Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»

Он создал самый массовый в мире вертолет Ми-8 и самый тяжелый Ми-12. Единственный из советских конструкторов пообещал Сталину за год сконструировать вертолет, который мог бы стать конкурентом американского «Sikorsky». Сегодня разработки Михаила Миля составляют более 90% вертолетного парка России.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»

Как ученый чуть не попрощался с жизнью из-за неудачного эксперимента, почему его отчислили из института за «мягкие стулья» и какое деликатное дело поручил ему Хрущев?

«Зачем нам эта муха?»

До середины прошлого столетия многие в СССР не видели перспектив использования вертолетов на войне. На предложение создать советский боевой вертолет министр обороны Родион Малиновский ответил: «Зачем нам эта муха? Я палкой её сбить смогу!». Однако разработки Михаила Миля заставили советское руководство изменить свое мнение. На Ми-1 установлено 27 мировых рекордов, на Ми-4 — 8 мировых рекордов. Ми-6 стал первым вертолетом, оснащенным газотурбинными двигателями. Последняя модель, поднявшаяся в воздух при жизни Миля, — Ми-24 — выпускается до сих пор. Ее модификации называют самыми воюющими вертолетами мира.

В США Миль встретился с ведущими авиаконструкторамиНо обо всем по порядку. В 1925 году 17-летний сибиряк Михаил Миль поступает в Сибирский технологический институт. Он сразу обращает на себя внимание сокурсников горячим интересом к новой и малопонятной большинству отрасли — авиации. Талантливого студента выделяют преподаватели. Но доучиться в этом институте ему не удалось. Однокурсник пожаловался на то, что дома у Миля мягкие стулья, а значит — буржуазная обстановка. Через год после отчисления Михаил поступает в Донской политехнический институт. Позже молодой перспективный инженер становится сотрудником Центрального аэрогидродинамического института, опытно-конструкторского бюро по винтокрылым аппаратам. Эту работу ему помог получить земляк Николай Камов, по стечению обстоятельств также занимавшийся винтокрылой техникой. Зарплата у перспективного специалиста была очень скромной, поэтому он подрабатывал преподавателем немецкого. Первое испытание геликоптера по проекту Миля превосходит все ожидания. Аппарат поднимается в небо на высоту 600 метров.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»

Михаил Леонтьевич Миль

В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ эвакуируют за Урал. Поступает приказ руководства: все документы по винтокрылым машинам сжечь. Иными словами, уничтожить весь многолетний труд геликоптерного отдела. Авиаконструктор нарушает этот приказ, сохранив чертежи. Уже в Билимбае, небольшом поселке за Уралом, где трудятся ведущие конструкторы, Миль узнает, что принято решение о сворачивании работ по созданию автожиров. Именно этим направлением занимался ученый. В качестве причины указывалось то, что машины плохо показали себя в бою: слишком шумные и неповоротливые.

Эксперимент не для слабонервных

Миль требует отправить его на фронт. Но для инженера винтокрылых машин работы на фронте нет. Тогда Михаил Леонтьевич начинает разрабатывать ружье, стреляющее реактивными снарядами. В момент выстрела сноп огня опаляет лицо стрелявшему. Присутствовавший на испытании нарком вооружения Дмитрий Устиновзаинтересовался Милем. Он распоряжается направить инженера на аэродром с целью модернизации рулевого механизма Ил-2 и Ил-4. Проблема состояла в следующем: самолеты, сбросив бомбы, пикировали вниз, у пилота не хватало сил вывести машину из штопора. Авиация несла огромные потери. Миль несколько месяцев работает над механизмом. В итоге изобретает пружинный доводчик, позволяющий легко управлять штурвалом самолета. В день испытаний никто из пилотов не хотел лететь на экспериментальной машине — за Милем закрепилась слава «невезучего». Во время испытаний самолет вышел из штопора. Миль был награжден за разработку компенсатора рулевой тяги.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»

После полета Ми-6

Вернувшись из эвакуации, Михаил Миль с женой и двумя детьми размещается в крошечном помещении заводской кассы. Он направляет Сталину письмо, в котором просит возобновить разработки винтокрылых машин. Ответа не поступает.

Под личным контролем Берии

Михаилу предлагают хорошую должность в «шараге» Туполева, но заниматься нужно самолётами. То есть о мечте — вертолётах — Милю пришлось бы забыть. Конструктор уже отчаивался получить ответ от советского руководства, и тут — вызов в Кремль. Ученый испытывал сложности и был так плохо одет, что подходящую для совещания в Кремле обувь ему дали коллеги. На совещании 23 сентября 1951 года у Сталина присутствовали авиаконструкторы Николай Камов, Андрей Туполев, Сергей Ильюшин. Знаменитые ученые недоумевают: почему приглашен Миль? Лаврентий Берия ставит задачу: разработать военно-транспортный вертолет, способный брать на борт до 10 человек — аналог американского вертолета «Sikorsky S-55». Эту задачу предполагается выполнить всего за 1 год — ничтожно малый срок. Все отказываются. Миль заявляет, что разработает подобную машину. Начинается один из наиболее сложных периодов в жизни ученого. Он вынужден ночевать на работе, разрабатывая военно-транспортный вертолёт по заказу Сталина. Штат сотрудников КБ растёт. В результате вертолет получился по летно-техническим характеристикам лучше американского «Sikorsky S-55». Машина отправлена в серийное производство. Ей присвоено имя «Ми-4».

Ученый несколько раз писал Сталину и был приглашен в КремльВ 50-х Миля пытались отстранить от работы. Его обвиняли в многократной переделке машин и неуважительном отношении к труду рабочих. Однако коллектив, сплотившись, отстоял своего руководителя.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»

Игорь Сикорский, 1914 год

В 1959 году Хрущев отправляется с визитом в США. Президент Эйзенхауэр приглашает Хрущева в гости. Вашингтон облетают на вертолете. Хрущев поражён «Sikorsky S-58» и новостью, что вертолёты — любимое средство передвижения Эйзенхауэра. Американский президент даже проводит здесь совещания. Хрущев спрашивает: могут ли США продать несколько подобных вертолетов СССР? Эйзенхауэр соглашается, и Милю сообщают о предстоящей командировке.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»

Ми-4

Спустя две недели советского конструктора привозят на завод Sikorsky Aircraft, где рассказывают об устройстве S-58 и его эксплуатации. Миль интересуется возможностью встретиться с Игорем Ивановичем Сикорским — живой легендой мировой авиации. Американцы обещают организовать встречу, но в последний момент Сикорский отказывается, сославшись на нездоровье. Однако Милю все же удается встретиться с конструкторами, составившими славу американского вертолетостроения — Дугласом и Хиллером. После возвращения из США Миль в своем КБ пытается разработать вертолет с турбореактивными двигателями на концах двух лопастей. Но идея оказалась нереализуемой, и Миль откладывает проект.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»Игорь Сикорский.

На вертолете новой конструкции МИ-6 впервые в мире была применена спарка турбовинтовых двигателей, которые установили перед фюзеляжем. Впоследствии это техническое решение стало классическим, его применяли многие конструкторы за рубежом.

В 1956-м прошли успешные испытания Ми-6. Первые серийные машины появились в 1959 году. Вертолет произвел фурор на международном авиасалоне Ле-Бурже — одном из главных событий в мире авиации.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»Вертолет Ми-6А на стоянке

В 1960 году под руководством Миля проектируется вертолет для перевозки крупногабаритных грузов (до 12 тонн) — МИ-10. После испытаний Миль начинает усовершенствование МИ-10. Укорачивает шасси, чтобы можно было использовать вертолет при монтажно-строительных работах (Модель МИ-10К). Кроме того, для этой модели проектируется дополнительная кабина под фюзеляжем.

Ми-6 произвел фурор на международном авиасалоне Ле-БуржеПозже, во время осмотра авиационной техники руководством страны, Миль заводит с Брежневым разговор о необходимости создания ударного боевого вертолета, аналогичного американскому «Ирокезу», который он видел на ависалоне в Ле-Бурже. При обсуждении с коллективом КБ было решено строить Ми-24 на базе Ми-8, использовать тот же двигатель и узлы, что облегчит ремонт, а запчасти сделает взаимозаменяемыми.

Он не спасовал перед Берией, проектируя аналог американского «Sikorsky»Ми-24

В общей сложности с конца 50-х годов Московский вертолетный завод им. М. Л.Миля произвел более 30000 единиц вертолетной техники. Ми-10К использовался при ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Михаил Леонтьевич скончался 31 января 1970 года в Москве.

Оставить комментарий

Последние комментарии

valery-uralets

Интересно, в школах сегодня, хотя бы вскользь, рассказывают о выдающихся конструкторах и их разработках эпохи СССР или это под запретом, как, например, роман «Как закалялась сталь»?

ionov-vm-msc

Спасибо — очень интересно!

buyantuev1969

он в 1941 году воевал под Ельней в роте автожиров.

svetstatjana

спасибо

diplomant14

В его время СССР вырастал в мирового промышленного гиганта и выращивали СССР тоже люди гиганты, а ныне у нас только Кудрины, Чубайсы и весь гайдаро-ЕБНовский причёт!

linetsi

Во как! Оказывается не все евреи в Ташкенте отсиживались… Некоторые создавали вертолеты, совершенствовали пикирующие бомбардировщики и рвались на фронт… Вот бы узнать, кто сконструировал танки Т-34, КВ и самолеты Ла…

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024