Эпизодические роли забавного стрельца из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Мастер советской комедии Леонид Гайдай всегда был дотошен в выборе актеров, сотни артистов со всей страны проходили через пробы на одну роль, пока маэстро не найдет нужный типаж.
Все знали, шансы быть отобранным крайне малы, но все равно ехали, храня надежду «засветиться» в одной из всенародно любимых комедий, но возвращались, как правило, ни с чем в свои провинциальные театры.

Но если уж Гайдай находил своего актера, то вцеплялся в него и использовал все его сильные стороны. Одним из таких актеров был Анатолий Калабулин. Доброжелательный человек необычной внешности работал инженером в родном совхозе поселка Вороново, и даже не помышлял об актерской карьере.

Вездесущие ассистенты режиссеров вовлекли Анатолия в кино. И он появился в эпизоде забавной новогодней комедии «Похищение». В первых своих картинах Калабулин, по сути, не играл, а являлся живым дополнением антуража. Необычное лицо, на котором может на секунду остановиться камера. Как правило, Анатолий даже не попадал в титры.

Сотрудничество с Гайдаем началось с комедии «12 стульев», он исполнил служащего на аукционе. Впоследствии, Анатолий еще раз сыграет в экранизации этого культового произведения советской классики, уже Марком Захаровым. Там ему досталась роль васюкинского шахматиста клуба четырех коней. Не каждому известному актёру довелось попасть на съемочную площадку к двум таким маститым режиссёрам.

Звездным часом для Калабулина стала роль стрельца в комедии на все времена «Иван Васильевич меняет профессию». Он так вдохновенно запевал песню про Марусю и забавно дергал ушами, что забыть это обаятельного стрельца просто невозможно.

Жил он скромно и предпочитал не «светить» своим запоминающимся лицом в прессе и на телевидении. Человеком был по своей натуре скромным и узнаваемость его тяготила. Но если уж ты сыграл значимый эпизод в популярной комедии Гайдая, от всенародной любви было уже не отделаться.

Вернуться к спокойной и размеренной жизни инженера, он уже не мог, так как был заворожен магией кино. Анатолий решился связать свою судьбу с кинематографом, и мечтал о больших ролях. В своей частной жизни он был нелюдим и одинок. 14 января 1981 актера не стало, Анатолию было всего 43 года.
Актер умер совсем еще молодым мужчиной, от болезни печени, так и не дождавшись заветной крупной роли. Последним заметным его персонажем стал подручный спекулянта и бандита Ефима Субботы Прошка в приключенческом фильме «Золотая речка».

За всю свою творческую жизнь Анатолий Калабулин не произнес в кадре ни слова, но, несмотря на это вошёл в разряд самых запомнившихся эпизодических актеров советского кино.
« 6 замечательных телепередач из советского детства
Как в СССР дали вторую жизнь бронепоездам »
  • +213

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
В фильме «Не может быть», новелле «Свадебное происшествие», он произнес слова — на глазах жены с другой упражняется))) или озвучил его другой?)
+3
С таким лицомможнобыло и еще сниматься!
+13
Да здравствует Советское Кино! Самое киношное кино в мире!
0
Он «был заворожен магией кино» — этим всё сказано. Скучная жизнь простого инженера его уже не устраивала — отсюда и болезнь печени (поймите меня правильно).
+10
Как про ухо-сразу вспомнил. Точно-шедевр.
+7
попасть к самому гайдаю-это уже большая удача!!!
+14
Запомнился в самых лучших комедиях страны…
+25
Советское КИНО, Советское ИСКУСТВО, Советский ТЕАТР — это и есть НАСТОЯЩЕЕ ИСКУСТВО, и КУЛьТУРА!!! Не верите ???
СРАВНИТЕ сaми????
+9
Никто не сомневается!
+12
Жаль!
+17
  • avatar
  • Dgek
Не хочу обижать других посетителей портала, но называть его самым запоминающимся эпизодическим актером советского кино, как то через чур. Да, в «Иване Васильевиче» он очень колоритен и заметен, в духе прекрасной Гайдаевской комедии. Но, если бы в статье не напомнили о его других работах, а я страстно люблю советское кино, и постоянно пересматриваю наши фильмы, я бы не вспомнил его. Самый запоминающийся эпизодический актер СССР — актриса Наталья Крачковская, снявшаяся в 133 картинах, но не сыгравшая ни одной главной роли.
+7
Да, вы правы.