Делая снимок цифровым фотоаппаратом, я вспомнил, как мы занимались фотографией (фотоделом) во времена СССР в 70 — 80 годы. Ведь раньше на фотоаппарате нельзя было увидеть готового кадра, сфотографированного Вами, но все равно фотографировали с удовольствием и громадным интересом.
В каждой советской семье был какой — то фотоаппарат и снимали тем, что было…
Волна массового увлечения фотографией в СССР пришлась на послевоенное время. Не последнюю роль здесь сыграла и сравнительная доступность фототехники. Меня на это увлечение «подсадил» еще в 5 классе друг семьи – фотожурналист. Он купил первый в моей жизни фотоаппарат. Фотоаппарат назывался «Смена-8М» и был чем-то вроде современных «мыльниц»…
Стоила «Смена-8М» 15 рублей. Не то чтобы дорого, но всё-таки считалось, что это не для детей. «Зоркий», «Смена», «Фэд» — это популярные марки фотоаппаратов, а если у Вас был «Зенит» или «Киев», то это уже было «круто».
В фото-магазинах можно было купить все необходимое для фотодела, такое как: фотоувеличитель, фото-бачок, фотопленку, различные виды фотобумаги, ванночки, проявитель, закрепитель и не забыть про красный фонарь. В темной комнате при свете красного фонаря рождались кадры из жизни советского человека.
Фотографировать, не видя готового кадра на дисплее аппарата, не так-то и легко. Прежде всего нужно было выставить правильную выдержку на фотоаппарате, от этого зависело качество отснятой пленки (негатива). В этом случае многие пользовались фото- экспонометрами (бумажные с надписями — дешевка, с фотоэлементом — это дороже, но конкретнее), ведь от качественного негатива (пленки), зависело и качество будущих фотографий. На фотопленке было всего 36 кадров и надо было постараться их все отснять качественно.
Вместе с фотоаппаратом друг семьи купил мне две специальных кюветы для реактивов из прозрачного цветного пластика (оранжевую для проявителя и белую для фиксажа) и чёрный зарядной бачок, заодно объяснив, как им пользоваться. После чего умчался в очередную командировку. А я приступил к осваиванию этого непростого дела.
Наверно, большинство читателей не очень представляют, как проходил патриархальный процесс работы с фотографиями, хотя бы в силу того, что не увлекались этим или не застали эпоху черно-белых пленок. Поэтому, я хочу рассказать, о способе изготовления фотографий в то, уже далекое советское время…
Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.
Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65, поэтому (да простят меня защитники светлого образа), эта плёнка бывала в продаже не всегда.
Чаще всего продавалась Тасма. Но поскольку любителей фотографии в СССР было значительно меньше, чем любителей колбасы, то таких случаев, чтобы в магазине вообще не было никакой плёнки, я не припомню. Но Свема-65 точно бывала с перебоями.
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку.
Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Кстати, проявитель (а равно и фиксаж), бывал тоже с перебоями. Поэтому, например, лично я набирал сразу гору пакетиков проявителя и фиксажа, благо стоили они – копейки.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал “чего бог подаст”. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется).
После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки).
Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей.
Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок.
Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.
Способ, про который я рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.
В Москве в общем и целом не составляло труда приобрести цветные реактивы из ГДР фирмы «ORWO» – они продавались в специализированном магазине «Юпитер» на Калининском проспекте. Но за пределами Москвы с цветными реактивами было далеко не так шоколадно. Проще говоря, они были дефицитом.
И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями.
Некоторым выходом было использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора.
Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов (тоже ГДРовских).
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этих целей необходима специальная бандура, под названием фотоувеличитель.
Фотоувеличитель, упрощённо, представляет из себя светонепроницаемую ёмкость типа цилиндра или шара, внутри которого установлена лампочка.
С одной стороны цилиндра – той, которая обращена вниз – имеется объектив, примерно такой же, как и в фотоаппарате (хотя и попроще). Между лампочкой и объективом в специальный паз укладывалась плёнка.
Сам цилиндр закреплён на специальном кронштейне и может скользить по нему вверх-вниз. Кронштейн вмонтирован в специальную прямоугольную столешницы, ближе к краю.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.
Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.
Самый ответственный момент. Убираем красное стеклышко, считаем до десяти. Раз, два…
… Десять. Закрываем объектив, аккуратно берем бумажку и кидаем в ванночку с проявителем.
Картинка на фото-бумаге появилась, ждем пока она станет достаточно четкой. Главное не передержать, а то испортится и будет слишком темной. Все, дальше в фиксаж…
Выжидаем какое то время, промываем в тазике с чистой водой и вешаем обтекать.
Пока жидкость стекает с фотки достаем глянцеватель. Это нагреватель с зеркальными поверхностями, который сушит и делает наши фотки глянцевыми.
Главными деталями глянцевателя были два гибких зеркальных металлических листа.
При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась.
Затем листы с приклеенными фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
Нечего и говорить, что и фотоувеличитель, и глянцеватель тоже продавались не каждый день. Конечно они не были таким уж жутким дефицитом, но всё-таки.
Например, я долгое время брал увеличитель в прокате (был такой чудесный прокат на Гоголевском бульваре). И лишь спустя несколько лет после начала фотолюбительской карьеры случайно купил нормальный фотоувеличитель в «Юпитере».
Бумага была разнообразная. «Бромпортрет», «Фотобром», “Унибром” и ещё что-то – уже не помню точные названия. Качественная фотобумага тоже бывала не всегда. Впрочем, в СССР всё качественное бывало не всегда.
Главный инструмент фотографа – это, конечно же, фотоаппарат. Самым популярным фотоаппаратом был зеркальный «Зенит-Е» (речь о конце 70х – начале 80х). Стоил он не дёшево, но всё-таки доступно – около 100 рублей.
Время от времени «Зенит-Е» продавались в «Юпитере» и за ними сразу же выстраивалась очередь. Но обычно «Зенит-Е» продавались с каким-то уродским объективом (название уже не помню), а мне хотелось с объективом «Гелиос». В общем, в конце-концов мать купила мне по блату «Зенит-Е» с объективом «Индустар 61 ЛЗ», который смотрелся не хуже «Гелиоса».
С другой стороны, практически в любой момент можно было купить фотоаппарат Зенит-TTL. Но он был дорог – 240 рублей; а с особым дизайном (весь чёрный) – ещё дороже. В общем, о Зенит-TTL можно было только мечтать.
Также довольно свободно продавался широкоплёночный зеркальный «Киев». Но он тоже был дорогим. Иностранных фотоаппаратов в продаже не было. Вернее, были в комиссионном магазине но по цене от тысячи рублей и выше. Так что на всякие там Pentaxa или Nikon можно было только глядя на иностранцев облизываться.
Помню, году так в 1981 в Сокольниках случилась международная выставка «кино-фото-теле». Как водится, москвичи и гости столицы в выходные боем брали эту выставку. Я ходил на неё несколько раз (для чего сбегал с уроков), надолго замирая у стендов с иностранной фототехникой.
На стенде компании Minolta какой-то сердобольный японец дал нам с мамой несколько довольно подробных цветных проспектов фотоаппаратов Minolta, где подробно описывались принципы работы, приводились картинки как видит фотограф через видоискатель (это было что-то!). И сами цветные, напечатанные с невиданным для СССР качеством на мелованной бумаге проспекты, и те фотоаппараты, которые я там увидел, произвели на меня неизгладимое впечатление. На всю жизнь.
Minolta XG-M, 1981 г.
С того самого момента я мечтал о Minolt’е, конечно понимая, что у меня её никогда не будет. Но мечтал. А детская мечта осуществилась только в 2003 году. Сам не знаю для чего купил себе полупрофессиональный плёночный фотоаппарат Minolta. В принципе, только деньги выбросил, ибо все уже переходили на цифру. Но детская мечта – это такая мечта, на которую денег не жалко.
Как следует из всего перечисленного, фотолюбительство было не дешёвой забавой. И по деньгам и по временным затратам (проявка, печать) – это было дело хлопотное. Поэтому такого поголовного владения фотоаппаратами у населения не было. Например, у нас в классе фотоаппараты (свои. личные), имели 4-5 человек.
Фотографировали обычно типовые вещи: совместные посиделки, походы и т.п. Каких-то жанровых фотографий у фотолюбителей было мало. Да оно и понятно – большие фотоаппараты прошлого с собой каждый день не поносишь.
Не то что сегодня – каждый школьник своим мобильным телефоном может сделать «море» снимков и сбросив их на свой «комп», напечатать фотографии на принтере. Как просто и удобно — увидел что-то интересное, достал мобильный телефон и – щёлк. Нет, в те времена на фотоэтюды надо было специально собираться.
Мы со школьным товарищем, в старших классах заболели страстью фотографировать церкви. Сам не знаю, откуда у нас, комсомольцев, такое желание проснулось. Но мы всю Москву облазили, ища церкви. А их тогда в самом деле порой надо было искать (ибо большая часть церквей была складами или конторами).
И вот о чём я жалею – церкви-то мы фотографировали, а сфотографировать обычные московские улицы, простых людей, нам как-то в голову не приходило. То есть настолько нам это казалось неинтересным и незыблемым, что скажи нам, что через 20 лет ничего этого не будет – в жизни бы не поверили…
Впрочем, к фотографии это отношение не имеет.
Последние комментарии
действительно фотодело увлекательная вещь.но не из дешевых.была даже поговорка-хочешь разорить друга-подари ему фотоаппарат.
Да, и у меня тоже свой фотоувеличитель был. Купил я его за свою стипендию 41 советский рубль в 1987 году, на нем столько фоток напечатано было. Жуть. Потом и применение фиксажу другое нашлось. Фиксах+гидра пирит из аптеки или у девчонок из косметички и такая классная вонючая дымовуха получалась с отсрочкой самостоятельного пот жига секунд на 10, что просто супер.
Это всё у меня и сейчас есть… фотик смена…
Пленки и в кассетах продавались тоже. В магазине еще, помню, стоял ящик с рукавами, чтобы можно было пленку зарядить в кассету прямо в магазине. Дефицита с химикатами для черно-белой пленки не припомню, равно как и со свемовской пленкой. Цветную пленку не обрабатывал, говорить не буду. Дефицитом была орвовская цветная слайдовая пленка. Кстати, на любой пленке можно было делать диапозитивы, достаточно было ее засветить. А ту же МЗ-3Л я иногда использовал как негативную. У отработанного фиксажа было еще интересное применение — достаточно было в него бросить какой-нибудь металлический предмет, и он покрывался серебром. Чисто для баловства. В домашних условиях, на моей памяти, извлечением серебра из фиксажа никто не занимался, в то время, как на пром. свалках серебряные контакты можно было килограммами собирать. Что тоже мало кто делал.
Сколько бреда написано… Термометр… Промывка водой определенной температуры… Специальная банка для проявителя… Весь процесс делал химикатами комнатной температуры, всё промывал обычной водой из-под крана, ничего никогда не фильтровал — фотографии в альбомах до сих пор нормального качества и в нормальном состоянии…
Мне бабушка на пятнадцатилетие подарила Смену, как сейчас помню 15 рублей стоил, покупали в Детском мире. Остальное сам покупал, благо уже работал. К Смене очень полезная вещь была фотоэкспонометр, потом эту Смену мне в армию прислали, благодаря ей много армейских и гражданских фотографий до сих пор хранятся.
Как будто в детстве побывал! Спасибо ребята. А у меня была «ЧАЙКА» 72 кадра, щёлкал направо, и налево, ну-ка 72 кадра, это же здОрово. Правда качество снимков немного было скромнее, но зато сам процесс… С пацанами собирались печатать фотки, это было событие!
Как будто с меня списали — сначала " СМЕНА 8 М", " ФЭД " ," ЗЕНИТ", но больше всех мне нравился " ФЭД ", из-за обалденной шкалы выдержек.
… Как будто снова девочкой, пардон, мальчиком я стал…
Некоторые плёнки продавались уже в кассетах. Были ещё светильники слабо-зелёного цвета, не только красные.