Бам - край романтики для советской молодёжи!

8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги, а уже 23 июля на берегах Байкала высадились первые строители. БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
О том, как всё начиналось в холодной дикой тайге на северных берегах Байкала.
Виктория Тарасова, строитель БАМа: Молодёжь ехала сюда по комсомольским путёвкам или по приглашению руководителей строительных предприятий. Вновь прибывшие получали от государства «подъёмные» — два оклада и компенсацию за проезд к месту работы всем членам семьи. Мы приехали на строительство Бурятского участка БАМ, когда нам было уже по 30 лет. Ехали, потому что знали, что работа гарантирована и будет предоставлено жильё. К тому же зарплата была хорошая, а отпуска — длинные. Если не берёшь отпуск 2,5 года, то потом идёшь на отдых на полгода с чеком на новый автомобиль. Эти чеки как раз и были одним из главных мотиваторов приезда на БАМ молодёжи.


Странно было потом читать в центральных СМИ, что БАМ строили заключённые. Рядом не было ни одной зоны, преступность была практически нулевая. Чаще всего вагончики и дома даже не запирались на замки, в засов просто вставлялась палочка, больше для того, чтобы показать, что хозяев нет дома.


Сюда ехала молодёжь, недавние студенты, приезжали артисты, музыканты. Всем тогда запомнился приезд американского певца Дина Рида, едва ли не в каждой бамовской семье сохранилась большая чёрно-белая фотография этого артиста с гитарой на берегу Байкала. В день концерта шёл дождь, а на стадионе собралось огромное количество людей. И когда он поднялся на сцену, молодой, красивый, весёлый, весь в дорожной пыли, выглянуло солнце. И он запел.


Первым жильём строителей были палатки, но мы их уже не застали. К 1978 году людей начали переселять во временное жильё — вагончики и щитовые дома без удобств. Наш вагончик мы назвали «голубой мечтой» — по цвету обоев, которыми мы оклеили после восстановления доставшееся нам уже сгоревшим жилище. Только вот свободной площади в нашей «голубой мечте» был ровно один квадратный метр, а входная дверь изнутри зимой покрывалась толстой коркой льда.

Вагончики обогревались «паровозами» — автономными батареями с электротенами, ну и печки-буржуйки никто не отменял. Из-за природных катаклизмов, снежных лавин и ураганов часто сносило опоры электросетей. Быстро восстановить их в условиях бездорожья не всегда получалось. Но мы были привыкшими к практически походным условиям, не унывали, всегда наготове были котелок и тренога.

Тогда же стали появляться балки-засыпушки — маленькие строения, где стены из досок, а между досками слой опилок. Появились и щитовые дома без фундамента, этакие полублагоустроенные малосемейки, где всё общее — огород, собаки, дети и туалет на улице.

Но все эти бытовые неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к этому суровому краю. Конечно, некоторые потом вернулись на большую землю, да и сейчас очередь на переселение большая. В начала 80-х и мы попробовали уехать в Ростовскую область, захотелось в тёплые края от всей этой неустроенности, зимы 9 месяцев в году и вечной мерзлоты. Но прожить на новом месте смогли меньше двух лет, всё бросили и вернулись на Байкал — к чистой воде, к добрым человеческим отношениям.

Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект. Сюда ехали люди со всего Союза. И ведь жили все дружно, вместе отмечали все праздники, собирались за одним столом. Тогда нам были незнакомы межнациональная вражда и конфликты.

БАМ в то время хорошо снабжался и в промышленном, и в продовольственном плане. Всё-таки стройка века, такой проект! Зарплата доходила до 600 рублей, в то время как средняя зарплата по стране составляла 150 руб. Только вот тратить её особо было не на что. В непригодном для проживания жилье были ковры (скорее для тепла), а в шкафах — европейская одежда. Если к этому прибавить местные гастрономические чудеса — омуль, оленину, грибы и ягоды, то люди жили на БАМе, можно сказать, шикарно. В столовых — выпекаемый на дровах хрустящий хлеб и обязательно блюдца с чесноком — от всякой заразы.

А потом пришли лихие 90-е, разваливались предприятия, месяцами не выплачивались зарплаты и пенсии, стали появляться безработные, пьяницы и наркоманы, и, как следствие, росла преступность. Выданные ваучеры вкладывать было некуда, так они и пропали у многих. Как раз на эти годы пришлось окончание срока эксплуатации временного жилья, а о том, что людей надо переселять, как было обещано, на большую землю, государство просто забыло, людям в Москве было не до того. Люди, приехавшие на БАМ на несколько лет, остались здесь на всю жизнь. Один бамовец в то время сказал: «Было ошибкой, что мы сюда приехали. Ещё большая ошибка, что мы не уехали отсюда вовремя».

Большинство посёлков вдоль БАМа были временными, позже их снесли, людей расселили, а территорию рекультивировали. Тем, кто остался, в то время пришлось нелегко. Ещё сегодня тысячи семей на БАМе живут во временном жилье.

В связи со случившейся перестройкой некоторые объекты, которые входили в план строительства БАМа, были приостановлены и до сих пор остаются законсервированными.

Но это уже в прошлом. Это тогда, много лет назад, наш Северобайкальск был палаточным городком на берегу Байкала, а в 90-х люди проклинали тот день, когда решили приехать сюда. Сейчас это красивый город с пятиэтажными домами и инфраструктурой, раскинувшийся между снежными вершинами Дабана и гладью великого Байкала.
« Лаврентий Берия: роковая любовь
Наше беззаботное советское детство »
  • +139

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-4
Всем тогда запомнился приезд американского певца Дина Рида** в совке о нем иначе как об«известном/знаменитом...»не писали. в году 72 или 73 пересекся в Адлерском кемпинге с молодыми американцами.спросил у них об этом «знаменитом». они сделали квадратные глаза и ответили, что о таком никогда не слыхали.
-2
*«Было ошибкой, что мы сюда приехали. Ещё большая ошибка, что мы не уехали отсюда вовремя».* даа, когда-то ходила шутка-БАМ -БрежневАбъебалМолодежь.знакомая после финансового института попала на Бам по распределению бухгалтером. хищения и бесхозяйственность там были сказочные.стройматериалы и оборудование хранились под открытым небом.дубленки/джинсы/шапки...-только для начальства(да и где их работягам носить?) свежие фрукты/овощи-только на крупных станциях.проводники и начальники поездов делали умопомрачительные бабки на контрабанде спиртного.после каждой ревизии кого-то из начальства сажали за хищения.девушка через 5 лет вернулась в Харьков с деньгами на кооперативную квартиру.а иначе и ее бы посадили.
+9
  • avatar
  • hvm46
Хотя бы кто-нибудь написал, как эта дорога сегодня используется.
+7
Кто тым не был зачем писать всякую глупость
-7
Слава богу что хватило ума поступить в военное училище, а не уехать на эту кому БАМ а кому и БУМ стройку.
+3
То что не было заключённых это враньё, и зоны были, первопроходцы были зеки и солдаты
+2
В 70-е даже стишок ходил: От Байкала до Амура Строят БАМ клиенты МУРа )))
+6
На БАМе работал мало, но хорошо помню строительство Амурского ЦБК в начале шестидесятых. Целыми классами приезжала молодежь сразу после школы из западных регионов страны на РОМАНТИКУ Дальнего Востока. И почти сразу удирала не справившись с реалиями жизни. А БАМ строил военный стройбат. К примеру выпускников Хабаровского института ЖД транспорта в те годы сразу призывали лейтенантами в армию и отправляли на стройку БАМа. Многие из них (инженеры-электрики) после БАМа работали в нашей электромонтажной организации и про «романтику» рассказывали.
+4
мой сосед в 08 или 10 году слетал в РФ и заскочил на БАМ ностальгию по молодости подлечить.в том поселке, где он работал, почти никого знакомых не осталось.кто не уехал, тот спился и умер в 50+. люди так и живут в в полусгнивших бараках, которые он помнил новенькими.
+10
Интересно, конечно, только автор опустил, что первыми на БАМ (до 1953 года БАМ строили заключенные) приехали военные железнодорожники. Отстроили минимальную инфраструктуру и строили самый трудный участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. Ещё про БИЧей ничего не написано.
+6
  • avatar
  • zas61
А вообще прикольно было: Бич — это Герой гражданской войны, в поселке, где я когда-то жил, есть улица его имени! И по улице Бича слонялись местные бичи, бывшие интеллигентные человеки…
0
  • avatar
  • zas61
Бичи в тех краях еще задолго до БАМа были… Но они БАМ не строили… От них и пошла поговорка «бичевать», то есть ничего не делать…
+4
Слово «бич» происходит от английского beach — «пляж, берег». Английское выражение to be on the beach (буквально — «находиться на берегу») означает «разориться». Этих людей называли beachcomber — «бродяга на побережье». Первоначально словом beach (в значении «бездомный бродяга») называли матросов, оставшихся без работы. В русском языке первоначальное значение — опустившийся человек, устраивающийся на сезонные работы (в экспедициях, строительстве), в остальное же время года не работающий. Затем получило расширительное значение — бродяга. Отсюда бичевать — вести образ жизни бича.[источник?] В 1960—1970-е годы был придуман бэкроним «бывший интеллигентный человек»[3].
+3
Я в Тынде служил в желдорбате. Расскажи ещё что-нибудь про бамовских бичей и про то, что они ничего не строили.
+9
Спасибо за удивительные фото и особенно — за прекрасный рассказ!
0
«Было ошибкой, что мы сюда приехали. Ещё большая ошибка, что мы не уехали отсюда вовремя».-конечно, прекрасный рассказ!!!