварталы, клуб и рабочие здания. Место остановки поезда, без всякой платформы, Игорь Геннадьевич по привычке называет вокзал. По улице, ведущей от «вокзала», сохранились типично северные балки и дома-бочки, которые долгие годы служили семьям геологов жильем.



Шагая по заброшенному поселку, мы остолбенели, когда услышали в балке звук телевизора. Оказалось, здесь обитает Ильшат, который присматривает за горнолыжным подъемником.

Бывшие обитатели Полярного превратили балки в «загородные дома» и останавливаются в них, когда приезжают сюда на рыбалку и по грибы. Несмотря на заброшенность поселка, балки иногда служат временным убежищем, теперь уже для туристов в непогоду.


Легендарные бочки-дома ЦУБ 2М, которые создавались для проживания в экстремальных условиях Крайнего Севера

Путнику гарантирован мало-мальский комфорт: защита от снега и дождя, полки для сна, рукомойник и зеркало, набор посуды, туалетных принадлежностей и подборка газетных вырезок.


Так выглядит дом-бочка изнутри. Фото Светланы Зверьковой

Квартал домов, где еще сохранились названия улиц, Перминов называет «бамовскими», так как они строились по проекту инженеров БАМ. Каркасно-щитовые постройки возводились быстро и с расчетом на недолгий срок службы – на 25 лет.




Неизвестные жители дома-бочки оставили после себя тщательно вырезанные статьи из газет.

И все же для обитателей Полярного переезд из бочек в такие дома считался праздником. Свой срок бамовские дома честно отслужили, но не выдержали нашествия мародеров.
Никто не предполагал, что поселок навсегда останется безлюдным. Игорь Перминов рассказывает, что семьи выселяли быстро. Многие думали, что вместо геологоразведочной экспедиции появится другое предприятие, а в дома въедут новые жильцы.



Жилой квартал, построенный по «бамовской» технологии — быстро и ненадолго

Людей просили ничего не ломать и оставлять квартиры в чистом виде. Жители Полярного оставляли лампочки, сантехнику, а уходя, мыли полы в квартире, и сдавали ключи коменданту.


Кое-где еще лежат детские игрушки, чугунные ванны, которые не смогли унести мародеры, и забытая пишущая машинка

Но уже спустя несколько месяцев в домах стали выбивать стекла, выносить более-менее ценные вещи и металл, а через 17 лет от бамовских домов остались полуразрушенные здания с разоренным нутром.

Каменная библиотека

В поселке сохранился и объект, связанный с историей геологического изучения Заполярья — полуразрушенное кернохранилище.


Ящики с ненужным керном, добытым из недр Полярного Урала, рассыпаются и теряют свою ценность

Местные жители называли его сердцем поселка. В нем собирались образцы породы, которые геологи привозили с разведки на протяжении десятков лет. Но сейчас он представляет собой печальное зрелище.


Среди образцов найдутся практически все минералы, найденные геологами Полярного

От одноэтажного здания остался только корпус – без крыши, окон и дверей. Внутри обрушившиеся стеллажи, снаружи хаотически сваленная груда ящиков с керном.

Парк советского периода

То рядом с гаражами, то прямо посреди улицы между зарослями ивняка вырисовываются вездеходы. Всех мастей и степени заржавленности.



Техника стоит без движения уже второй десяток лет.

Но среди десятка брошенных вездеходов находятся и те, что бегают по тундре и даже возят экскурсии.


Такое ощущение, что люди, как в Припяти, бежали отсюда, оставляя технику где попало. Иначе как объяснить, почему вездеход оказался среди жилых домов

По словам Игоря Перминова, ветераны Полярно-Уральской геологоразведки и старожилы поселка создали туристический проект «Перевал». Делают все, что, по их мнению, может сохранить жизнь Полярного.


Среди вездеходов в горах это, пожалуй, единственный городской транспорт

В мастерские в любое время за ремонтом вездеходов, снегоходов и прочей техники заезжают оказавшиеся в этих краях туристы. Да и оленеводы, которые раньше часто обращались в поселок за помощью, часто приезжают сюда по старой памяти – починить технику, заказать изготовить печь для чума, зайти посмотреть телевизор или обогреться в ожидании поезда.


Старожилы Полярного забрасывают на вездеходах туристов в определенные места или возят на экскурсию по окресностям

В 70-е годы на Полярном обустроили горнолыжную трассу, на тренировки в Заполярье приезжала сборная СССР, но в 2015 году горнолыжная база сгорела. Но поскольку подъемник остался, то зимой на нежилой станции между Воркутой и Лабытнанги по-прежнему сходят спортсмены. А старожилы этих мест обустраивают для них жилье в балках.


Техногенный пейзаж посреди диких Уральских гор

Летом Перминов вместе с бывшими обитателями Полярного занимается рекультивацией поселка: наводит порядок на территории, разбирает ветхие здание, а материал использует для строительства и ремонта жилья.


Сохранившиеся мастерские по-прежнему используют для ремонта техники

Но по большому счету бывший геолог мечтает создать в Полярном исторический парк. В мини-музее у Игоря Перминова собраны фотографии поселка, коногонка, магнотометр. Кернохарнилище станет готовой коллекцией минералов, добывавшихся на Полярном Урале.


Дорога, ведущая на Лабытнанги

А буровая установка, места ракетных пусков, штольни и шахты, кочующие вблизи оленеводы – уже могут заинтриговать любителей неформатного туризма. Брошенный посёлок геофизиков и сам по себе настолько колоритный, что хочется выйти на границе Европы и Азии и сделать остановку на «вокзале» 110-м километра.
« Врач рассказала какая была эффективность у...
Обратная сторона славы Валерия Золотухина »
  • +129

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Интересное местечко
+5
А сколько таких точек по северам раскидано, брошенные, позабытые…
+1
«Так выглядит дом-бочка изнутри» Не так ЦУБ-2М выглядел внутри
-2
Да уж, Россия «великая страна»…
+15
Всё это, конечно же прискорбно, но помимо материальных ценностей, созданных трудом советских людей и пущенных на ветер «новыми хозяевами», отнюдь не рачительными, мы теряем и наш русский язык, ибо теперь даже из всех СМИ акустических и печатных вылезает это абсурдное, бессмысленное «более-менее» и старые и молодые, начинающие жить, даже не представляют, что за недоучками, прочитавшими разве что шпаргалки при сдаче экзаменов и написании дипломов из интернета на заказ за мзду, что есть настоящее русское «БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ», содержащее смысл, желание выбора.
+15
Капитализм… Мать их…
+8
  • avatar
  • Ёж
Ладно, мародеры раздербанили все дома. Но откуда там взялись эти мародеры, кто они, куда и как вывозился металл, рамы и т.д. не очень непонятно.
+3
  • avatar
  • Niaro
«А это Перминов Игорь Геннадьевич — наш гид и просто хороший человек.» тут он еще просто гид, а тут уже геолог :) Бывший геолог Игорь Геннадьевич Перминов — летописец Полярного и проводник по самым интересным местам разница в опусах примерно лет в 5-6 :) «Брошенный посёлок геофизиков» ===«4 и 6 сентября 1961-го произвели исследовательские учебно-боевые пуски ракет с грузомакетами термоядерных головных частей. На следующий, 1962 год, именно эти подразделения и именно с зарядами такой мощности среди первых прибыли и, с учетом полученного на Полярном Урале опыта, быстро развернулись на Кубе. А земли к северу от пос. 106-й км в кадастрах еще долго оставались Землями специального назначения.» это по поводу ракет и пусков их оттуда с поселка якобы геологов == абсолютное не знание материала :(
+4
  • avatar
  • Niaro
«На станции, о которой объявляет проводница, некому встречать и провожать пассажиров. Поселок Полярный, удостоившийся в расписании названия «110-й километр», давно исчез с карты.» === Предполагалось, что поселок Полярный занят военной ракетной базой. Пусть так оно и будет в памяти геологов, которые выехали в те годы со 106-го в Салехард, Тюмень, Воркуту и Свердловск. 1961 год однако :) «Ликвидацией Харбейской геолого-разведочной партии с мокрой консервацией (затоплением) подземных горных работ в 1955 году завершается первый, молибденовый этап жизни пос. Полярный, этап под печатью НКВД СССР. В связи со сменой политической обстановки в стране, упразднением сил НКВД и системы ГУЛАГа, Полярно-Уральская геолого-разведочная экспедиция была передана Уральскому территориальному геологическому управлению и, фактически, закрыта. Посёлок Полярный на 106-м км железной дороги «Чум — Лабытнанги» стал в первый раз никому не нужен и опустел.»
+7
  • avatar
  • Niaro
«В 70-е годы на Полярном обустроили горнолыжную трассу, на тренировки в Заполярье приезжала сборная СССР, но в 2015 году горнолыжная база сгорела. Но поскольку подъемник остался, то зимой на нежилой станции между Воркутой и Лабытнанги по-прежнему сходят спортсмены. А старожилы этих мест обустраивают для них жилье в балках.» Ну как то не вяжется сборная СССР по горнолыжному спорту и эти места ==> Горнолыжный курорт «Собь», ах да это же поселок геологов и вдруг курорт, автор не врите Чегет, Эльбрус и Домбай ну и за полярным кругом Хибины, вот это для тренировок сборной СССР, а не там, где вам вздумалось написать. Сам там катался много лет подряд с конца 60х годов.