Благородство с большой буквы: как СССР вернул Германии Дрезденскую галерею
65 лет назад, 30 марта 1955 г., Совет министров СССР вынес решение о передаче правительству Германской Демократической Республики полотен Дрезденской картинной галереи, которую ещё называют «Галереей старых мастеров».
Если кому-то придёт в голову внести в календарь особенный праздник под названием, например, «День русского благородства» или «День русского милосердия», то лучшей даты, пожалуй, не найти. Собрание картин старых мастеров, начало которому курфюрсты Саксонии положили ещё в XVI столетии, было взято как трофей Красной армией в мае 1945 года. И, согласно всем законам и обычаям войны, запросто могло оставаться в полном распоряжении победителя. Никто и никогда за всю историю Европы не совершал подобного шага, такое и в голову не могло прийти.
Вернее, приходило, конечно, но только потерпевшей стороне. Скажем, греки уже почти двести лет не могут добиться от Великобритании возврата в Афинский акрополь статуй и фризов работы великих мастеров Античности, которые вывез в Англию лорд Томас Элгин ещё в начале XIX века. То же самое можно сказать и о сокровищах Египта, увезённых в Европу наполеоновской армией, и о Пергамском алтаре, вывезенном в Германию.
Но о Дрезденской галерее, где хранились такие шедевры, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, а также работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Дюрера, такого сказать уже не получится. Её вернули. Причём добровольно. В 1955 году на планете Земля вообще не было такой силы, которая могла бы заставить нашу страну сделать что-либо против своей воли. А уж немецкая сторона и вовсе сидела тихо, отлично понимая, что предъявлять Советскому Союзу какие-то требования — занятие бессмысленное и даже опасное. Можно только констатировать и без того очевидные истины. Чем, например, занялась западноберлинская газета Der Tagesspiegel, основанная в американском секторе оккупации в 1945 году: «Эти вещи взяты в порядке возмещения за разрушенные русские музеи Ленинграда, Новгорода и Киева. Разумеется, русские никогда не отдадут своей добычи».
Повторим: по законам и обычаям сложившаяся ситуация была справедливой. Более того, до поры так считали и в СССР. Ещё в 1942 году была основана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. При ней работало Бюро экспертизы, в котором состоял художник и искусствовед Игорь Грабарь. Его мнение о том, чем нацистская Германия может хоть как-то компенсировать чудовищный урон, нанесённый советским музеям и памятникам культуры, было жёстким и недвусмысленным: «Самым простым было бы, если бы можно было взамен такого памятника, как Спас-Нередица, взять да и привезти какой-то Реймский собор. Это немыслимо, поэтому придется компенсировать при помощи каких-то „Сикстинских Мадонн“. И как только встанете на эту почву, так встретитесь с необычайно трудным вопросом о расценке. Если мы за Нередицу потребуем 10 „Сикстинских Мадонн“, то они должны быть расценены».
Забавно, что в качестве некоей абсолютной меры художественной ценности Игорь Эммануилович рассматривал именно «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Между прочим, тогда на дворе стоял 1943 год и о том, какая судьба ждёт этот шедевр, можно было только гадать.
А судьбу «Сикстинской Мадонны» и других произведений искусства в течение этого времени решали три силы. Первая — тогдашние хозяева. Власти нацистской Германии. Вот как об этом писала в своих воспоминаниях археолог-античник, сотрудница Государственных художественных собраний Дрездена Рагна Энкинг: «Рыцарские залы и часовни, туннели железных дорог и шахты заполнялись ящиками, но картины ставились свободно, чтобы они не заплесневели. Встраивали печи, вешали гигрометры, ведь ни одна картина не вынесет сильных перепадов температуры и влаги». Речь здесь идёт о том, что как раз в 1943 году нацисты, почуяв неладное, начали быстро прятать свои сокровища. И прятали со всей немецкой осторожностью, не забыв даже создать шедеврам старых мастеров полагающийся микроклимат. Единственное, о чём умолчала госпожа Энкинг, это о том, что «туннели железных дорог и шахты» были оборудованы системой самоуничтожения. Попросту говоря, заминированы, чтобы при подходе противника действовать по принципу «так не доставайся же ты никому».
«Сикстинская Мадонна», Рафаэль (1512—1513 годы)
Вторая сила — англо-американские союзники. Как ни странно, они исповедовали те же ценности и действовали точно так же, как и нацисты. Только по-своему. 11 февраля 1945 года окончила работу Ялтинская конференция, в ходе которой были определены зоны оккупации. Саксония и Дрезден отходили Советскому Союзу. До этого момента жилые районы Дрездена бомбардировке союзников не подвергались. Удары наносились по сортировочным станциям железных дорог. Зато спустя пару дней после конференции по потерянному для союзников Дрездену был нанесён удар чудовищной силы, фактически уничтоживший город. И, разумеется, музеи. Между прочим, вопрос о том, относить ли бомбардировку Дрездена к военным преступлениям, по-прежнему актуален, и однозначный ответ на него дать нельзя.
Бомбовый удар, разрушивший инфраструктуру Дрездена, косвенно запустил процесс гибели спрятанных произведений искусства. Электроэнергия в тайники поступать перестала, и все печи, все установки микроклимата прекратили работу. Картины начали плесневеть.
Здание Дрезденской галереи в составе Цвингера
И вот тут вступает в дело третья сила. Советские войска. Конкретно — лейтенант Леонид Рабинович, художник по профессии. Именно ему принадлежит инициатива о поиске и спасении сокровищ Дрезденской галереи. Именно он установил, что тайники заминированы, и настоял на том, чтобы к трофейным отрядам прикомандировали сапёров. Именно он нашёл и «Сикстинскую Мадонну», и «Автопортрет с Саскией», и шедевр Тициана «Динарий кесаря» — работу, которую почти невозможно было спасти. Она лежала в воде, в штольне шахты, и пропиталась влагой настолько, что от деревянной основы отошли все красочные слои и даже грунт. Кстати, художник Павел Корин потом с гордостью вспоминал, что при реставрации ни разу не брался за кисть или краску: он фрагмент за фрагментом возвращал на место отслоившиеся мазки Тициана.
Таковы были три силы, решавшие судьбу мировых шедевров. К сожалению, сейчас вступила в действие четвёртая: преднамеренное забвение. Пять лет назад в ГМИИ им. Пушкина на выставку привезли одну из переданных Дрездену в 1955 году картин: «Царство Флоры» Никола Пуссена. Тогда мне довелось побеседовать с президентом Пушкинского музея Ириной Антоновой. И она с горечью отметила: «Я часто бывала в Дрездене. И отлично помню несколько памятных досок, которые были установлены около здания галереи. Одна осталась с военных времён, это указатель „Мин нет“. А другая появилась позже. Там рассказывалось о том, что сокровища Дрезденской галереи были спасены Советской армией. Доска эта висела не на самом видном месте, но всё же она была. И мне стало очень обидно, когда в свой последний приезд я не смогла найти этого памятного знака. Про мины осталось, а про спасение полотен — нет».
Перед входом в Дрезденскую картинную галерею. 1967 г.
Если кому-то придёт в голову внести в календарь особенный праздник под названием, например, «День русского благородства» или «День русского милосердия», то лучшей даты, пожалуй, не найти. Собрание картин старых мастеров, начало которому курфюрсты Саксонии положили ещё в XVI столетии, было взято как трофей Красной армией в мае 1945 года. И, согласно всем законам и обычаям войны, запросто могло оставаться в полном распоряжении победителя. Никто и никогда за всю историю Европы не совершал подобного шага, такое и в голову не могло прийти.
Вернее, приходило, конечно, но только потерпевшей стороне. Скажем, греки уже почти двести лет не могут добиться от Великобритании возврата в Афинский акрополь статуй и фризов работы великих мастеров Античности, которые вывез в Англию лорд Томас Элгин ещё в начале XIX века. То же самое можно сказать и о сокровищах Египта, увезённых в Европу наполеоновской армией, и о Пергамском алтаре, вывезенном в Германию.
Но о Дрезденской галерее, где хранились такие шедевры, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, а также работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Дюрера, такого сказать уже не получится. Её вернули. Причём добровольно. В 1955 году на планете Земля вообще не было такой силы, которая могла бы заставить нашу страну сделать что-либо против своей воли. А уж немецкая сторона и вовсе сидела тихо, отлично понимая, что предъявлять Советскому Союзу какие-то требования — занятие бессмысленное и даже опасное. Можно только констатировать и без того очевидные истины. Чем, например, занялась западноберлинская газета Der Tagesspiegel, основанная в американском секторе оккупации в 1945 году: «Эти вещи взяты в порядке возмещения за разрушенные русские музеи Ленинграда, Новгорода и Киева. Разумеется, русские никогда не отдадут своей добычи».
Повторим: по законам и обычаям сложившаяся ситуация была справедливой. Более того, до поры так считали и в СССР. Ещё в 1942 году была основана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. При ней работало Бюро экспертизы, в котором состоял художник и искусствовед Игорь Грабарь. Его мнение о том, чем нацистская Германия может хоть как-то компенсировать чудовищный урон, нанесённый советским музеям и памятникам культуры, было жёстким и недвусмысленным: «Самым простым было бы, если бы можно было взамен такого памятника, как Спас-Нередица, взять да и привезти какой-то Реймский собор. Это немыслимо, поэтому придется компенсировать при помощи каких-то „Сикстинских Мадонн“. И как только встанете на эту почву, так встретитесь с необычайно трудным вопросом о расценке. Если мы за Нередицу потребуем 10 „Сикстинских Мадонн“, то они должны быть расценены».
Забавно, что в качестве некоей абсолютной меры художественной ценности Игорь Эммануилович рассматривал именно «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Между прочим, тогда на дворе стоял 1943 год и о том, какая судьба ждёт этот шедевр, можно было только гадать.
А судьбу «Сикстинской Мадонны» и других произведений искусства в течение этого времени решали три силы. Первая — тогдашние хозяева. Власти нацистской Германии. Вот как об этом писала в своих воспоминаниях археолог-античник, сотрудница Государственных художественных собраний Дрездена Рагна Энкинг: «Рыцарские залы и часовни, туннели железных дорог и шахты заполнялись ящиками, но картины ставились свободно, чтобы они не заплесневели. Встраивали печи, вешали гигрометры, ведь ни одна картина не вынесет сильных перепадов температуры и влаги». Речь здесь идёт о том, что как раз в 1943 году нацисты, почуяв неладное, начали быстро прятать свои сокровища. И прятали со всей немецкой осторожностью, не забыв даже создать шедеврам старых мастеров полагающийся микроклимат. Единственное, о чём умолчала госпожа Энкинг, это о том, что «туннели железных дорог и шахты» были оборудованы системой самоуничтожения. Попросту говоря, заминированы, чтобы при подходе противника действовать по принципу «так не доставайся же ты никому».
«Сикстинская Мадонна», Рафаэль (1512—1513 годы)
Вторая сила — англо-американские союзники. Как ни странно, они исповедовали те же ценности и действовали точно так же, как и нацисты. Только по-своему. 11 февраля 1945 года окончила работу Ялтинская конференция, в ходе которой были определены зоны оккупации. Саксония и Дрезден отходили Советскому Союзу. До этого момента жилые районы Дрездена бомбардировке союзников не подвергались. Удары наносились по сортировочным станциям железных дорог. Зато спустя пару дней после конференции по потерянному для союзников Дрездену был нанесён удар чудовищной силы, фактически уничтоживший город. И, разумеется, музеи. Между прочим, вопрос о том, относить ли бомбардировку Дрездена к военным преступлениям, по-прежнему актуален, и однозначный ответ на него дать нельзя.
Бомбовый удар, разрушивший инфраструктуру Дрездена, косвенно запустил процесс гибели спрятанных произведений искусства. Электроэнергия в тайники поступать перестала, и все печи, все установки микроклимата прекратили работу. Картины начали плесневеть.
Здание Дрезденской галереи в составе Цвингера
И вот тут вступает в дело третья сила. Советские войска. Конкретно — лейтенант Леонид Рабинович, художник по профессии. Именно ему принадлежит инициатива о поиске и спасении сокровищ Дрезденской галереи. Именно он установил, что тайники заминированы, и настоял на том, чтобы к трофейным отрядам прикомандировали сапёров. Именно он нашёл и «Сикстинскую Мадонну», и «Автопортрет с Саскией», и шедевр Тициана «Динарий кесаря» — работу, которую почти невозможно было спасти. Она лежала в воде, в штольне шахты, и пропиталась влагой настолько, что от деревянной основы отошли все красочные слои и даже грунт. Кстати, художник Павел Корин потом с гордостью вспоминал, что при реставрации ни разу не брался за кисть или краску: он фрагмент за фрагментом возвращал на место отслоившиеся мазки Тициана.
Таковы были три силы, решавшие судьбу мировых шедевров. К сожалению, сейчас вступила в действие четвёртая: преднамеренное забвение. Пять лет назад в ГМИИ им. Пушкина на выставку привезли одну из переданных Дрездену в 1955 году картин: «Царство Флоры» Никола Пуссена. Тогда мне довелось побеседовать с президентом Пушкинского музея Ириной Антоновой. И она с горечью отметила: «Я часто бывала в Дрездене. И отлично помню несколько памятных досок, которые были установлены около здания галереи. Одна осталась с военных времён, это указатель „Мин нет“. А другая появилась позже. Там рассказывалось о том, что сокровища Дрезденской галереи были спасены Советской армией. Доска эта висела не на самом видном месте, но всё же она была. И мне стало очень обидно, когда в свой последний приезд я не смогла найти этого памятного знака. Про мины осталось, а про спасение полотен — нет».
Перед входом в Дрезденскую картинную галерею. 1967 г.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
очередные «цивилизаторы» помнят как курицы — только пока летят от пинка в свой курятник.
однако теперь у этих «цивилизаторов» есть почти железная отмазка — СССР уже нет, да и он вроде «проиграл в холодной войне», можно ничё не возвращать — из украденного у нас, да и благодарить «проигравшего» — это как-то нецивилизованно…
- ↓
+3
А янтарную комнату вывезенную фашистами из Екатерининского дворца, города Пушкина, что в пригороде Санкт Петербурга, так и не нашли…
- ↓
+3
Великодушие всегда присутствовало у Русских. В чём разница, где увидеть Сикстинскую мадонну? Картины вернулись домой. Надо быть выше банального и животного чувства превосходства.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Для того, что-бы высказывать своё мнение, Вы должны убрать пробелы в своём образовании. Образование-это не купленный диплом МГИМО, это знания. Слову «Олигарх» вы назначаете неправильный смысл.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+2
Именно так. Интересную статью нашел в «Вокруг света». Вот что там написано: «3 марта 1955 года министр иностранных дел СССР В. Молотов направил в Президиум ЦК КПСС (так тогда вместо «Политбюро» стал называться высший партийный орган) служебную записку. В ней он писал: «Настоящая ситуация, касающаяся картин Дрезденской галереи ненормальна. Могут быть предложены два решения этого вопроса: или объявить, что картины Дрезденской художественной галереи как трофейное имущество принадлежат советскому народу и обеспечить к ним широкий доступ публики, или возвратить их немецкому народу как национальное достояние. В настоящей политической ситуации второе решение представляется более правильным»».
Написано, что это было связано с принятием Конвенции о защите культурных ценностей в ходе вооруженных конфликтов.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Я, когда про эту историю читал, на этом Лост Арте наткнулся на статью Ирины Антоновой, которая директор Пушкинского музея, так там написано, что вся эта история с возвращением ценностей началась еще при тов. Сталине, в 1952-м. Советское руководство хотело заполучить документы, которые оказались у союзников. Ну и задумало этот обмен.
- ↑
- ↓
+3
Преемница, непреемница, да наплеват и забыть, я бы немцам вообще ничего не вернул!!!
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
-5
Интересно, где написаны эти «законы и обычаи войны» согласно которым отобранные культурные ценности остаётся законно в распоряжении победителя. По такой странной логике и награбленное нацистами законно должно было принадлежать им при их, не дай бог, победе.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
-2
С 55-го начали разбазаривать.
- ↓
+5
История показывает, что благородство не только не ценится, но и даёт повод глумиться над наивно-честными… На взгляд современный — сделали БОЛЬШУЮ ГЛУПОСТЬ.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+2
Благородство — да!
Но мы же все время без штанов, с голым задом!
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
В десятку
- ↑
- ↓
-1
Ваш гагаринм 02 улетел в открытый космос.
Ваша манера общения весьма неприятна. Остепенитесь и легче на поворотах, если действительно вам нужен диалог.
- ↑
- ↓
0
Значит всё же учили вас вежливо разговаривать с незнакомыми людьми…
А теперь поясню.
Я не являюсь «знатоком дипломатии» и «внешней торговли». И сужу лишь о том, в чём понимаю.
Сказавши «в десятку» — подразумевал согласие с выше упомянутым персонажем лишь в этой фразе:
«РОССИИ а вернее ее руководству нужно дружить со своим НАРОДОМ „
В остальном с ним я не согласен. Кроме того, у него была очень неприятная и резкая манера общения. Вызывающая негатив. А не желание поспорить и докопаться до сути.
Но это уже не имеет значения. Он сошёл с геостационарной орбиты.
- ↑
- ↓
0
К чему вы написали, я понял. Да, мы «пообщались». После нашего «общения» исчезло немало постов, и этот индивид. Посты почистил модератор( и правильно, ибо там пошёл неконструктивный разговор вне темы обсуждения), я так полагаю Сергей. И правильно, ибо там пошёл неконструктивный разговор вне темы обсуждения. И gagarinm02 он же, отправил в открытый Космос.
Ну и слава КПСС, воздух будет чище.
- ↑
- ↓
0
Если у вас есть такая возможность — не делайте этого!
Здесь всё в пределах нормы. Срача не накапливается. Да и ностальгия… Я так люблю свою Родину. И моё детство было счастливым.
Здесь ведь многие люди именно по этой причине.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение