Примула, Снежная королева и Арахис: краски и цвета советских автомобилей
Несмотря на относительно небольшой ассортимент автомобилей в СССР, цветовая гамма машин Страны Советов время от времени удивляла не только необычностью оттенков, но и типом краски! Это не только рядовые эмали, но и эффектные «металлики», которыми окрашивали Лады и Москвичи.
Черный цвет кузова для ГАЗ-А и «эмки» был предусмотрен, что называется, «по умолчанию»
И лишь только после того, как закончилась Вторая мировая война, дорожный поток в советских городах запестрел невиданными доселе красками, ведь на улицах появилась «Победа». В отличие от предшественницы, новую модель красили в разные цвета — несколько оттенков бежевого и зелёного, кофейный, синий, серый…ГАЗ — М 20 " Победа"
Предсерийные Победы были даже двухцветными с разделением по поясной линии
Самыми необычными были автомобили, окрашенные в бирюзовый и фисташковый цвет, причем это было не торговое наименование оттенка, а официальное обозначение в «Стандартах на отделку кузовов автомобилей Победа», утверждённое министром автомобильной промышленности СССР. А вот черных Побед просто не было: этот «официально-номенклатурный» цвет кузова стал прерогативой более престижных автомобилей — ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ.Цветовая гамма «Победы» была куда разнообразнее, чем у довоенных машин
«Правительственные» автомобили красили нитроэмалями в семь (!) слоёв с промежуточной полировкой каждого из них. Кроме традиционного черного цвета, хоть и редко, но встречались машины, окрашенные в серый цвет, а на экспорт даже отправляли машины с двухцветным кузовом! Однако для большинства граждан СССР ЗИМ ассоциировался с мрачно-черным окрасом.В большинстве своем ЗИМы были, разумеется, черными…
…хотя встречались и вот такие яркие и двухцветные варианты окраски!
«Народный» Москвич-400-420, как и его модернизированный вариант 401-420, по цветовой гамме не сильно отличался от Победы — все те же мягкие пастельные оттенки, характерные для европейских автомобилей сороковых годов. Тёмно-серый, тёмно-бежевый и сине-зелёный – вот, пожалуй, и вся «палитра», из которой обычно можно было условно выбирать «свой» цвет кузова при покупке Москвича.«Четырёхсотый» Москвич также не блистал яркостью цветовой гаммы
«Двадцать первая» получила комбинированный окрас еще на стадии ранних прототипов!
Двухцветными были автомобили всех трёх серий
Предлагалось четыре варианта разделения поверхностей по цвету: например, крыша одного цвета, а низ другого, или крыша с выштамповкой одного цвета, а остальные детали — другого. Двенадцать комбинаций цветов при этом обеспечивали полную уникальность — шансы встретить вторую такую же «двухцветную» машину в потоке были невелики. Особенно если учесть, что на протяжении 14 лет конвейерной жизни «двадцать первой» для окраски кузова ГАЗ-21 использовалось свыше 160 артикулов (!) цветов, причём от партии до партии оттенки могли заметно отличаться. Это объяснялось несовершенством технологий на производстве автомобильных эмалей, из-за чего на завод поступали краски со значительными расхождениями по оттенку от эталонного номинала. Именно поэтому на ГАЗе были вынуждены вводить новые артикулы. Поэтому один и тот же тон в зависимости от года выпуска и даже партии автомобилей мог заметно отличаться по оттенку, из-за чего само понятие «цвет кузова» для ГАЗ-21 было довольно расплывчатым и условным.
ДВУХЦВЕТНАЯ ОКРАСКА, КАК И СТИЛИСТИКА КУЗОВА ГАЗ-21, НАВЕВАЛА АССОЦИАЦИИ С АМЕРИКАНСКИМИ АВТОМОБИЛЯМИ ТЕХ ЛЕТ. И, НАДО ПРИЗНАТЬ, ЯРКИЕ ОТТЕНКИ И МНОГОЦВЕТНОСТЬ НА ВОЛГЕ СМОТРЕЛИСЬ ВЕСЬМА УМЕСТНО — НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ НА СЕДАНАХ FORD И CHEVROLET ТЕХ ЛЕТ.
И схема окраски, и многие цвета Волги словно позаимствованы у этих американских машин пятидесятых годов. Или не словно…
В отличие от Победы, ГАЗ-21 красили и в чёрный цвет – как нетрудно догадаться, такие Волги обслуживали чиновников и партийную номенклатуру, а «частникам» они доставались в исключительных случаях.
«Чёрная Волга» — это привычное советским гражданам словосочетание появилось еще при ГАЗ-21
Так, на ГАЗ-21 черного цвета ездил советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Интересно, что «гагаринская» Волга при стандартном для «номенклатурных» автомобилей однотонном черном кузове отличалась от остальных машин светло-голубой отделкой салона — необычное сочетание для «двадцать первой», надо признать.
Двухцветная окраска кузова была доступна и для новых моделей МЗМА (402/403). По крайней мере, на экспортных Москвичах встречались контрастные сочетания верхней части кузова и боковин (ниже молдингов).Двухцветные Москвичи выглядели эффектно и на страницах брошюр «Автоэкспорта»…
Какие Москвич и Волга могли экспонироваться на выставках за рубежом? Правильно, только двухцветные!
Предсерийный Москвич-408 также получил двухцветную окраску. Но серийные «четыреста восьмые» стали однотонными
Двухцветным был даже предсерийный «горбатый» Запорожец!
Большинство советских автомобилей тех лет красили эмалями ярославского завода «Победа рабочих», причем постепенно нитроэмали были вытеснены более современными и стойкими к внешним воздействиям синтетическими меламиноалкидными красками (МЛ). Такую эмаль с отвердителем сушили при температуре от 80 до 130 градусов. Правда, правительственные лимузины тех лет по-прежнему окрашивались нитроэмалями (вручную!) в несколько заходов с промежуточной сушкой и полировкой отдельных слоёв!
Первые тысячи «копеек» цветовым разнообразием не блистали, поскольку палитра красок состояла из серо-белого (заводской код 233), вишнёвого (181), зелёного (386), синего (483) и палевого (583).
Чуть позже к ним прибавились светло-голубой, светло-дымчатый, желтый и несколько оттенков красного. Ну а более-менее разнообразная гамма цветов и оттенков на тольяттинских автомобилях появилась в середине семидесятых годов, причем какого-то «эксклюзивного» цвета для той или иной модели не существовало.Таблица цветов Жигулей семейства 2101 (2101, 2102, 21011, 21013), выпускавшегося с 1970 по 1987 гг.
То есть, в один и тот же период в ярко-желтый цвет красили не только «единичку», но и ВАЗ-2103, Ниву и другие выпускавшиеся на тот момент модели.
В один и тот же цвет красили разные модели ВАЗ, причем смотрелась эмаль на машинах по-разному
Впоследствии это же правило «единого цвета для всех моделей» за редким исключением сохранится и для более новых Жигулей. Интересно, что вазовские малолитражки (как, впрочем, и товарные Москвичи, сделанные на двух автозаводах в Москве и Ижевске) в чёрный цвет не красили никогда — точнее, вплоть до конца восьмидесятых годов. В престижный, но непрактичный колер горьковских «персоналок» красили только Волги, Чайки и лимузины ЗИЛ.
«Персоналка застоя» (и после него) была, разумеется, черного цвета. В частные руки такие машины не попадали, за редким исключением
«Двадцать четвёрка» встречалась в разных цветах – в том числе и в ярких. Однако большое количество машин было окрашено в «стандартный» белый или серый тон
Для ГАЗ-3102 было предусмотрено даже меньшее количество цветов, чем было у предыдущих Волг. Большинство же машин этой модели было черного и белого цвета
«Копейку» красили в тёмные цвета – синий и зелёный. Но чёрных Жигулей этой модели с завода не было! В середине семидесятых годов этот тёмно-синий цвет «трёшки» называли «дипломат»
Чёрный Москвич? Главный конструктор завода А.Ф. Андронов считал, что именно он лучше всего проявляет нюансы дизайна опытных образцов. Позднее этот прототип принял участие в фотосессиях для ВО «Автоэкспорт», что и стало источником мифа по поводу «чёрных Москвичей с завода».
Зато Автозавод имени ленинского комсомола первым начал применять так называемые рефлексные эмали — то есть, аналог современных «металликов»! Еще до того, как АЗЛК-2140 встал на конвейер, в 1974-1975 гг. на выставке ВДНХ экспонировались предсерийные прототипы нового Москвича, кузов которых был окрашен не обычной краской, а новомодными по мировым меркам «металликами» — золотистым под названием «Орфей» и серебристым («Снежная Королева»).Предсерийный АЗЛК-2140 цвета «Орфей» на ВДНХ-74
Аналогичной металлизированной эмалью (только зелёного цвета) для пущего эффекта покрыли и так и не ставший серийным «большой Москвич» модели 3-5-6.
Удивительно, но эксперименты с цветовой гаммой «сорокового» в итоге дошли до уровня колерной книжки серийных автомобилей! Ведь в начале 1977 года некоторые партии Москвичей начали окрашивать в три цвета рефлексных эмалей производства немецкой фирмы Herberts — зелёный «Аллигатор», синий «Садко» и голубой «Форель». Таким образом, АЗЛК-2140 стал первым автомобилем в истории советского автопрома, который серийно получил краску типа «металлик».АЗЛК-2140, окрашенный рефлексной эмалью «Форель»
Трёхмиллионный «сороковой» выкрашен, разумеется, в металлик («Страдивари»). Обратите внимание на буйство палитры красок товарных Москвичей за спинами рабочих АЗЛК
В июле 1975-го в Тольятти был выпущен двухмиллионный автомобиль – ВАЗ-21011, кузов которого был окрашен в очень необычный цвет «Ультрамарин». Причём это была не простая эмаль, а рефлексная!
Предсерийная «шестёрка» тоже была покрашена эффектным зелёным «металликом»! Но, в отличие от машин московского автозавода, серийные Жигули новомодную краску не получили
Естественно, в первую очередь такое эффектное внешне покрытие предназначалось для экспортных машин, однако правдами и неправдами металлизированные Москвичи удавалось «достать» и советским гражданам — особенно тем, кто был как-то причастен или связан с московским автозаводом.
В 1979-м обновилась и палитра «металликов», и поставщик краски. Вместо немцев модную эмаль начала поставлять югославская фирма Helios, хотя на заводе в это время использовался и металлик немецкой марки Glasurit (входит в концерн BASF). Серебристый цвет «Снежная королева», как и коричнево-золотистый «Страдивари», были задуманы в качестве основных «фирменных» оттенков для «люксовой» модификации АЗЛК-2140-117, больше известной как SL. Правда, большинство «сатурнуслюксов», как и обычные «сороковые», окрашивалось во вполне стандартные эмали ярославского производства.
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО БОЛЬШИНСТВО «МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫХ» МОСКВИЧЕЙ, ПОКИНУВ КОНВЕЙЕР, ДОЛЖНО БЫЛО ОТПРАВИТЬСЯ ЗА ГРАНИЦУ, НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО МАШИН, ОКРАШЕННЫХ В «СТРАДИВАРИ» И «КОРОЛЕВУ», НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ВСЁ ЖЕ ПРОСАЧИВАЛОСЬ.17 cентября 1986 года в Москве собрали четырехмиллионный Москвич. Им стал «люкс» цвета «Снежная королева».
Ранние прототипы «сорок первого» покрасили в тёмно-серый металлик, напоминавший культовый в девяностые годы «мокрый асфальт»
Ранние АЗЛК-2141 красили в несколько оттенков бежевого — «Таврия», «Гоби» и «Арахис». На заднем плане — «сорок первый» цвета «Снежная королева».
Большинство машин впоследствии было окрашено вот в такой «унылый» белый цвет
«Гольфстрим» — интересный сине-зелёный цвет, который очень шел новому Москвичу
В восьмидесятые годы ВАЗы для экспорта нередко окрашивались импортными эмалями — например, производства старейшего производителя красок — фирмы Sadolin. Нередко на бумажных бирках, наклеенных на внутренней стороне крышки багажника Жигулей, можно было встретить и слово «Хелиос» — так называлась эмаль югославского производства. Большинство же автомобилей с ладьей на решетке окрашивалось красками, произведенными в Ярославле.
Код окраски кузова и марку эмали на Жигулях можно было узнать из специальной бумажки, наклеенной на внутреннюю поверхность крышки багажника
Обратите внимание: в колерной книжке ВАЗ за 1989 год уже есть черный цвет!
Серо-голубой (427) цвет появился в гамме ВАЗ во второй половине восьмидесятых годов
Цветовая гамма «восьмерок», появившихся на дорогах СССР в середине восьмидесятых годов, практически полностью повторяла «жигулёвскую» — по крайней мере, в начале выпуска. Не редкостью были яркие, «сочные» цвета – «Зелёная липа» (салатово-зелёный), «Примула» (светло-желтый), «Коррида» (коричнево-оранжевый).
«Примула», «Коррида», «Зелёная липа» – ранние «восьмерки» были, как говорят некоторые, «цветными», причем многие автомобилисты предпочитали при возможности взять машину более спокойного оттенка (белого или бежевого)
Ярко-красный и белый цвета были доступны как на Жигулях, так и на Спутниках
Многие ранние Спутники были окрашены в привычные по другим советским машинам белый, бежевый, коричневый, красный, темно-зелёный и синий цвета. Серо-белый и бежевый оттенки в восьмидесятые годы вообще превалировали над остальными в производственной гамме – видимо, потому, что такие краски были дешевле других. Правда, для покупателя они стоили столько же, сколько и более «весёлые», а ржавчина и грязь на белых и бежевых машинах была заметнее, чем на «цветных».
Белый – наиболее универсальный и распространённый цвет ВАЗ, ведь в него окрашивали все модели: от первых ВАЗ-2101 до «девяносто девятой»
Однако в конце восьмидесятых годов цветовая гамма переднеприводных моделей (ведь к «восьмерке» на конвейере уже добавилась и пятидверная «девятка»!) стала заметно интереснее — появились такие привлекательные для покупателей варианты, как «вишня», тёмно-синий «дипломат», тёмно-коричневый и ранее недоступный на ВАЗах чёрный неметаллик. Интересно, что немецкие (и многие другие европейские) дилеры были настолько не удовлетворены качеством покраски тольяттинских машин, что нередко абсолютно новые чёрные Самары полностью перекрашивали за рубежом!
В черный цвет Лады стали красить в 1989 году. Наряду с появившимися чуть позже металликами такой вариант окраса Спутника считался наиболее престижным в СССР
Обратите внимание: европейский дилер выкрасил бамперы, зеркала и нештатную решетку радиатора «восьмерки» в цвет кузова!
«Вишнёвая девятка» независимо от длины крыльев и точного оттенка (рубин 110 или вишня 127) в те годы была настолько престижным и популярным явлением (мемом, как сказали бы сейчас), что про неё слагали целые песни!
В это же время эмали с металлизированным эффектом наконец-то-то появились и на ВАЗах — разумеется, на переднеприводных «восьмерках» и «девятках». Речь идёт про культовый в начале девяностых тёмно-серый металлик под названием «мокрый асфальт», а также не менее космически крутой оттенок «валюта» (серо-зелёный металлик). Были еще более необычные и редкие «металлики», среди которых серо-голубоватый «электрон» и золотисто-бежевый «брызги шампанского».Электрон (415) – довольно редкий серебристо-голубовато-фиолетовый «металлик», которым окрашивались Спутники в начале девяностых годов
«Мокрый асфальт» (626) наряду с «валютой» (310) был невероятно модным цветом Самар в начале девяностых годов.
Правда, как и в случае с «металликовыми» Москвичами, эксплуатация автомобиля с такой краской превращалась в настоящую головную боль. Ведь если случилась любое, даже малейшее повреждение ЛКП (например, соседские детишки катались на велосипеде и случайно зацепили дверь), незаметно подкрасить элемент локально было невозможно, а при полной перекраске детали нужно было не только найти нужную (но очень редкую!) краску в продаже, но и нанести её с той же толщиной слоя! Ведь именно от этого зависел итоговый оттенок покрытия… А еще в силу тотального дефицита в СССР, отстояв несколько лет в очереди, будущий автовладелец был готов смириться даже с «цветом детской неожиданности» — лишь бы машина ездила и не ломалась. А всерьёз о выборе цвета при покупке отечественного автомобиля можно было говорить уже в другой стране и лет десять спустя. Но это уже совсем другая история.
Начало
ервые советские легковушки довоенных лет по цветовой гамме соответствовали концепции великого автопромышленника начала прошлого века Генри Форда: как знаменитый «черный воронок», так и менее зловещие по назначению «эмки» ГАЗ-М1 за редким исключением окрашивались в черный цвет. Да и правительственные ЗИСы, разумеется, были выкрашены аналогично.»Номенклатурно-официальный» колер смотрелся вполне уместно, но редкий еще дорожный поток от этого смотрелся довольно уныло и однообразно. Изредка попадались «эмки» с тёмно-зелёным или светло-серым кузовом, а более ярких «пятен на колёсах» до сороковых годов в СССР практически не встречалось.Черный цвет кузова для ГАЗ-А и «эмки» был предусмотрен, что называется, «по умолчанию»
И лишь только после того, как закончилась Вторая мировая война, дорожный поток в советских городах запестрел невиданными доселе красками, ведь на улицах появилась «Победа». В отличие от предшественницы, новую модель красили в разные цвета — несколько оттенков бежевого и зелёного, кофейный, синий, серый…ГАЗ — М 20 " Победа"
Предсерийные Победы были даже двухцветными с разделением по поясной линии
Самыми необычными были автомобили, окрашенные в бирюзовый и фисташковый цвет, причем это было не торговое наименование оттенка, а официальное обозначение в «Стандартах на отделку кузовов автомобилей Победа», утверждённое министром автомобильной промышленности СССР. А вот черных Побед просто не было: этот «официально-номенклатурный» цвет кузова стал прерогативой более престижных автомобилей — ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ.Цветовая гамма «Победы» была куда разнообразнее, чем у довоенных машин
«Правительственные» автомобили красили нитроэмалями в семь (!) слоёв с промежуточной полировкой каждого из них. Кроме традиционного черного цвета, хоть и редко, но встречались машины, окрашенные в серый цвет, а на экспорт даже отправляли машины с двухцветным кузовом! Однако для большинства граждан СССР ЗИМ ассоциировался с мрачно-черным окрасом.В большинстве своем ЗИМы были, разумеется, черными…
…хотя встречались и вот такие яркие и двухцветные варианты окраски!
«Народный» Москвич-400-420, как и его модернизированный вариант 401-420, по цветовой гамме не сильно отличался от Победы — все те же мягкие пастельные оттенки, характерные для европейских автомобилей сороковых годов. Тёмно-серый, тёмно-бежевый и сине-зелёный – вот, пожалуй, и вся «палитра», из которой обычно можно было условно выбирать «свой» цвет кузова при покупке Москвича.«Четырёхсотый» Москвич также не блистал яркостью цветовой гаммы
Все цвета радуги
Всё изменилось с началом выпуска ГАЗ-М21. Несмотря на то, что большинство новеньких Волг, мелькавших по улицам, было окрашено в однотонный цвет кузова (причём довольно спокойный — серый, бежевый, белый и так далее), разработанная на ГАЗе цветовая гамма предполагала не только большое разнообразие ярких оттенков, но и двухцветную окраску, доступную за дополнительную плату.«Двадцать первая» получила комбинированный окрас еще на стадии ранних прототипов!
Двухцветными были автомобили всех трёх серий
Предлагалось четыре варианта разделения поверхностей по цвету: например, крыша одного цвета, а низ другого, или крыша с выштамповкой одного цвета, а остальные детали — другого. Двенадцать комбинаций цветов при этом обеспечивали полную уникальность — шансы встретить вторую такую же «двухцветную» машину в потоке были невелики. Особенно если учесть, что на протяжении 14 лет конвейерной жизни «двадцать первой» для окраски кузова ГАЗ-21 использовалось свыше 160 артикулов (!) цветов, причём от партии до партии оттенки могли заметно отличаться. Это объяснялось несовершенством технологий на производстве автомобильных эмалей, из-за чего на завод поступали краски со значительными расхождениями по оттенку от эталонного номинала. Именно поэтому на ГАЗе были вынуждены вводить новые артикулы. Поэтому один и тот же тон в зависимости от года выпуска и даже партии автомобилей мог заметно отличаться по оттенку, из-за чего само понятие «цвет кузова» для ГАЗ-21 было довольно расплывчатым и условным.
ДВУХЦВЕТНАЯ ОКРАСКА, КАК И СТИЛИСТИКА КУЗОВА ГАЗ-21, НАВЕВАЛА АССОЦИАЦИИ С АМЕРИКАНСКИМИ АВТОМОБИЛЯМИ ТЕХ ЛЕТ. И, НАДО ПРИЗНАТЬ, ЯРКИЕ ОТТЕНКИ И МНОГОЦВЕТНОСТЬ НА ВОЛГЕ СМОТРЕЛИСЬ ВЕСЬМА УМЕСТНО — НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ НА СЕДАНАХ FORD И CHEVROLET ТЕХ ЛЕТ.
И схема окраски, и многие цвета Волги словно позаимствованы у этих американских машин пятидесятых годов. Или не словно…
В отличие от Победы, ГАЗ-21 красили и в чёрный цвет – как нетрудно догадаться, такие Волги обслуживали чиновников и партийную номенклатуру, а «частникам» они доставались в исключительных случаях.
«Чёрная Волга» — это привычное советским гражданам словосочетание появилось еще при ГАЗ-21
Так, на ГАЗ-21 черного цвета ездил советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Интересно, что «гагаринская» Волга при стандартном для «номенклатурных» автомобилей однотонном черном кузове отличалась от остальных машин светло-голубой отделкой салона — необычное сочетание для «двадцать первой», надо признать.
Двухцветная окраска кузова была доступна и для новых моделей МЗМА (402/403). По крайней мере, на экспортных Москвичах встречались контрастные сочетания верхней части кузова и боковин (ниже молдингов).Двухцветные Москвичи выглядели эффектно и на страницах брошюр «Автоэкспорта»…
Какие Москвич и Волга могли экспонироваться на выставках за рубежом? Правильно, только двухцветные!
Предсерийный Москвич-408 также получил двухцветную окраску. Но серийные «четыреста восьмые» стали однотонными
Двухцветным был даже предсерийный «горбатый» Запорожец!
Большинство советских автомобилей тех лет красили эмалями ярославского завода «Победа рабочих», причем постепенно нитроэмали были вытеснены более современными и стойкими к внешним воздействиям синтетическими меламиноалкидными красками (МЛ). Такую эмаль с отвердителем сушили при температуре от 80 до 130 градусов. Правда, правительственные лимузины тех лет по-прежнему окрашивались нитроэмалями (вручную!) в несколько заходов с промежуточной сушкой и полировкой отдельных слоёв!
Загадочный металлик
«Обрусевший» Fiat 124 под названием ВАЗ-2101 вышел на дороги большой страны в 1970 году.Первые тысячи «копеек» цветовым разнообразием не блистали, поскольку палитра красок состояла из серо-белого (заводской код 233), вишнёвого (181), зелёного (386), синего (483) и палевого (583).
Чуть позже к ним прибавились светло-голубой, светло-дымчатый, желтый и несколько оттенков красного. Ну а более-менее разнообразная гамма цветов и оттенков на тольяттинских автомобилях появилась в середине семидесятых годов, причем какого-то «эксклюзивного» цвета для той или иной модели не существовало.Таблица цветов Жигулей семейства 2101 (2101, 2102, 21011, 21013), выпускавшегося с 1970 по 1987 гг.
То есть, в один и тот же период в ярко-желтый цвет красили не только «единичку», но и ВАЗ-2103, Ниву и другие выпускавшиеся на тот момент модели.
В один и тот же цвет красили разные модели ВАЗ, причем смотрелась эмаль на машинах по-разному
Впоследствии это же правило «единого цвета для всех моделей» за редким исключением сохранится и для более новых Жигулей. Интересно, что вазовские малолитражки (как, впрочем, и товарные Москвичи, сделанные на двух автозаводах в Москве и Ижевске) в чёрный цвет не красили никогда — точнее, вплоть до конца восьмидесятых годов. В престижный, но непрактичный колер горьковских «персоналок» красили только Волги, Чайки и лимузины ЗИЛ.
«Персоналка застоя» (и после него) была, разумеется, черного цвета. В частные руки такие машины не попадали, за редким исключением
«Двадцать четвёрка» встречалась в разных цветах – в том числе и в ярких. Однако большое количество машин было окрашено в «стандартный» белый или серый тон
Для ГАЗ-3102 было предусмотрено даже меньшее количество цветов, чем было у предыдущих Волг. Большинство же машин этой модели было черного и белого цвета
«Копейку» красили в тёмные цвета – синий и зелёный. Но чёрных Жигулей этой модели с завода не было! В середине семидесятых годов этот тёмно-синий цвет «трёшки» называли «дипломат»
Чёрный Москвич? Главный конструктор завода А.Ф. Андронов считал, что именно он лучше всего проявляет нюансы дизайна опытных образцов. Позднее этот прототип принял участие в фотосессиях для ВО «Автоэкспорт», что и стало источником мифа по поводу «чёрных Москвичей с завода».
Зато Автозавод имени ленинского комсомола первым начал применять так называемые рефлексные эмали — то есть, аналог современных «металликов»! Еще до того, как АЗЛК-2140 встал на конвейер, в 1974-1975 гг. на выставке ВДНХ экспонировались предсерийные прототипы нового Москвича, кузов которых был окрашен не обычной краской, а новомодными по мировым меркам «металликами» — золотистым под названием «Орфей» и серебристым («Снежная Королева»).Предсерийный АЗЛК-2140 цвета «Орфей» на ВДНХ-74
Аналогичной металлизированной эмалью (только зелёного цвета) для пущего эффекта покрыли и так и не ставший серийным «большой Москвич» модели 3-5-6.
Удивительно, но эксперименты с цветовой гаммой «сорокового» в итоге дошли до уровня колерной книжки серийных автомобилей! Ведь в начале 1977 года некоторые партии Москвичей начали окрашивать в три цвета рефлексных эмалей производства немецкой фирмы Herberts — зелёный «Аллигатор», синий «Садко» и голубой «Форель». Таким образом, АЗЛК-2140 стал первым автомобилем в истории советского автопрома, который серийно получил краску типа «металлик».АЗЛК-2140, окрашенный рефлексной эмалью «Форель»
Трёхмиллионный «сороковой» выкрашен, разумеется, в металлик («Страдивари»). Обратите внимание на буйство палитры красок товарных Москвичей за спинами рабочих АЗЛК
В июле 1975-го в Тольятти был выпущен двухмиллионный автомобиль – ВАЗ-21011, кузов которого был окрашен в очень необычный цвет «Ультрамарин». Причём это была не простая эмаль, а рефлексная!
Предсерийная «шестёрка» тоже была покрашена эффектным зелёным «металликом»! Но, в отличие от машин московского автозавода, серийные Жигули новомодную краску не получили
Естественно, в первую очередь такое эффектное внешне покрытие предназначалось для экспортных машин, однако правдами и неправдами металлизированные Москвичи удавалось «достать» и советским гражданам — особенно тем, кто был как-то причастен или связан с московским автозаводом.
В 1979-м обновилась и палитра «металликов», и поставщик краски. Вместо немцев модную эмаль начала поставлять югославская фирма Helios, хотя на заводе в это время использовался и металлик немецкой марки Glasurit (входит в концерн BASF). Серебристый цвет «Снежная королева», как и коричнево-золотистый «Страдивари», были задуманы в качестве основных «фирменных» оттенков для «люксовой» модификации АЗЛК-2140-117, больше известной как SL. Правда, большинство «сатурнуслюксов», как и обычные «сороковые», окрашивалось во вполне стандартные эмали ярославского производства.
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО БОЛЬШИНСТВО «МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫХ» МОСКВИЧЕЙ, ПОКИНУВ КОНВЕЙЕР, ДОЛЖНО БЫЛО ОТПРАВИТЬСЯ ЗА ГРАНИЦУ, НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО МАШИН, ОКРАШЕННЫХ В «СТРАДИВАРИ» И «КОРОЛЕВУ», НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ВСЁ ЖЕ ПРОСАЧИВАЛОСЬ.17 cентября 1986 года в Москве собрали четырехмиллионный Москвич. Им стал «люкс» цвета «Снежная королева».
Ранние прототипы «сорок первого» покрасили в тёмно-серый металлик, напоминавший культовый в девяностые годы «мокрый асфальт»
Ранние АЗЛК-2141 красили в несколько оттенков бежевого — «Таврия», «Гоби» и «Арахис». На заднем плане — «сорок первый» цвета «Снежная королева».
Большинство машин впоследствии было окрашено вот в такой «унылый» белый цвет
«Гольфстрим» — интересный сине-зелёный цвет, который очень шел новому Москвичу
В восьмидесятые годы ВАЗы для экспорта нередко окрашивались импортными эмалями — например, производства старейшего производителя красок — фирмы Sadolin. Нередко на бумажных бирках, наклеенных на внутренней стороне крышки багажника Жигулей, можно было встретить и слово «Хелиос» — так называлась эмаль югославского производства. Большинство же автомобилей с ладьей на решетке окрашивалось красками, произведенными в Ярославле.
Код окраски кузова и марку эмали на Жигулях можно было узнать из специальной бумажки, наклеенной на внутреннюю поверхность крышки багажника
Обратите внимание: в колерной книжке ВАЗ за 1989 год уже есть черный цвет!
Серо-голубой (427) цвет появился в гамме ВАЗ во второй половине восьмидесятых годов
Цветовая гамма «восьмерок», появившихся на дорогах СССР в середине восьмидесятых годов, практически полностью повторяла «жигулёвскую» — по крайней мере, в начале выпуска. Не редкостью были яркие, «сочные» цвета – «Зелёная липа» (салатово-зелёный), «Примула» (светло-желтый), «Коррида» (коричнево-оранжевый).
«Примула», «Коррида», «Зелёная липа» – ранние «восьмерки» были, как говорят некоторые, «цветными», причем многие автомобилисты предпочитали при возможности взять машину более спокойного оттенка (белого или бежевого)
Ярко-красный и белый цвета были доступны как на Жигулях, так и на Спутниках
Многие ранние Спутники были окрашены в привычные по другим советским машинам белый, бежевый, коричневый, красный, темно-зелёный и синий цвета. Серо-белый и бежевый оттенки в восьмидесятые годы вообще превалировали над остальными в производственной гамме – видимо, потому, что такие краски были дешевле других. Правда, для покупателя они стоили столько же, сколько и более «весёлые», а ржавчина и грязь на белых и бежевых машинах была заметнее, чем на «цветных».
Белый – наиболее универсальный и распространённый цвет ВАЗ, ведь в него окрашивали все модели: от первых ВАЗ-2101 до «девяносто девятой»
Однако в конце восьмидесятых годов цветовая гамма переднеприводных моделей (ведь к «восьмерке» на конвейере уже добавилась и пятидверная «девятка»!) стала заметно интереснее — появились такие привлекательные для покупателей варианты, как «вишня», тёмно-синий «дипломат», тёмно-коричневый и ранее недоступный на ВАЗах чёрный неметаллик. Интересно, что немецкие (и многие другие европейские) дилеры были настолько не удовлетворены качеством покраски тольяттинских машин, что нередко абсолютно новые чёрные Самары полностью перекрашивали за рубежом!
В черный цвет Лады стали красить в 1989 году. Наряду с появившимися чуть позже металликами такой вариант окраса Спутника считался наиболее престижным в СССР
Обратите внимание: европейский дилер выкрасил бамперы, зеркала и нештатную решетку радиатора «восьмерки» в цвет кузова!
«Вишнёвая девятка» независимо от длины крыльев и точного оттенка (рубин 110 или вишня 127) в те годы была настолько престижным и популярным явлением (мемом, как сказали бы сейчас), что про неё слагали целые песни!
В это же время эмали с металлизированным эффектом наконец-то-то появились и на ВАЗах — разумеется, на переднеприводных «восьмерках» и «девятках». Речь идёт про культовый в начале девяностых тёмно-серый металлик под названием «мокрый асфальт», а также не менее космически крутой оттенок «валюта» (серо-зелёный металлик). Были еще более необычные и редкие «металлики», среди которых серо-голубоватый «электрон» и золотисто-бежевый «брызги шампанского».Электрон (415) – довольно редкий серебристо-голубовато-фиолетовый «металлик», которым окрашивались Спутники в начале девяностых годов
«Мокрый асфальт» (626) наряду с «валютой» (310) был невероятно модным цветом Самар в начале девяностых годов.
Правда, как и в случае с «металликовыми» Москвичами, эксплуатация автомобиля с такой краской превращалась в настоящую головную боль. Ведь если случилась любое, даже малейшее повреждение ЛКП (например, соседские детишки катались на велосипеде и случайно зацепили дверь), незаметно подкрасить элемент локально было невозможно, а при полной перекраске детали нужно было не только найти нужную (но очень редкую!) краску в продаже, но и нанести её с той же толщиной слоя! Ведь именно от этого зависел итоговый оттенок покрытия… А еще в силу тотального дефицита в СССР, отстояв несколько лет в очереди, будущий автовладелец был готов смириться даже с «цветом детской неожиданности» — лишь бы машина ездила и не ломалась. А всерьёз о выборе цвета при покупке отечественного автомобиля можно было говорить уже в другой стране и лет десять спустя. Но это уже совсем другая история.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
Купил черную машину — будь готов умереть с тряпкой! Самый практичный цвет бежевый и золотистый, грязь не сильно заметна. Хочу сказать, что у автомаляров всегда будет работа. Потому что выбор цвета вещь индивидуальная!
- ↓
+1
да
- ↑
- ↓
+3
На вкус и цвет товарищей нет.
- ↑
- ↓
+3
А вообще мне металлики не нравятся. Они красивые если только в небольшом количестве. Сейчас прямо тяжело на машины смотреть так надоел этот металлик. Чистые натуральные без примесей цвета наоборот очень радуют глаз. А для машины наиболее практичными являются как раз нелюбимые автором серо-бело- бежевые цвета. На них и грязь практически не заметно и солнце их не так нагревает. А темная машина сразу после мойки уже грязная.
- ↓
+2
Грязь, грязь, грязь! Вы что? Краска тут при чём? Приятно проехать на ЧИСТОМ автомобиле, даже если он чёрный. Более того на чёрном.
- ↑
- ↓
+2
На чистом приятно. На грязном не очень. А на черной машине практически после мойки уже заметен слой пыли. Ну если кому делать нечего и он по нескольку раз в день намывает свою «красавицу», то можно и черную конечно. Остальным намного практичнее светлые тона. Намного дольше сохраняется приятное ощущение чистой машины ))). А белый цвет, кстати часто смотрится намного более выигрышно чем черный.
- ↑
- ↓
+1
Ещё раз. На вкус и цвет-товарищей нет. Нравится белый-ради бога. А у меня чёрный седан.Большой. Мою часто, в автомойке.
- ↑
- ↓
+2
Да ради бога, мойте на здоровье. )
- ↑
- ↓
+1
Спасибо за совет. Прислушаюсь.
- ↑
- ↓
0
Примерно, до начала 80-х годов, москвичи (в отличие от жигулей) были в свободной продаже. Причем можно было купить любого цвета, в т.ч. и металлики. У нас был 2140 голубой металлик, или как раньше называли перламутровый. Причем без всякого блата, как тут пишет автор. Подкрасить повреждения конечно была целая проблема. Это правда.
- ↓
+2
Сова делала довольно неплохие машины, не нарушала технологии. Многие из советских машин ездят спустя полвека и нету сквозных дыр как на российской Газели через пару лет эксплуатации. С ресурсами и талантливыми людьми в России можно было бы выпускать лучшие в мире автомобили. Проблема именно в руководстве, в подготовке кадров и управленцах.
- ↓
0
В советский период автомобиль был роскошью, его берегли как зеницу ока, и «отработку» в короба лили, и мастикой днище обмазывали, и самодельные подкрылки прилаживали, в конце 80х даже металлические решетки на фары ставили.Менять машину далеко не каждый мог себе позволить.По этому (некоторые) экземпляры и ходили долго, а не из-за качества сборки.
- ↑
- ↓
+1
Непонятно, зачем автор поместил фото красно-белого ГАЗ-12 ЗИМ, если пишет о заводской окраске кузовов. Ясно же видно, что ЗИМ восстановлен и владелец покрасил его так, как ему захотелось!
- ↓
+3
Очень интересно! Спасибо!
В разные годы владел отечественными ЗАЗ-968М цвета «охра золотистая», М-412 «серо-масляный», М-2140 «гоби», М-2141 «валюта», ВАЗ-21074 «гранат», ВАЗ-2114 «жемчуг», ВАЗ-21124 «звёздная пыль»…
- ↓