Занимательные исторические фото Сибири
Эти фотографии сняла советская этнограф Дыренкова Надежда Петровна в 1927 году на территории Кемеровской области, в Горно-Шорском (историческом) национальном районе, что находился в составе Сибирского края. В основном этот район был заселен шорцами.
На фотографиях, которые сделала Надежда Петровна в ходе экспедиции, и которые я тут покажу, присутствуют именно шорцы.
Кстати, интересен такой момент, что многим коренным народам названия фактически были даны советскими учеными. Так, название шорцы — не является историческим для родовых групп, населявших Западную Сибирь.
До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). А вот название «шорцы» позднее было закреплено в официальных документах властями.
Такая ситуация не была единичной, а распространялась на многие народы севера, Сибири и прочих территорий бывшей Российской империи. Так, ламутов уже во времена СССР официально назвали эвенами, а тунгусов — эвенками (это просто пара примеров, которые я сейчас вспомнила).
Далее я покажу несколько заинтересовавших меня фотографий. Вот, например, забавный живой кадр. Фотограф хочет снять семью, детей, а те не понимают, что от них хотят, вырываются. Родители со смехом показывают на камеры, и пытаются развернуть детей, а те уже начинают нервничать, орать, и беситься. В общем, вполне современная ситуация, когда хотят снять малышей, а те сопротивляются.
На этом фото шалаш для жениха и невесты, построенный во время свадьбы. Такие фото я уже встречала, на на вскидку не вспомню, где. Но в целом постройка такого шалаша, символизирующего, по видимому, будущий дом и семейную жизнь, встречается у многих народов.
Здесь интересно поведение жениха и невесты — он весел и поет, невеста стесняется, опустив голову. Все вполне согласуется с типичным патриархальным стилем поведения мужчин и женщин — он активен, контактирует с обществом; она пассивна, сидит в глубине шалаша, в полностью закрытой позе.
Вот это огромное здание является амбаром. Размер его поражает воображение. Но еще больше удивляет указание, что это амбар русского (карельского) типа.
Если немного подумать, то понимаешь, что это так уж странно: все-таки северяне в самом деле активно осваивали Сибирь и привносили сюда свою культуру, включая свои традиции деревянного строительства. И все равно такая связь между настолько удаленными территориями, как Русский Север и Сибирь не может не вызывать эмоции удивления и даже восхищения.
А вот еще одна традиция, близкая практически всем народам России: изготовление самогонки с помощью вот такого интересного аппарата. Подобная конструкция была типичной для Сибири, встречалась мне и у якутов, например, и многих других народов.
На этом фото охотники на лыжах. Эй, на улице лето, куда ты на них ехать собрался!) На самом деле это фото опять перекликается с Русским Севером.
Вот такой же кадр, снятый в Архангельской губернии, и на фото тоже явно не зима. Тут у меня два варианта. Либо на таких лыжах ходили по болотам и по тундре. Либо фотографы в обоих случаях захотели снять охотников в полном облачении (включая лыжи), и попросили их надеть, невзирая на сезон, потому что целью фотографии было именно показать снаряжение.
А вот это типичный способ хранения продуктов, который также встречается по всей России (и миру): помост для зерна, поставленный на высокие ножки, чтобы защитить зерно от грызунов.
А тут уже постройка, вобравшая в себя и традиции типичного для России сруба, и одновременного похожего на юрту.
Тут нагляднее видно, что это по сути не изба, а деревянная юрта.
Девушки перевозят колоду для воды для скота. Раньше не задумывалась о том, как поили и кормили скот, из каких корыт. Но вот попался один из интересных и довольно эффективных вариантов. Переносить такую колоду не просто, зато делать, по-видимому, довольно легко.
Кстати, вспоминаю одну историю из комментариев, девушка писала, как ее бабушка в деревенском доме поила котов. Тоже посуду давать им отдельную было жалко, поэтому в пороге, что вел на кухню, просто выдалбливали небольшое углубление, и туда клали корм или наливали молочко.
Девушка переносит дрова. Никаких тебе тележек или гужевых повозок, все носили на себе. Причем, таскали все это женщины, и не было даже мысли, что они — слабый пол, и надо просить мужчин о помощи.
А на таких станках шорки ткали одежду на всю семью.
Никакого сравнения со станками, на которых ткали русские.
Крестьянка у ткацкого станка. Российская Империя, Костромская губерния, Кинешемский уезд. 1900-е.А все равно роль свою выполняли и одеждой людей обеспечивали.
На всех этих фото люди ведь в домотканой одежде, сделанной на таких станочках.
На фотографиях, которые сделала Надежда Петровна в ходе экспедиции, и которые я тут покажу, присутствуют именно шорцы.
Кстати, интересен такой момент, что многим коренным народам названия фактически были даны советскими учеными. Так, название шорцы — не является историческим для родовых групп, населявших Западную Сибирь.
До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). А вот название «шорцы» позднее было закреплено в официальных документах властями.
Такая ситуация не была единичной, а распространялась на многие народы севера, Сибири и прочих территорий бывшей Российской империи. Так, ламутов уже во времена СССР официально назвали эвенами, а тунгусов — эвенками (это просто пара примеров, которые я сейчас вспомнила).
Далее я покажу несколько заинтересовавших меня фотографий. Вот, например, забавный живой кадр. Фотограф хочет снять семью, детей, а те не понимают, что от них хотят, вырываются. Родители со смехом показывают на камеры, и пытаются развернуть детей, а те уже начинают нервничать, орать, и беситься. В общем, вполне современная ситуация, когда хотят снять малышей, а те сопротивляются.
На этом фото шалаш для жениха и невесты, построенный во время свадьбы. Такие фото я уже встречала, на на вскидку не вспомню, где. Но в целом постройка такого шалаша, символизирующего, по видимому, будущий дом и семейную жизнь, встречается у многих народов.
Здесь интересно поведение жениха и невесты — он весел и поет, невеста стесняется, опустив голову. Все вполне согласуется с типичным патриархальным стилем поведения мужчин и женщин — он активен, контактирует с обществом; она пассивна, сидит в глубине шалаша, в полностью закрытой позе.
Вот это огромное здание является амбаром. Размер его поражает воображение. Но еще больше удивляет указание, что это амбар русского (карельского) типа.
Если немного подумать, то понимаешь, что это так уж странно: все-таки северяне в самом деле активно осваивали Сибирь и привносили сюда свою культуру, включая свои традиции деревянного строительства. И все равно такая связь между настолько удаленными территориями, как Русский Север и Сибирь не может не вызывать эмоции удивления и даже восхищения.
А вот еще одна традиция, близкая практически всем народам России: изготовление самогонки с помощью вот такого интересного аппарата. Подобная конструкция была типичной для Сибири, встречалась мне и у якутов, например, и многих других народов.
На этом фото охотники на лыжах. Эй, на улице лето, куда ты на них ехать собрался!) На самом деле это фото опять перекликается с Русским Севером.
Вот такой же кадр, снятый в Архангельской губернии, и на фото тоже явно не зима. Тут у меня два варианта. Либо на таких лыжах ходили по болотам и по тундре. Либо фотографы в обоих случаях захотели снять охотников в полном облачении (включая лыжи), и попросили их надеть, невзирая на сезон, потому что целью фотографии было именно показать снаряжение.
А вот это типичный способ хранения продуктов, который также встречается по всей России (и миру): помост для зерна, поставленный на высокие ножки, чтобы защитить зерно от грызунов.
А тут уже постройка, вобравшая в себя и традиции типичного для России сруба, и одновременного похожего на юрту.
Тут нагляднее видно, что это по сути не изба, а деревянная юрта.
Девушки перевозят колоду для воды для скота. Раньше не задумывалась о том, как поили и кормили скот, из каких корыт. Но вот попался один из интересных и довольно эффективных вариантов. Переносить такую колоду не просто, зато делать, по-видимому, довольно легко.
Кстати, вспоминаю одну историю из комментариев, девушка писала, как ее бабушка в деревенском доме поила котов. Тоже посуду давать им отдельную было жалко, поэтому в пороге, что вел на кухню, просто выдалбливали небольшое углубление, и туда клали корм или наливали молочко.
Девушка переносит дрова. Никаких тебе тележек или гужевых повозок, все носили на себе. Причем, таскали все это женщины, и не было даже мысли, что они — слабый пол, и надо просить мужчин о помощи.
А на таких станках шорки ткали одежду на всю семью.
Никакого сравнения со станками, на которых ткали русские.
Крестьянка у ткацкого станка. Российская Империя, Костромская губерния, Кинешемский уезд. 1900-е.А все равно роль свою выполняли и одеждой людей обеспечивали.
На всех этих фото люди ведь в домотканой одежде, сделанной на таких станочках.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Спасибо В.И.Ленину, если бы не он-все коренные народы Сибири так и жили бы до сих пор, либо уже вымерли
- ↓
0
Они так и живут до сих пор… разве что одежда теперь из магазина… Те кто не спились и не вымерли… Коренного населения сибири, как такового — практически не осталось… Забыли язык, обычаи, закупаются в магазинах… Метисация — практически полная… А единичные клоуны — шаманы и пр. — копни — а он русский на 3/4… Пьют страшно, курят все, начиная с детей 6 летнего возраста…
- ↑
- ↓
-1
Если бы не большевики, но северные народы представляли бы из себя то же, что и индейцы ныне
- ↑
- ↓
0
Почитай статистику об индейцах, грамотей и почитай статистику о коренном населении сибири… Индейцев сейчас больше. чем на момент прибытия белых в америку… А вот тунгусов и юкагиров — практически не осталось… Индейцы ВЛАДЕЮТ территориями — на которых добывают полезные ископаемые и пр. На индейской территории расположен Лас-Вегас — прибыль от казино и пр. — индет в карман индейцев… Индейцы получают деньги с США — типа компенсации за геноцид, огромное число всяких преференций и остальных плюшек — например — не платят налоги… Так что, не надо ля-ля, сеньер!!!
- ↑
- ↓
+6
На последнем фото ВСЯ одежда фабричная
- ↓
+10
Возможно кому-то такая жизнь покажется убожеством.
«Я видел хижины и видел я дворцы –
Дворец кому-то тоже дом.
Я не заметил, что они счастливее, чем мы»-это Макаревич. И тут он прав.
- ↓
0
Да ладно… Если будет выбор — ты наверняка предпочтешь дворец, а не такое убожество… Поживи в такой халупе зимой… и покушай то, что всякие юкагиры ели… Если не крякнешь через пару месяцев — смотаешься оттуда пулей…
- ↑
- ↓
+6
Интересно, а как шорки называли сами себя? Да и другие малые народы тоже. Так, как их сегодня называют или все же как то иначе?
- ↓
+12
На третьей снизу — настоящая русская красавица!
- ↓
+6
Коса, платье, босиком за ручным ткацким станком в тёсаном
срубе избы. Согласен, красота души и внешности. Примерно с таким же укладом жизни остались только Русские староверы живущие в южной америке, в основном в Уругвае.
- ↑
- ↓
0
Только бегут эти уругвайские староверы в большие города кучами...(молодёжь)… Телевизор, телефон, радио, фабричная одежда — под запретом… да что там -туалетную бумагу — низзя!!! Остались единичные поселения упоротых… и несколько организаций уже подали запросы в Международную федерацию по правам человека — об ущемлении свободы и прав детей этих припудренных…
- ↑
- ↓
+10
Широкие короткие лыжи так и назывались — болотоходы. Читал когда-то давно, но в памяти осталось, что в таежной и болотистой местности они были широко распространены
- ↓
+5
Не поймите меня превратно, у Вас никогда не было лесных лыж? На фото 3662-19 фабричная «Тайга» времён нашего СССР, на фото ниже-явно самоделка. Зачем мужики одели лыжы летом и ещё в нарты запряглись, для нарт собаки есть одна из них на заднем плане. Может просто попозировать перед фотографом решили?
- ↑
- ↓
0
Просто постановочные фото… О счастливой жизни на лоне природы… И почему-то никто не говорит в этом опусе — о болезнях, о детской смертности, об образовании и медицине… Шаман камлал над больным и говорил — если духи отпустят — будет жить…
- ↑
- ↓
+4
Это у него не нарты, а волокуша. Их рыбаки и охотники за собой таскают без помощи собак. Насчет лыж не скажу, не видел, чтобы на них ходили летом, но нарты и волокуши по мху в тундре скользят вполне нормально, есть личный опыт.
- ↑
- ↓
+4
Что бы пройти по болоту, у собаки должны быть лапы как у утки.
- ↑
- ↓
+6
Не спорю, может и для фото позируют. Но болотоходы почему-то хорошо запомнились
- ↑
- ↓