У этой советской аппаратуры не было равных в мире

Видимо именно у советского человека была сильнее всего тяга к светлому и прекрасному. Иначе не объяснить такое массовое производство по всему СССР и разнообразие выпускаемых моделей.

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

Далее от автора: Еще в начале прошлого века русский композитор Александр Скрябин написал свою знаменитую поэму «Прометей», где часть композиции передается не звуком, а светом. Его друг, профессор Мозер, сделал упрощенную модель аппарата, но желаемого эффекта не достигли. Технические возможности тех времен не позволили в полной мере реализовать задуманное и идея была забыта на долгие годы.

В 1964 году инженеры Муромского радиозавода создали радиолу «Гамма», но Торговая Палата СССР запретила его выпускать в продажу. Претензий было две: не допустим черный цвет в крышке радиолы и… отсутствие КВ диапазонов у приемника! (а то как советский человек будет слушать «голоса» ) Доработанная радиола «Гамма-В» (всеволновая) вышла в продажу 1965 году.

Сами того не подозревая инженеры выпустили «джина из бутылки». Дело в том, что за решеткой динамика на передней панели располагались лампочки цветомузыки.

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

Идея была просто замечательной, но экран с размером в решетку динамика был явно маловат.

Подлил масла в огонь инженер Бердичевский, разработав в 1975 году набор для самостоятельной сборки «Прометей-1» с экраном 40х40 см. Каналы управления имели запас мощности для подключения еще и дополнительных лампочек. Набор поступил в продажу в 1976 году по цене 60 рублей.

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

В стране начался цветомузыкальный бум. Вскоре на многих радиозаводах начали выпускать цветомузыкальные установки. Я насчитал всего 86 моделей. А сколько еще было изготовлено уникальных установок радиолюбителями-просто не счесть. В середине 80х цветомузыкальные установки были практически в каждой квартире.

Пожалуй стоит отметить самые распространенные модели:

«Спектр-10». Выпускалась с 1978 года. Стоила 70 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

ЦМУ «Ростов-Дон» Выпускалась с 1982 года. Стоила 110 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

«Электроника E1-04М» Выпускалась с 1981 года. Стоила 145 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

«Телемеханика-3» Выпускалась с 1985 года. Стоила 40 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

«Радуга-3» Выпускалась с 1986 года. Стоила 110 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

ЦМУ «Спектр-301» Выпускалась с 1987 года. Стоила 125 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

«Электроника СДУ-3» Выпускалась с 1985 года. Стоила 55 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

ЦМУ «Сполох-3». Выпускалась с 1986 года. Стоила 120 рублей. Поставлялась на экспорт

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

«Электроника ЦМ 17» Выпускалась с 1989 года. Стоила 160 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

ЦМУ «Мираж» Выпускалась с 1989 года. Стоил 198 рублей

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

Цена на цветомузыки варьировала с 20 рублей и до 600- на любой вкус и кошелек. Даже после распада СССР некоторые заводы продолжали выпускать ЦМУ, завершив производство только в начале 2000х.

Как то во время общения с англичанином затронул тему цветомузыки. Вижу он меня не понимает. После долгих объяснений с картинками и фотками до него доходит о чем речь. У них, оказывается, такие установки были только в ночных клубах, а для домашнего применения не продавались.

Ради интереса начинаю «шерстить» буржуйские сайты продажи б/у радиоаппаратуры — нет предложений о продаже. Либо не производили, а если и производили, то очень мало. Получается цветомузыка это национальное увлечение советского народа?

У этой советской аппаратуры не было равных в мире

P. S.

Смотрите также на нашем сайте Back-in-ussr.com:

Любимые пластинки

Мелодии и ритмы республик СССР

Советская ламповая радиотехника

Оставить комментарий

Последние комментарии

Ёж

Насчет того, что середине 80х цветомузыкальные установки были практически в каждой квартире — это загнули. Не все хотели и могли отдать месячную зарплату за мигающие под музыку лампочки, а подростков, которые может быть и мечтали иметь цветомузыку, в советское время не баловали, как сейчас.

vpershov

Та «цветомузыка», что здесь описывается, НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЕТ С ВОСПРИЯТИЕМ СКРЯБИНА, поэтому я не только не хотел эту технику купить, но самому её собрать, хоть и имел такую возможность.Скрябин писал партитуру для звука с цветом со своим восприятием эффекта и это далеко от принципов, заложенных в эти «игрушки»

dancehall

Я, как и многие мои друзья, сам собрал ЦМУ на тиристорах КУ202Н. Но самое увлекательное было не сборка схемы, а ее конструктивное оформление и решение проблемы с фонарями. Т.к. на тот момент «бедный» студент не мог позволить себе больших расходов, то в качестве корпуса была использована коробочка для бижутерии (естественно в перевернутом состоянии, т.е. крышка бокса привинчивалась снизу и на ней располагалась плата управления), а в качестве прожекторов использовались осветительные приборы фотографа с крепежами типа «клипса»(кажется, по 2р.50 коп.). Каждый «прожектор» был снабжен индивидуальным колпаком из окрашенного в соответствующий цвет плекса (был выпуклым, для чего использовалась духовка газовой плиты). Собрал я ее для проведения «самостийных» дискотек нашего 9-го этажа общежития ЛИАПа в на Новоизмайловском. ЦМУ работала безупречно и через некоторое время была продана за 20 рублей.;)

koslovalex

«Прометей» до сих пор работает, внукам нравится(говорят «Прикольно»), купил случайно на распродаже за 10 рублей в 88 году

komurmisha

У меня до сих пор работает «Сполох», правда включаю очень редко…

karls-2

Гости придут и устроят ночной клуб с приключениями!

pilot6095

У меня была Вега!

myasnikov_k

А мы для школьной дискотеки использовали новогодний домик моргалку на два цвета и два 0,5 кВт прожектора украденных с ближайшей стройки… красили стекла лаком-цапоном с подкраской его чернилами шариковых ручек…

jdoblom

Россия (СССР) была пионером не только в цветомузыке. Первый синтезатор АНС (аббревиатура — Александр Николаевич Скрябин) был создан в СССР в 1958 году. Был он фотоэлектронным, то есть принцип обратный от цветомузыки — поток света разной интенсивности создавал различные звуки. Основоположником музыкального стиля эмбиент считается Брайан Ино, но достаточно послушать, что делали на АНСе в 60-х Шнитке, Артемьев и другие, чтобы понять, кто первый играл эмбиент.

Akela

А я ёлочную мигающую гирлянду сделал подсоединив проводочки через стартер от лампы дневного света на 127 вольт, несколько лет работала.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024