Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

От автора: «Сейчас бытует мнение о том, что в Советском Союзе производили только никому не нужные кастрюли, счёты и авоськи. Но мы тогда об этом не знали и вовсю использовали в наших коллективах аппаратуру и отечественного производства, а именно синтезаторы. Вот собственно о них я и хотел вам сегодня поведать.»

Моделей синтезаторов в СССР производилось довольно много и обо всех вряд ли я смогу рассказать в рамках одного поста. Поэтому расскажу вам только о тех моделях, которые довелось пощупать своими руками. И так, поехали.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Мануал

«Мануал» — полифонический орган с 4 октавной клавиатурой, ритм секцией и встроенной акустической системой. Имеет 4 базовых регистра звука, режим тремоло, вибрато.

Инженер Владимир Луговец, дизайнер Олимпиада Кузьмина, пр-во УПО «Вектор»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Вильнюс — 3

«Вильнюс — 3» представляет собой многоголосный одномануальный ЭМИ с выносным усилительно- акустическим устройством. Объем клавиатуры 5 октав (2 октавы принадлежат аккомпанирующей части). Характер звучания — органный и перкуссионный с регулируемой длительностью атаки. Число регистров с плавной регулировкой: для мелодической части- 6, а для аккомпанирующей — 3; регистров с фиксированным органным звучанием — 6, перкуссионным — 4. Инструмент имеет устройство амплитудного, частотного и тембрового вибрато. Частота вибрато — плавно регулируемая для трех высших октав; репит с плавной регулировкой в пределах 2:15 Гц. Предусмотрены также эффект имитации щеток, реверберация, сустейн.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Квинтет

Электромузыкальный инструмент «Квинтет» (Качканарский радиозавод) имеет 5 октавную клавиатуру, обладает полифоническим звучанием с характерными тембрами — стрингс-пиано, синт-орган. Есть возможность установки подставки для нот.

Регуляторы на передней панели:

Громкость,

Послезвучание,

Тембр меди,

Частота вибрато,

Глубина вибрато,

Расстройка.

Секция эффекты (включатели): медь, орган, пиано, клавесин, хор, задержка вибрато.

Задняя панель: подстройка (точная), педаль, выход на телефоны, выход, сеть вкл./выкл.(220V).

Инженер Владимир Кузьмин, дизайнер Олимпиада Кузьмина, пр-во УПО «Вектор»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Лель — 0041

Представляет собой двухмануальный инструмент на основе гармонического синтеза с блоком автоаккомпанемента. Имеется встроенный синтезатор. Количество октав верхнего мануала — 4, нижнего 5. Имеется возможность одновременного проигрывания на верхнем мануале органной и синтезаторной части, а также одновременное проигрывание пресетными и регулируемыми регистрами. Возможность одновременной игры на верхнем и нижнем мануале органной, синтезаторной частью, баса с ритм сопровождением. Нижний мануал в режиме авто/аккомпанемента делиться на две части (2+3 октавы): левая часть которой предназначена для проигрывания аккомпанемента. Имеется возможность одновременного включения нескольких ритмов сразу (каждый с отдельным набором ударных звуков) для придания более сложных ритмических рисунков.

Инструмент выпускался в 80 гг. прошлого века на Московском заводе Счетно-вычислительных машин.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Опус

«Опус». (Рижская фабрика музыкальных инструментов).

На переносном клавишном полифоническом ЭМИ «Опус» можно исполнять музыкальные произведения самых различных жанров. Объем клавиатуры (60 клавишей) и диапазон звучания — пять октав. Предусмотрена возможность переключения двух нижних октав для игры отдельным тембром с расширением звучания на октаву вниз, а также транспонирование всего строя на квинту вниз. Инструмент состоит из четырех блоков: пиано, синтезирующего фортепьянный звук трех тембров; струнного органа, имитирующего звучание органа с мягкой атакой, с возможностью регулировки длительности послезвучия и эффектом периодически повторяющихся ударно-затухающих звуков; басового блока, управляющего двумя нижними октавами, содержащими три 8' и два 16' регистра, и имитатора звучания большого барабана.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

ЮНОСТЬ 73

Электронный музыкальный инструмент Юность — 73 (Муромский завод РИП).

Государственный знак качества — оценка больших возможностей многоголосного клавишного электронного музыкального инструмента Юность — 73. В инструменте имеются устройства: «вибрато»,«глисссандо»,«перкуссия», затухание с плавной регулировкой длительности, повторение с плавной регулировкой по частоте. Громкость звучания регулируется педальным устройством. Необходимый наклон клавиатуры легко устанавливается исполнителем.

Запись исполнения музыкального произведения можно вести без микрофона, а также можно прослушать «игру на исполнителя» с помощью головных телефонов.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Юность — 75

«Юность-75» представляет собой транзисторный переносной многоголосый ЭМИ.

«Юность-75» — инструмент многотембральный. Тембр звука может изменяться по желанию исполнителя и в зависимости от характера музыкального произведения при помощи ручек и клавишей управления синтеза звуков. При этом смешиваются звуки одной или нескольких других октав. Подмешивание позволяет менять тембровую окраску в больших пределах и добиваться характерных жанровых звучаний, начиная с эстрадной, народной музыки до звучания органа.

«Юность-75» позволяет оперативно (во время исполнения) менять характер звучания, используя эффекты: частотное вибрато, тембровое вибрато, тембровую перкуссию, имитацию барабана и щеток, тембровое глиссандо.«Юность-75» является инструментом широкого пользования как в домашних условиях, так и в музыкальных ансамблях. Он может быть аккомпанирующим или солирующим, по желанию исполнителя.

В«Юности-75» предусмотрена возможность безмикрофонной записи и прослушиванием игры «на исполнителя» с помощью наушников. Регулировка громкости осуществляется ножной педалью. Инструмент оформлен в металлическом корпусе из легких сплавов.

В передней части корпуса снизу имеются съемные планки, открывающие доступ к сердечникам настройки генераторов. В нижней части корпуса имеется выход шнура питания инструмента от сети переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 127/220 В, переключатель напряжения с предохранителем, гнездо для подключения педали громкости и контрольные гнезда 1, 2, 3 :12 (выходы генераторов).Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

ФАЭМИ-1М

Полифонический аналоговый синтезатор «Фаэми-1М» (выпущен на Качканарском радиозаводе) имеет 4 октавную клавиатуру. В основе синтеза используется один задающий генератор, генератор инфранизкой частоты, фильтр низкой частоты, усилитель. Панель управления разделена на пять секций: генератор, тембр, вибрато, фильтр, усилитель.

Ручки контроля:

секция ГЕНЕРАТОР: затухание, подстройка, глиссандо

секция ТЕМБР: пиано, стрингс, клавесин, духовые

секция ВИБРАТО (генератор ИНЧ): частота, глубина, задержка

секция ФИЛЬТР: атака, спад, пьедестал, затухание, частота, резонанс, модуляция

секция УСИЛИТЕЛЬ: громкость

Инженер Александр Реунов, дизайнер Андрей Петухов, пр-во КРЗ «Форманта»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Поливокс

«Поливокс» представляет собой переносной электромузыкальный синтезатор, предназначенный для исполнения музыкальных произведений любых жанров, а также для получения различных звуковых эффектов при озвучивании кинофильмов, спектаклей, при записи на студии. Клавиатура синтезатора имеет четыре октавы.

Синтезатор имеет наклонную панель управления, которая разделена на функциональные блоки: модулятор, генератор 1, генератор 2, микшер, фильтр, усилитель, которые позволяют исполнителю синтезировать широкий спектр звуков и оперативно менять характер звучания.

В синтезаторе три внутренних источника звукового сигнала: два широкодиапазонных генератора с изменяющейся формой колебаний и генератор шума для получения немузыкальных звуков (ветра, шума прибоя, пыхтения паровоза и т.д.). Предусмотрена возможность подключения внешнего источника звукового сигнала (гитары, электропиано, электрооргана и т.д.). Звуковые сигналы от разных источников смешиваются в блоке микшер в любых пропорциях независимо друг от друга.

Для изменения тембровой окраски звукового сигнала в широких пределах в синтезаторе применен фильтр с регулируемой частотой среза и добротностью.

Инженер Владимир Кузьмин, конструктор Юрий Феофилов, дизайнер Олимпиада Кузьмина, пр-во КРЗ «Форманта»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Форманта П-432

Полифонический цифровой пресетный синтезатор Форманта П-432 предназначен для сольного и ансамблиевого исполнения, имеет 3 октавную клавиатуру, 32 тембра и полифонию 4 голоса. Есть эффекты унисон, хор. Изменение звука представлено параметрами вибрато-с изменяемой глубиной и частотой, подстройка строя, а также джойстик для управления модуляцией и высотой тона в реальном времени. Предусмотрена ножная педаль для включения параметров сустэйн и вибрато.Синтезатор имеет двухцифренный дисплей для отображения номера пресета и некоторых системных параметров. Форманта П-432 использует стандартный протокол MIDI и позволяет выбрать один из 16 миди каналов и контролировать смену тембров по миди. На задней панели расположены разъемы миди вход, выход, транзит, а также линейный выход, вход для педали сустейн и вибрато, выполненные на джеках.

Список пресетных тембров: эл.пиано, дж.пиано, ф.пиано, гармоника, аккордеон, орган, дух.орган, дж.орган, ф.орган, хаммонд1, хаммонд2, синт.орган, брасс орган, брасс, валторна, флейта, пикколо, кларнет, гобой, космик, фантастик, слапсинт, блюзсинт, клавесин, клавинет, харпси, эл.бас, дж.бас, бас, муз.бокс, синт.бокс.

Инженер Александр Реунов, дизайнер Андрей Петухов, пр-во КРЗ «Форманта»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Cadans С-12

Каданс С-12 — (Тульское производственное объединение Мелодия) представляет собой полифонический программируемый цифровой 12-голосный синтезатор с микропроцессорным управлением, имеет 61 клавишу, 2 колеса управления, 64 тембра в памяти (32 пресетных и 32 пользовательских), 2 независимых генератора DCO, один аналоговый фильтр с расширенными огибающими, усилитель с огибающими, модуляционный генератор, расстройка тона, аналоговый эффект хорус, режим вызывания акккорда одной нотой, генератор шума и многое другое. Есть вход для подключения внешней клавиатуры, сброс памяти на ленту, соотношение сигнал/шум не менее 55дБ, габариты 920х390х95, вес не более 13кг.

Разработчики — Сергей Кононов, Геннадий Терехов.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Маэстро

Клавишный электромузыкальный инструмент (КЭМИ) «Маэстро» представляет собой переносной четырехголосный полифонический синтезатор с микропроцессорным управлением (КР580) и заранее запрограммированными тембрами («пресетами»). Количество пресетов — 20. Инструмент имеет устройство получения частотного вибрато с регулируемой глубиной и частотой, эффект «хор» с регулируемой глубиной, управляемый фильтр с регулируемой частотой среза и резонансом. Так же присутствует устройство «арпеджио-тремоло» с регулировкой скорости, устройство «джойстик» позволяющий смещать строй и управлять глубиной вибрато.

Инженер Владимир Кузьмин, дизайнер Олимпиада Кузьмина, пр-во УПО «Вектор»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Артон ИК-51

Артон ИК-51 — полностью цифровой электромузыкальный инструмент со встроенным автоаккомпанементом.

Характеристики:

Диапазон клавиатуры 5 октав.

Число голосов 16.

Тембры: 6 групп по 5 инструментов в каждой (не GM) + 18 звуков ударных (стерео).

Секция автоаккомпанемента:

Число стилей: 16 по 5 вариантов каждого стиля.

Дополнительно для каждого стиля: по 5 вариантов басовой партии и по 5 вариантов тембра баса, по 5 вариантов аккордовой партии и по 5 вариантов тембра аккорда.

Раздельные регулировки громкости ударных и баса+аккорда.

Сбивка (1-тактовый проигрыш) для каждого стиля.

Старт/Стоп, Синхростарт.

Игра ударными на клавиатуре.

Деление клавиатуры.

Режим Артаккорд (аналог Single Finger).

Режим Дуэт (аналог Harmony).

Регулировка темпа.

Разъемы соединений:

MIDI IN/OUT/THRU.

Стереовыход.

Стереотелефоны.

Встроенная стереосистема 2 х 5Вт.

Инженер Владимир Кузьмин, дизайнер Олимпиада Кузьмина, пр-во УПО «Вектор»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Лель ПСР

«Лель ПСР» — цифровая драм машина, имеющая встроенный секвенсор на 8 песен, 32 заводских паттерна (64 пользовательских), 16 стилей по 2 вариации в каждом. Максимальная длительность песни 255 тактов, значения темпа от 40 до 250. Содержит 12 внутренних звуков ударных: бас барабан, бонго, клэп, ковбэл, гонг, хай хэт (закр./откр.), рим, малый барабан, том 1, том 2, том 3., причем каждый из звуков имеет «акцент».

Пресетные стили: Боссанова, Самба 1-2, Ча-ча 1-2, Казачок 1-2, Свинг 1-2, Вальс 1-2, Биг бэнд 1-2, Танго 1-2, Бит 1-2, Рок 1-2, Диско 1-2, Рэгги 1-2, Лезгинка 1-2, Марш 1-2, Хэви метал 1-2, Слоу рок 1-2.

Функциональные кнопки: песня, темп, паттерн, ±, копия, очистить, 4/4, (3), миди, пошаговый, метроном, вперед, назад, старт, стоп, пауза, акцент, звуки (12 барабанов).

Параметры дисплея: номер песни, паттерна, такт, шаг, длина такта, значение.

Задняя панель: миди вход/выход, аудио выход правый/левый, выход на магнитофон, наушники.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

ЭСКО-100

Аналоговый мульти-эффект процессор (модели с цифровым и ленточным дилеем)

Инженеры: Глухов, Вознесенский, Миронов, дизайнер Александр Коротаев, пр-во УПО «Вектор»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Лель РЦ

Цифровой мульти-эффект процессор.Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Лидер-2

Напольный гитарный микросинтезатор «Лидер-2»(завод Форманта) предназначен для использования с внешним звуковым источником — гитарой, органом и т.п. и имеет обширный набор звуковой обработки и микширования сигнала внутри синтезатора. Пять резиновых ножных переключателей удобны для использования непосредственно в процессе живого исполненния. Гитарный синтезатор включает в себя такие эффекты как: тонкорректор. флэнджер, хор, соло, ритм.

Параметры управления:

Общие —

усилитель (вкл.)

выход (эффект, масштаб)

триггер (вкл.)

индикаторы — контроль, перегрузка, эффект.

Эффект тонкорректор:

уровень

тон (1,2.3)

Эфффект флэнджер:

диапазон

яркость

скорость

размах

Эффект хор:

частота

расстройка

Эффект соло:

спектр

роктон

субоктава

Эффект ритм:

гитара

Ножные резиновые переключатели — тонкорректор, флэнджер, хор, ритм/соло, эффект

Разъемы подключения — вход, выход (транзит, усилитель, телефон)

Инженер Игорь Миронов, дизайнер Сергей Сарасек, пр-во УПО «Вектор»Синтезаторы и ЭМИ, на которых играли советские музыканты

Оставить комментарий

Последние комментарии

sergey_kolos

Главный инстрyмент на дискотеке!

macsimyu

Интересно было бы цены на эти агрегаты узнать ( в ту пору ).

maximdogadin

забыли ещё самое настоящее чудо — электронный баян «Эстрадин-8» производства Воронежского завода «Электроизмеритель». Потрясающий звук и потрясающие возможности, поищите записи в Интернете!

semycvet

Лидером-2 пользовался довольно долго. Шумел, конечно, знатно, но что-то можно было накрутить, если помучиться. Фузз и компрессор, конечно, оставляли желать лучшего. Но на бесптичье, как говорится… Со временем обросли более серьезными педальками, а его забросили.

Кобзарь

Хочу задать вопрос тем, кто знает… Известно, что многие изделия в СССР копировались с зарубежных. Был ли прототип у «Электроника ЭМ-25»? Если да, насколько они похожи (полностью скопировали функционал или только «по мотивам»)?

samm59

АЭМИ под управлением Вячеслава Мещерина.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024