Как советские подпольщицы «убрали» генкомиссара Белоруссии Вильгельма Кубе
22 сентября 1943 года партизанам и подпольщикам удалось ликвидировать генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе.
Операция по уничтожению одного из фашистских главарей, повинного в гибели огромного числа мирных жителей, имела большое значение – рушился миф о недосягаемости руководителей такого ранга, росла уверенность в необходимости активной борьбы против врага всеми возможными способами.
Когда было принято решение о проведении операции «Возмездие»
Вильгельм Кубе – гауляйтер Белоруссии
В 1941 году Вильгельма Кубе назначили генеральным комиссаром оккупированной Белоруссии. О полновластии, к которому всегда стремился Кубе, не могло быть и речи – приходилось мириться с тем, что СС имело большие полномочия. Между группенфюрером СС Куртом фон Готтбером и Кубе тлел хронический конфликт, а различие в подходах к оккупационной политике часто становились поводом к противостоянию. Так, Готтберг собирался выполнить указ Гитлера об окончательном решении еврейского вопроса, а Кубе был против этого: 80 % квалифицированных врачей, портных и сапожников были евреями, они были необходимы для обслуживания населения на оккупированной территории. Кубе был готов избавиться только от тех из них, кто был нетрудоспособным.
Только в мае-июле 1942 года при активном участии генерального комиссара были уничтожены 55 тыс. евреев
Кубе также и не был другом белорусского народа – машина уничтожения при нем работала исправно, за два года его управления оккупированной территорией расстреляно 400 тысяч человек (а обещано фюреру было уничтожение двух миллионов человек). Национал-социалистские лозунги о белорусской независимости при немецкой демократии продолжали звучать под автоматные очереди карательных отрядов. Приказ о ликвидации Кубе партизаны получили в июле 1942 года после массового истребления евреев в минском гетто – за четыре дня погибло 2500 человек. За гауляйтером охотились представители центрального штаба партизанского движения и главное управление генштаба КА, органов госбезопасности и военной разведки. Резиденция Кубе в Минске была буквально нашпигована советскими агентами. Однако из 30 покушений на жизнь гауляйтера ни одно успехом не увенчалось.
Приказ на троих, или как проходила подготовка к операции по ликвидации Кубе
Надежда Троян – одна из организаторов ликвидации верховного комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе
Операцию «Возмездие», результатом которой должна была стать ликвидация Кубе, готовил разведывательно-диверсионный отряд «Дяди Димы» (командир Д. И. Кеймах), располагавшаяся в Янушковичах (Логойский район) и действовавшая в Минской области. Благодаря этому партизанскому отряду, центр бесперебойно поступали сведения о действиях, а иногда и планах противника. С «Димой» (Давидом Ильичом Кеймахом) давно работала связная и руководитель подпольной группы «Чёрная» – Мария Осипова, имевшая два высших образования и состоявшая в рядах КП. Она, по заданию Куеймаха и его заместителя Фёдорова, ищет подходящего человека в окружении гауляйтера, чтобы подобраться к нему поближе. Ведь до сих пор Кубе чудом удавалось избежать смерти.
Ещё одна партизанская бригада «Дяди Коли» под командованием капитана госбезопасности Петра Лопатина в конце лета посылает в Минск разведчицу Надежду Троян, которая должна была узнать, где находится Кубе, как его охраняют, есть ли возможность установить связь с кем-то из тех, кто работал в его особняке.
Подпольщица Осипова, обдумывая план покушения на гауляйтера, связывается с Николаем Похлебаевым – директором минского кинотеатра. Который хорошо знаком с уборщицей в немецком суде Валентиной Щуцкой. Её сестра, Елена Мазаник, работает служанкой в доме Кубе (он лично отобрал её среди персонала офицерского казино, в котором она работала уборщицей, а потом официанткой) – она хорошо выполняла свои обязанности, имела приятную, располагающую внешность. В доме Кубе её знали, как Галину. Ею очень довольна была молодая жена гауляйтера Анита. Елена отлично ладила с их детьми и была хорошей помощницей по дому. Анита, да и сам Кубе, ей доверяли.
Елена – единственная из прислуги, кто уходил из особняка ночевать в свою квартиру, все остальные всегда оставались в доме и жили на цокольном этаже. Но первой на Елену Мазаник выходит разведчица Надя из отряда НКВД Лопатина. Она предлагает Елене убить Кубе. Но осторожная и предусмотрительная Елена испугалась, что это провокация Гестапо. Быть предельно осмотрительной Елена научилась ещё в те годы, когда работала на даче Лаврентия Цанавы (нарком ВДБССР в 1938-1941 годах) – одного из организаторов массовых репрессий (только за первый год после его назначения в республику было арестовано 27 000 человек). Особенно сильно Елену обуревали сомнения, когда Троян принесла ей много денег, которые, якобы, взяла в отряде. Кроме того, Елена как-то увидела, что Надежда Троян шла вслед за адъютантом Кубе. Что она могла подумать о ней? Их связь оборвалась.
Затем Мазаник через Николая Похлебаева вызывает на встречу Мария Осипова. Елена вновь вела себя осторожно, она и в этот раз не исключала провокации. Советская армия активно наступала, поэтому, скорее всего, Осипова намекнула Мазаник, что всем придётся держать ответ – вы боролись против врага или только ему прислуживали? Елена потребовала встречи с командиром партизанского отряда, чтобы удостовериться, что это не провокация. Самой ей нельзя было надолго покидать особняк, поэтому в отряд пошла вместе с Осиповой сестра Мазаник Валентина. После этого Мазаник соглашается выполнить задание, но выдвигает условие – по окончании операции её саму и сестру Валентину должны были переправить в партизанский отряд и вывезти потом в Москву (там находился муж Мазаник–Тарлецкий).
«Часы остановились в полночь», или каким способом Мазаник решила «убрать» Кубе
Мария Осипова – одна из организаторов ликвидации верховного комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе
Сначала предполагалось, что уничтожить Кубе надо при помощи яда. Район, в котором находился особняк, был оцеплен, за прислугой следили. На всех этажах дома стояли дежурные офицеры охранения. Но Елена редко бывала на кухне, да и Кубе, по воспоминаниям очевидцев, принимался за еду только после того, как поедят его дети. Поэтому решено было использовать английскую магнитную мину с химическим взрывателем – она срабатывала через определённое время, и у Мазаник были все шансы уйти под благовидным предлогом до взрыва, а значит остаться в живых. Из отряда мину доставила Осипова. В особняк взрывное устройство Мазаник пронесла в дамской сумочке, прикрыв её красивым платком. Офицер, стоявший на входе, хотел забрать платок, но Мазаник сказала, что это подарок для фрау Аниты на день рожденья.
Елена была на хорошем счету в доме гауляйтера, что помогло ей в этот момент, и офицер не стал настаивать. Пройдя в помещение, Елена забежала в туалет и спрятала мину у себя под одеждой. Потом прошла в столовую и договорилась с поваром Домной, чтобы та угостила чашкой кофе офицера, охранявшего вход в спальню гауляйтера. На вопрос, зачем это нужно, Мазаник ответила, что это её кавалер, и так она хочет сделать ему приятное, а Домну она потом отблагодарит. Сама же она поднялась наверх и спросила у дежурившего офицера, пил ли он уже кофе. Тот ответил, что ещё нет, тогда Елена сказала, что если он пойдёт сейчас на кухню, то Домна угостит его чашечкой – другой. Это сработало. За время его отсутствия Мазаник забежала в спальню и подложила мину под матрас пружинами. Она заранее аккуратно выведала, на какой именно кровати спит сам Кубе, а на какой его жена Анита. Бледная, с замирающим сердцем, она вышла из спальни и спустилась этажом ниже. Когда Кубе поинтересовался, почему она так бледна, Елена ответила, что у неё разболелся зуб, и отпросилась уйти пораньше – надо посетить врача. Ночью в доме гауляйтера раздался взрыв – неуловимый «везунчик Кубе» погиб, а его беременная жена уцелела (они ожидали четвёртого ребёнка). Сама Елена Мазаник, её сестра и Мария Осипова были уже далеко. Они прибыли в отряд и были переправлены в Москву. Туда же с ними прибыла и Надежда Троян.
Что получили советские женщины за ликвидацию заместителя Гитлера в Белоруссии
Елена Мазаник – советская разведчица, непосредственный исполнитель уничтожения генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе
Женщинам предстояли долгие допросы. Их расселили по разным комнатам и допрашивали каждую отдельно от других. После выяснения всех обстоятельств, Мазаник Елену Григорьевну, Осипову Марию Борисовну и Троян Надежду Викторовну представили к награде – каждой из них было присвоено звание Героя Советского Союза и вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
Операция по уничтожению одного из фашистских главарей, повинного в гибели огромного числа мирных жителей, имела большое значение – рушился миф о недосягаемости руководителей такого ранга, росла уверенность в необходимости активной борьбы против врага всеми возможными способами.
Когда было принято решение о проведении операции «Возмездие»
Вильгельм Кубе – гауляйтер БелоруссииВ 1941 году Вильгельма Кубе назначили генеральным комиссаром оккупированной Белоруссии. О полновластии, к которому всегда стремился Кубе, не могло быть и речи – приходилось мириться с тем, что СС имело большие полномочия. Между группенфюрером СС Куртом фон Готтбером и Кубе тлел хронический конфликт, а различие в подходах к оккупационной политике часто становились поводом к противостоянию. Так, Готтберг собирался выполнить указ Гитлера об окончательном решении еврейского вопроса, а Кубе был против этого: 80 % квалифицированных врачей, портных и сапожников были евреями, они были необходимы для обслуживания населения на оккупированной территории. Кубе был готов избавиться только от тех из них, кто был нетрудоспособным.
Только в мае-июле 1942 года при активном участии генерального комиссара были уничтожены 55 тыс. евреев
Кубе также и не был другом белорусского народа – машина уничтожения при нем работала исправно, за два года его управления оккупированной территорией расстреляно 400 тысяч человек (а обещано фюреру было уничтожение двух миллионов человек). Национал-социалистские лозунги о белорусской независимости при немецкой демократии продолжали звучать под автоматные очереди карательных отрядов. Приказ о ликвидации Кубе партизаны получили в июле 1942 года после массового истребления евреев в минском гетто – за четыре дня погибло 2500 человек. За гауляйтером охотились представители центрального штаба партизанского движения и главное управление генштаба КА, органов госбезопасности и военной разведки. Резиденция Кубе в Минске была буквально нашпигована советскими агентами. Однако из 30 покушений на жизнь гауляйтера ни одно успехом не увенчалось.
Приказ на троих, или как проходила подготовка к операции по ликвидации Кубе
Надежда Троян – одна из организаторов ликвидации верховного комиссара Белоруссии Вильгельма КубеОперацию «Возмездие», результатом которой должна была стать ликвидация Кубе, готовил разведывательно-диверсионный отряд «Дяди Димы» (командир Д. И. Кеймах), располагавшаяся в Янушковичах (Логойский район) и действовавшая в Минской области. Благодаря этому партизанскому отряду, центр бесперебойно поступали сведения о действиях, а иногда и планах противника. С «Димой» (Давидом Ильичом Кеймахом) давно работала связная и руководитель подпольной группы «Чёрная» – Мария Осипова, имевшая два высших образования и состоявшая в рядах КП. Она, по заданию Куеймаха и его заместителя Фёдорова, ищет подходящего человека в окружении гауляйтера, чтобы подобраться к нему поближе. Ведь до сих пор Кубе чудом удавалось избежать смерти.
Ещё одна партизанская бригада «Дяди Коли» под командованием капитана госбезопасности Петра Лопатина в конце лета посылает в Минск разведчицу Надежду Троян, которая должна была узнать, где находится Кубе, как его охраняют, есть ли возможность установить связь с кем-то из тех, кто работал в его особняке.
Подпольщица Осипова, обдумывая план покушения на гауляйтера, связывается с Николаем Похлебаевым – директором минского кинотеатра. Который хорошо знаком с уборщицей в немецком суде Валентиной Щуцкой. Её сестра, Елена Мазаник, работает служанкой в доме Кубе (он лично отобрал её среди персонала офицерского казино, в котором она работала уборщицей, а потом официанткой) – она хорошо выполняла свои обязанности, имела приятную, располагающую внешность. В доме Кубе её знали, как Галину. Ею очень довольна была молодая жена гауляйтера Анита. Елена отлично ладила с их детьми и была хорошей помощницей по дому. Анита, да и сам Кубе, ей доверяли.
Елена – единственная из прислуги, кто уходил из особняка ночевать в свою квартиру, все остальные всегда оставались в доме и жили на цокольном этаже. Но первой на Елену Мазаник выходит разведчица Надя из отряда НКВД Лопатина. Она предлагает Елене убить Кубе. Но осторожная и предусмотрительная Елена испугалась, что это провокация Гестапо. Быть предельно осмотрительной Елена научилась ещё в те годы, когда работала на даче Лаврентия Цанавы (нарком ВДБССР в 1938-1941 годах) – одного из организаторов массовых репрессий (только за первый год после его назначения в республику было арестовано 27 000 человек). Особенно сильно Елену обуревали сомнения, когда Троян принесла ей много денег, которые, якобы, взяла в отряде. Кроме того, Елена как-то увидела, что Надежда Троян шла вслед за адъютантом Кубе. Что она могла подумать о ней? Их связь оборвалась.
Затем Мазаник через Николая Похлебаева вызывает на встречу Мария Осипова. Елена вновь вела себя осторожно, она и в этот раз не исключала провокации. Советская армия активно наступала, поэтому, скорее всего, Осипова намекнула Мазаник, что всем придётся держать ответ – вы боролись против врага или только ему прислуживали? Елена потребовала встречи с командиром партизанского отряда, чтобы удостовериться, что это не провокация. Самой ей нельзя было надолго покидать особняк, поэтому в отряд пошла вместе с Осиповой сестра Мазаник Валентина. После этого Мазаник соглашается выполнить задание, но выдвигает условие – по окончании операции её саму и сестру Валентину должны были переправить в партизанский отряд и вывезти потом в Москву (там находился муж Мазаник–Тарлецкий).
«Часы остановились в полночь», или каким способом Мазаник решила «убрать» Кубе
Мария Осипова – одна из организаторов ликвидации верховного комиссара Белоруссии Вильгельма КубеСначала предполагалось, что уничтожить Кубе надо при помощи яда. Район, в котором находился особняк, был оцеплен, за прислугой следили. На всех этажах дома стояли дежурные офицеры охранения. Но Елена редко бывала на кухне, да и Кубе, по воспоминаниям очевидцев, принимался за еду только после того, как поедят его дети. Поэтому решено было использовать английскую магнитную мину с химическим взрывателем – она срабатывала через определённое время, и у Мазаник были все шансы уйти под благовидным предлогом до взрыва, а значит остаться в живых. Из отряда мину доставила Осипова. В особняк взрывное устройство Мазаник пронесла в дамской сумочке, прикрыв её красивым платком. Офицер, стоявший на входе, хотел забрать платок, но Мазаник сказала, что это подарок для фрау Аниты на день рожденья.
Елена была на хорошем счету в доме гауляйтера, что помогло ей в этот момент, и офицер не стал настаивать. Пройдя в помещение, Елена забежала в туалет и спрятала мину у себя под одеждой. Потом прошла в столовую и договорилась с поваром Домной, чтобы та угостила чашкой кофе офицера, охранявшего вход в спальню гауляйтера. На вопрос, зачем это нужно, Мазаник ответила, что это её кавалер, и так она хочет сделать ему приятное, а Домну она потом отблагодарит. Сама же она поднялась наверх и спросила у дежурившего офицера, пил ли он уже кофе. Тот ответил, что ещё нет, тогда Елена сказала, что если он пойдёт сейчас на кухню, то Домна угостит его чашечкой – другой. Это сработало. За время его отсутствия Мазаник забежала в спальню и подложила мину под матрас пружинами. Она заранее аккуратно выведала, на какой именно кровати спит сам Кубе, а на какой его жена Анита. Бледная, с замирающим сердцем, она вышла из спальни и спустилась этажом ниже. Когда Кубе поинтересовался, почему она так бледна, Елена ответила, что у неё разболелся зуб, и отпросилась уйти пораньше – надо посетить врача. Ночью в доме гауляйтера раздался взрыв – неуловимый «везунчик Кубе» погиб, а его беременная жена уцелела (они ожидали четвёртого ребёнка). Сама Елена Мазаник, её сестра и Мария Осипова были уже далеко. Они прибыли в отряд и были переправлены в Москву. Туда же с ними прибыла и Надежда Троян.
Что получили советские женщины за ликвидацию заместителя Гитлера в Белоруссии
Елена Мазаник – советская разведчица, непосредственный исполнитель уничтожения генерального комиссара Белоруссии Вильгельма КубеЖенщинам предстояли долгие допросы. Их расселили по разным комнатам и допрашивали каждую отдельно от других. После выяснения всех обстоятельств, Мазаник Елену Григорьевну, Осипову Марию Борисовну и Троян Надежду Викторовну представили к награде – каждой из них было присвоено звание Героя Советского Союза и вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Очень смелые женщины. Патриоты своей Родины.
- ↓
-3
После возвращения в Москву три Героини попали в жернова трех спецслужб: ГРУ, НКГБ и СМЕРШ. Им грозил ГУЛАГ, а не Золотые Звезды, но к счастью спецслужбы смогли договориться и три женщины стали ЗАСЛУЖЕННО Героями Советского Союза.
- ↓
0
Сказочный дуралей! Зачем такого из больницы выпустили?
- ↑
- ↓
+11
Спасибо таким героическим людям.
- ↓
+16
«Что получили советские женщины за ликвидацию заместителя Гитлера в Белоруссии» — вот за этот абзац автору жирный минус. Женщины рисковали жизнью не за коврижки и медальки, а за освобождение Родины от фашистской нечисти. Но, по видимому, автору с психологией потреблятора понять это недоступно. Тогда такие от нас были по другую сторону фронта — в компании с гауляйтерами.
- ↓
+4
Настоящие героини! И фамилии подходящие Троян — как Троянский конь, Мазаник — маза им была упыря этого и урода порешить!!!
- ↓
+8
Достойные большого уважения Женщины. Бьюти блогерши на такое не способны. Так, ни о чём.
- ↓
+26
Вечная слава!
- ↓