Как советская пехота победила фашистские «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии.
Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.
Формально в ходе мартовских боёв 1944 года немецкая 4-я танковая армия получила достаточно внушительную порцию свежих резервов: три пехотные дивизии, бригаду штурмовых орудий. Однако аттракцион невиданной щедрости верховного командования отнюдь не закончился. В загашнике в глубинах Западной Европы ждал своего часа 507-й «тигриный» батальон. Он формировался ещё с мая 1943 года, но счастливо избежал и «Цитадели», и осенних боёв под Киевом. Новенькие «тигры» в количестве 45 штук подразделение получало с декабря 1943 года по февраль 1944-го. Час настал 15 марта, когда панцеры взгромоздили на платформы и они понеслись на восток. Вдогонку отправили ещё шесть машин, что довело численность батальона до сверхштатного значения в 51 танк.


Непосредственная поддержка? Не, не слышали

Изначально эти тяжёлые танки должны были стать стальным стержнем, тараном для танковых дивизий вермахта. Однако в суровой реальности раздача «тигров» в подвижные соединения, можно сказать, не состоялась. «Тигриные» роты на деле получали только эсэсовские дивизии и элитная «Великая Германия» армейцев.
Формируемые батальоны «тигров» в 1943–1945 годах оказывались в странном положении. Их легко могли отправить подпирать пехоту — и действительно отправляли это делать. При этом практика непосредственной поддержки пехоты танками в целом была нехарактерна для германской военной школы. Выучка же пехотинцев второй половины войны оставляла желать лучшего.

Кого громим?

С места в карьер 507-й немецкий батальон получил задачу 23 марта «разгромить переправившегося через Серет на участке 357-й пд танкового противника». Насчёт «танкового» это было явное преувеличение.
Здесь в обход Тарнополя с севера неспешно наступала пехота нашей 60-й армии (140-я и 107-я сд), усиленная противотанковыми пушками и 59-м отдельным танковым полком, — всего 12 Т-34. Позади у красноармейцев действительно была река Серет.
По советским данным, 96-й полк 140-й сд подвергся атаке пяти немецких танков и батальона пехоты. Под ударом «тигров» советские пехотинцы не побежали, а, пропустив панцеры, стали отсекать от них пехоту. Немцы залегли перед передним краем, танки вынужденно повернули назад.283-й полк той же 140-й сд подвергся ещё одной атаке. По советским данным, она велась «в основном танками», но позднее была повторена семью боевыми машинами и батальоном пехоты. В целом имела место типичная для докладов советских танкистов 1941–1942 годов картина «пехота за танками не пошла». Ожидавшегося разгрома и оттеснения советской пехоты за Серет не вышло.


Посильная задача

В чём «тигры» оказывались сильны, так это в танковых дуэлях. Двадцать третьего марта в 8:00 «тридцатьчетвёрки» 59-го тп, продвигаясь от Куровцев, достигли шоссе на Львов. Именно здесь произошло их столкновение с вновь прибывшими «тиграми», двигавшимися от Езерны. Исход боя был более чем предсказуем: 59-й танковый полк потерял восемь Т-34 подбитыми и сгоревшими и отошёл назад.
Вопреки ожиданиям, отстрел «тридцатьчетвёрок» не обескуражил советских пехотинцев. Они не побежали. 285-й сп 140-й сд перешёл к обороне, но не более того. День прошёл в перестрелке с 12 «тиграми». Нельзя не отметить, что на тот момент вся 140-я стрелковая дивизия насчитывала немногим более пяти тысяч человек.

Попытка номер два

На следующий день, 24 марта, «тигриный» батальон вновь контратаковал — на этот раз обходившие Езерну с севера 96-й и 283-й полки 140-й сд. Советская пехота уверенно дала бой и отчиталась по его итогам о трёх подбитых танках.
Эта заявка хорошо бьётся с данными противника. Немцы писали о потерянных безвозвратно сразу двух панцерах. Один из них был уничтожен пожаром двигателя и взрывом боеприпасов в 700 м к северо-востоку от Езерны, а второй — выведен из строя огнём артиллерии и сгорел.
Здесь самое время подбить итоги бурной деятельности «тигров». По состоянию на 24 марта — то есть всего через три дня после прибытия — из 51 «Тигра» в 507-м батальоне в строю осталось 26 машин: 16 танков числились в краткосрочном ремонте, семь — в долгосрочном и два проходили как безвозвратные потери. При этом разгромом советской пехоты даже не пахло. Может быть, 140-й сд были нанесены чудовищные потери? Ответ отрицательный.
За 23 марта в наступлении 140-я сд потеряла 109 человек убитыми и 140 ранеными, 24 марта — 64 человека убитыми и 43 ранеными.
Ограниченные успехи «тигров» в поддержке контратак формально свежих соединений связаны с качеством пехоты 357-й и 359-й пд. Они состояли преимущественно из 18-летних рекрутов, поспешно и посредственно обученных.


Растопыренными пальцами

Неудача в перехвате инициативы привела к измельчанию масштабов деятельности и раздёргиванию 507-го батальона на широком фронте. Так, на 27 марта 18 боеготовых «тигров» немцы рассредоточили между четырьмя опорными пунктами на расстоянии нескольких километров друг от друга, от двух-трёх до шести-семи машин в каждом.
Тридцатого марта последовала ещё одна контратака «тигриной» роты 507-го батальона против деревеньки Покропивны в той же сомнительной компании пехоты 357-й пд. Атака ожидаемо успеха не имела, причём несколько машин застряли на раскисших весенних полях. Две другие роты действовали под Золочевым и отчитались о потере одной машины. Тридцать первого марта те же две роты поупражнялись в проводке конвоя снабжения в блокированный город Броды, что обернулось пятью подорвавшимися на минах «тиграми».
В итоге по состоянию на 1 апреля 1944 года при числящихся за 507-м батальоном 44 линейных и трёх командирских «тиграх» в строю было всего 14 машин, остальные находились в ремонте. Буквально за десять дней батальон сильно похудел.
Никакого «кулака» из полусотни «тигров» для атаки на Тарнополь с целью его деблокирования собрать уже не удалось.
Каков же был итог деятельности свежего 507-го батальона «тигров» против советской пехоты и в поддержке атак своей пехоты?
Задача разгромить советские стрелковые полки, переправившиеся через Серет, выполнена не была даже в первом приближении. В свой актив «тигры» могли записать разве что подпирание фронта пехоты из вчерашних школьников и сдерживание советских атак на вспомогательном направлении. При этом батальон скукожился до роты. Когда задаются вопросом: «Как Красная армия воевала против „тигров“ и «пантер» всю зимнюю кампанию 1943–1944 годов?», можно ответить: «Вот примерно так и воевала…».
При смещении линии фронта ремонтирующиеся «тигры» становились безвозвратными потерями.
Алексей Исаев
« Товары, которые продавались в советских...
Сделано в СССР: советские вещи, о которых за... »
  • +137

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Читал описание боя в январе 1944 (не хочу приводить по памяти детали, чтобы потом «эксперты» не умничали. Отбивали атаки танков, в том числе и тигров. При минимальных потерях подбили около 15 танков. Автор статьи сделал вывод — если бы так воевали в 41, война бы долго не продлилась.
+4
Статья очень интересная. Но было бы неплохо сослаться на источники, которыми пользовался автор. Было бы правильно не только писать о победах нашей армии, но и указывать, какой ценой они дались. Указать, если есть информация, какие потери понесли истребители танков.
+7
  • avatar
  • zas61
Вы читать умеете?----За 23 марта в наступлении 140-я сд потеряла 109 человек убитыми и 140 ранеными, 24 марта — 64 человека убитыми и 43 ранеными.
+10
Нашим политкликушам стенающих о «братских» народах следует зарубить на носу: каждый 3-й танк фюреру склепал «братский» чешский пролетариат и при освобождении Праги сложили жизни 12 тыс. советских воинов, РККА наступая спасла чешский жилой и производственный фонды от разрушения немцами! Чехи весьма хитрозадая нация и у фюрера были в почёте и от СССР получали многие блага и кстати репараций не платили! Потери РККА при освобождении Чехословакии были пропорциональны потерям в Польше если брать в расчёт площади освобождаемых территорий! «Братский» польский народ дал фюреру в вермахт 500 тыс. солдат добровольцев из общего числа 1,8 млн. добровольцев солдат из стран покорённой фюрером Европы! И теперь они учат как нам жить и что Россия всем им должна, должна,…
0
  • avatar
  • Dgek
Польский народ никогда, за всю историю, со существования России и Польши, подчеркну, НИКОГДА, не был нам БРАТСКИМ!!! Даже став социалистической. Кроме того Чехословакия была захвачена Германией в результате сговора последней с Англией и Францией, и в этом участвовали Польша и Венгрия. Но, не смотря на, то что президент Чехословакии добровольно принял ультиматум Гитлера о вхождении Чехословакии под протекторат Германии, после оккупации было мощное антифашистское сопротивление.
+3
"«Братский» польский народ дал фюреру в вермахт 500 тыс. солдат добровольцев" Тут было бы уместно написать о том, сколько бывших советских граждан добровольно воевали на стороне Германии. Но мы же не говорим, что их дал советский народ!
+9
В бою y Лисyва немцы применили 60 «Тигров» и 16 Пантер против 40 Т-34. «34-ки» победили!
+15
жалко наших…