Главная Кикимора Советского Союза

Нет человека, выросшего в СССР, который не помнит фразу злой мачехи из легендарной сказки «Морозко»: «Не прЫнцесса – королевна!», а вот фамилию актрисы, знают далеко не все…

Мачеху Настеньки сыграла Вера Владимировна Алтайская — самая знаменитая «кикимора» советского кино. Наша незабвенная Королева сказочных образов!
Родилась Вера в послереволюционном Петрограде 21 мая 1919 года. Родители расстались, когда девочка была маленьким ребенком, и мать никогда не рассказывала дочери об отце.
Впоследствии, мама Веры стала женой писателя Константина Николаевича Алтайского-Королева, который принял и воспитал её как родную дочь. Именно по совету отчима, девушка уехала в Москву и поступила в школу при «Мосфильме».



Одна из первых ролей в кино. «Цветные новеллы», 1941 г.

К её окончанию, в 1940 г., Вера имела уже 5 ролей и мечтала играть принцесс и красавиц. Для этого идеально подходила ее неординарная внешность – роскошная копна волнистых русых волос, тонкая талия и хрупкая фигура. Особенно приковывал к себе пронзительный необычный взгляд актрисы. Вера имела редкую природную особенность – ее глаза были разного цвета. Один глаз зеленый, другой – карий, но к сожалению черно-белые киноленты того времени не дают возможности рассмотреть эту уникальную деталь.

Яркая «колдовская» внешность дополнялась взрывным темпераментом, живым умом и остроумным, но очень язвительным языком. Закономерно, что актрису заметили режиссеры, Алтайская стала активно сниматься в кино.

Почему Алтайскую перестали снимать

Казалось бы, все складывается прекрасно и радужно, но режиссеры, столкнувшись с непростым характером Веры, стали ее побаиваться.
Например, вот такой не очень известный факт – режиссер комедии «Девушка с характером» (1939 г.), Константин Юдин на главную роль планировал пригласить именно Веру Алтайскую. Но ее язвительное и непокорное поведение на пробах вынудило Юдина отказаться от этой идеи. В картине сыграла Валентина Серова, которая после премьеры проснулась звездой и всенародной любимицей.

Были режиссеры, которые прощали Вере темперамент и острый язык, и видели как она талантлива, поэтому терпели и предлагали актрисе небольшие, но заметные роли.
Алтайская очень убедительно играла персонажей, противопоставляемых правильному и красивому образу положительных главных героинь. Ее роковая красавица Вера в киноленте «Машенька», разрушила любовь телеграфистки и сандружинницы, но при этом заставляла затаить дыхание мужчин по обе стороны экрана.



Алтайская в фильме «Машенька».

Годы Алтайская снималась мало, и только в отрицательных образах, которые получались у нее фантастически. К непризнанию Веры в профессиональной среде прибавилась и драматическая история любви.

Почему Вера потеряла своего Принца

В конце 40-х годов за Алтайской стал ухаживать известный актер Алексей Консовский. У них случился бурный роман, закончившийся свадьбой, а в 1941 году родилась дочь Светлана. Характер у Консовского тоже был не ангельский, они постоянно скандалили между собой. Особенно, если случались совместные съемки: мнения ни по каким вопросам у них никогда не совпадали, и супруги просто не могли остановиться.

В 1947 году Алтайская должна была сыграть одну из сестер в фильме «Золушка» и эта роль идеально ей подходила. Но на Принца был утвержден ее муж Алексей, и Вера прекрасно понимала, что играть вместе они не смогут. Алтайская от роли отказалась.



Консовский в роли Принца.

После выхода фильма в прокат, Консовский стал самым главным Принцем страны и у него появились тысячи поклонниц, не дававших Алексею проходу. Вера сходила с ума от ревности и начала прикладываться к алкоголю. Брак Алтайская-Консовский после 10-летнего напряженного существования распался.

Устав от скандалов вечно подвыпившей, едкой в высказываниях Веры, Консовский подал на развод, и ушел, оставив квартиру жене и дочери. А через несколько лет и дочь Светлана уехала от матери жить к отцу. Вера осталась абсолютно одна: ни семьи, ни друзей, ни коллег по работе, которые были бы ей рады. И актриса решилась навсегда уйти из кинематографа.

Как театр помог вернуться в кино

Алтайская дала себе слово не сниматься никогда, и, в 1946 г., поступила на службу в Государственный Театр киноактера. Здесь, на театральных подмостках, наконец, гениальная характерная актриса получила все, чего ей так не хватало в кино – признание своего таланта, и обожание публики.

Но через 10 лет сцены стало мало, актриса затосковала по кинематографу, съемкам, и не устояв, вернулась. Режиссеры, памятуя ее непростой характер, предлагали лишь крошечные эпизоды возрастных тетушек. Так бы и пропал яркий талант Алтайской, если бы не счастливый случай.


К/ф «Земля и люди», 1955 г.

Сказочный мир Роу

Когда Вера уже была близка к отчаянию, в её жизни появился Александр Артурович Роу. Легендарный сказочник оценил колоритную Алтайскую, ее безупречное мастерство перевоплощения и снимал почти во всех своих фильмах.

Вера стала одной из любимых актрис Роу и пользовалась его глубоким уважением. Роу понимал, что вздорный ершистый характер Алтайской – это напускное, а в действительности Вера добра, никогда и никому не желала и не сделала ничего плохого и подлого.

Оправдывая доверие великого Роу, Вера играла ярко и незабываемо. С самых первых сказочных ролей публика полюбила Алтайскую и до последнего её фильма не переставала восхищаться необычными волшебными образами, создаваемыми неподражаемой актрисой.

Тётушка-Непогодушка в «Марье-искуснице» (1959 г.)



Жена кума Панаса в «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 г.)



В фильме «Королевство кривых зеркал»

В любимой многими поколениями сказке «Королевство кривых зеркал», зрители увидели великолепную и коварную Асырк, которая своей вредностью затмила всех остальных злодеев.


Мачеха в «Морозко» (1964 г.)

Легендарная лента, победитель Венецианского фестиваля. Вера Алтайская, гротесково и бесподобно создала образ мачехи Настеньки. Помните?

— Мамань! А у Настьки коса лучше моей!
— Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена…


Дочь Бабы Яги в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 г.)

В «Огонь, вода и… медные трубы» Алтайская с большим шиком сыграла дочь Бабы-яги.

Старушка-веселушка в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1970 г.)

В фильмах Роу, Вера Алтайская всегда играла отрицательных персонажей. Но в сказке «Варвара-краса, длинная коса» она получила скорее положительную роль старушки-веселушки, проказы которой умиляли.


Последняя сказка Веры: фильм «Золотые рога» (1972 г.)

К сожалению, творческий союз закончился со смертью великого сказочника в 1973 году. За год до своего ухода Александр Роу снял свою последнюю картину «Золотые рога», в которой Алтайская сыграла кухарочку Кикимору. Так и осталась она в памяти зрителей Главной Кикиморой Советского Союза.



Имея славу скандалистки, нелюбовь коллег за остроумный и едкий язык, (а режиссеры и вовсе Алтайскую боялись), Вера обрела огромную популярность и обожание зрителей.
Артистка пережила Роу на 5 лет, снявшись после его смерти лишь в пяти эпизодах. Последняя кинолента с её участием вышла в 1977 году. Карьера великой актрисы завершилась. Вера Владимировна, несколько лет тяжело болела, и умерла 28 декабря 1978 года.
Обделенная наградами и званиями, она получила главное — долгую народную память, которая заслуженно принадлежит ей много поколений. Не ПрЫнцесса, а Королевна — любимая Кикимора страны!
« Дети в СССР
Моменты советской жизни »
  • +155

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Даааа…
+3
Вот так и ломают людей через колено.Не каждый принимает объективную критику или мнение по поводу чего-либо.У актёра нет власти, только «Я», а у режиссёра возможности и «друзья и доброжелатели»…
+3
"… В конце 40-х годов за Алтайской стал ухаживать известный актер Алексей Консовский. У них случился бурный роман, закончившийся свадьбой, а в 1941 году родилась дочь Светлана" Что то, как то Светлана получается из будущего? ))
+10
Бесподобная актриса… Жаль, что так и не реализовалась полностью…
+10
С годами человек становится мудрее, и характер меняется. Хорошая актриса.
+16
Георгий Милляр-«Кащей» цитаты:«Алкоголь, это как бы «хлороформ», который временно обезболивает человеку соприкосновение с жизнью. Алкоголь — посредник, примиряющий человека с действительностью. И, когда человек окончательно примирился с действительностью, про него говорят, что он… опустился.» Вот такова «кикимора». Душа-человек не нашедшая покоя в этом мире.
+24
Да, это наше детство, и фильмы, снятые для детей! Прекрасный человек и актёр Вера Владимировна!