Донос отдела Культпросветработы генералу госбезопасности Ежову о показе образов Ленина и Сталина в пьесе «человек с ружьем»
На конец 30-х годов XX века пришелся расцвет культа личности Сталина в СССР. Тогда имя вождя пролетариата начало появляться в географических названиях и литературных произведениях, в какой-то момент образ Сталина начали использовать в театральных постановках.
Впрочем, не всегда это нравилось отделу Культпросветработы: если актёр, исполнявший роль, играл слабо, то об этом тут же становилось известно комиссару госбезопасности Николаю Ежову.
15.11.1937, Секретарю ЦК ВКП (б) тов. Кагановичу Л. М., тов. Ежову Н. И.
О ПОКАЗЕ ОБРАЗОВ В. И. ЛЕНИНА И И. В. СТАЛИНА В ПЬЕСЕ «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ»
13 ноября с. г. в театре им. Вахтангова состоялась премьера пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем». В этой пьесе впервые делается попытка показать на сцене роль В. И. Ленина как вождя и организатора Великой Октябрьской Социалистической революции. Роль В. И. Ленина исполняет народный артист Союза ССР Б. В. Щукин.
Одновременно в спектакле был показан образ И. В. Сталина в исполнении народного артиста СССР Р. Н. Симонова.
Образы В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина несмотря на тщательную работу актера и всего коллектива театра художественно получился еще недостаточно убедительным.
Нужно отметить, что на генеральной репетиции, имевшей место 3-го ноября с. г., актер Б. В. Щукин исполнял образ В. И. Ленина крайне неудовлетворительно. Автор перенес из кино способ и манеру держаться «углом». Эта угловатость была необходима для кино, где это обуславливается ракурсом съемки с одной зрительной точки съемочного аппарата. На экране такая угловатость придает образу портретное сходство с Лениным. Иначе нужно держаться актеру на сцене, где его фигура видна с разных зрительных точек. Здесь необходима такая подача образа В. И. Ленина, чтобы художественная правдивость этого образа сохранялась на сцене для зрителя с различных мест зрительного зала. За две недели работы, после съемок в кино, актеру Б. В. Щукину удалось в значительной мере отойти от приемов, примененных им в кино и не применимых на сцене.
Однако образ В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина на сцене театра имеет еще ряд существенных недостатков: излишняя суетливость актера в жесте и в походке; местами неестественная натянутость и позирование. Особо обращает внимание манера Б. В. Щукина набрасывать голову назад, что придает образу В. И. Ленина несвойственное ему выражение высокомерия.
При устранении отмеченной неровности и шероховатостей в актерской игре, образ В. И. Ленина в исполнении актера Б. В. Щукина получит наиболее близкое к действительности правдивое выражение.
Другое положение мы имеем с игрой актера Р. Н. Симонова.
Всесоюзный Комитет по делам искусств в лице т. Керженцева П. М. решил ввести в пьесу образ И. В. Сталина за три дня до премьеры. При приемке постановки Отделом культпросветработы ЦК ВКП (б) совместно с тов. Керженцевым 3-го ноября с. г. вопрос о показе образа И. В. Сталина не стоял. Естественно, что за такой короткий срок актер не успел тщательно продумать и глубоко прочувствовать великий образ.
В результате недопустимой спешки актер вышел на сцену не подготовленным, топтался на месте, держался неуверенно.
Тов. Керженцев П. М. отнесся к показу образа И. В. Сталина крайне легкомысленно. Вместо того, чтобы предварительно получить принципиальное согласие тов. Сталина И. В. на показ его образа на сцене, проверить исполнение роли с руководящими товарищами в закрытом спектакле и только после этого решать вопрос о допустимости игры актера Р. Н. Симонова, т. Керженцев произвольно включил в пьесу образ И. В. Сталина и разрешил выход актеру с недоработанным образом в открытом спектакле.
Такие действия т. Керженцева будучи недопустимыми для театров столицы, кроме того, открывают путь произволу в показе и трактовке образа тов. Сталина И. В. театрами периферии.
Учитывая изложенное, Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) просит просмотреть 16 ноября с. г. второй спектакль «Человек с ружьем» и разрешить вопрос о трактовке образа В. И. Ленина на сцене театра в исполнении Б. В. Щукина, решить вопрос о допустимости показа образа тов. Сталина И. В. на сцене театров; обсудить действия тов. Керженцева П. М.
Впрочем, не всегда это нравилось отделу Культпросветработы: если актёр, исполнявший роль, играл слабо, то об этом тут же становилось известно комиссару госбезопасности Николаю Ежову.
15.11.1937, Секретарю ЦК ВКП (б) тов. Кагановичу Л. М., тов. Ежову Н. И.
О ПОКАЗЕ ОБРАЗОВ В. И. ЛЕНИНА И И. В. СТАЛИНА В ПЬЕСЕ «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ»
13 ноября с. г. в театре им. Вахтангова состоялась премьера пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем». В этой пьесе впервые делается попытка показать на сцене роль В. И. Ленина как вождя и организатора Великой Октябрьской Социалистической революции. Роль В. И. Ленина исполняет народный артист Союза ССР Б. В. Щукин.
Одновременно в спектакле был показан образ И. В. Сталина в исполнении народного артиста СССР Р. Н. Симонова.
Образы В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина несмотря на тщательную работу актера и всего коллектива театра художественно получился еще недостаточно убедительным.
Нужно отметить, что на генеральной репетиции, имевшей место 3-го ноября с. г., актер Б. В. Щукин исполнял образ В. И. Ленина крайне неудовлетворительно. Автор перенес из кино способ и манеру держаться «углом». Эта угловатость была необходима для кино, где это обуславливается ракурсом съемки с одной зрительной точки съемочного аппарата. На экране такая угловатость придает образу портретное сходство с Лениным. Иначе нужно держаться актеру на сцене, где его фигура видна с разных зрительных точек. Здесь необходима такая подача образа В. И. Ленина, чтобы художественная правдивость этого образа сохранялась на сцене для зрителя с различных мест зрительного зала. За две недели работы, после съемок в кино, актеру Б. В. Щукину удалось в значительной мере отойти от приемов, примененных им в кино и не применимых на сцене.
Однако образ В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина на сцене театра имеет еще ряд существенных недостатков: излишняя суетливость актера в жесте и в походке; местами неестественная натянутость и позирование. Особо обращает внимание манера Б. В. Щукина набрасывать голову назад, что придает образу В. И. Ленина несвойственное ему выражение высокомерия.
При устранении отмеченной неровности и шероховатостей в актерской игре, образ В. И. Ленина в исполнении актера Б. В. Щукина получит наиболее близкое к действительности правдивое выражение.
Другое положение мы имеем с игрой актера Р. Н. Симонова.
Всесоюзный Комитет по делам искусств в лице т. Керженцева П. М. решил ввести в пьесу образ И. В. Сталина за три дня до премьеры. При приемке постановки Отделом культпросветработы ЦК ВКП (б) совместно с тов. Керженцевым 3-го ноября с. г. вопрос о показе образа И. В. Сталина не стоял. Естественно, что за такой короткий срок актер не успел тщательно продумать и глубоко прочувствовать великий образ.
В результате недопустимой спешки актер вышел на сцену не подготовленным, топтался на месте, держался неуверенно.
Тов. Керженцев П. М. отнесся к показу образа И. В. Сталина крайне легкомысленно. Вместо того, чтобы предварительно получить принципиальное согласие тов. Сталина И. В. на показ его образа на сцене, проверить исполнение роли с руководящими товарищами в закрытом спектакле и только после этого решать вопрос о допустимости игры актера Р. Н. Симонова, т. Керженцев произвольно включил в пьесу образ И. В. Сталина и разрешил выход актеру с недоработанным образом в открытом спектакле.
Такие действия т. Керженцева будучи недопустимыми для театров столицы, кроме того, открывают путь произволу в показе и трактовке образа тов. Сталина И. В. театрами периферии.
Учитывая изложенное, Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) просит просмотреть 16 ноября с. г. второй спектакль «Человек с ружьем» и разрешить вопрос о трактовке образа В. И. Ленина на сцене театра в исполнении Б. В. Щукина, решить вопрос о допустимости показа образа тов. Сталина И. В. на сцене театров; обсудить действия тов. Керженцева П. М.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Когда-то в конце 80х такие моменты «новизны» выглядели очень убедительными.
Спектакль какой-то помню, где изображают, как Сталина бальзамировали. Как ему маслом промывали кишечник, а потом кричали «да заткни ты ему ж**у!»
А в самом конце вышел персонаж, весь в каких-то шишках и наростах, с фонарями и инструментами какими-то во все стороны и страшной рожей.
Он назвался «прозектор перестройки»
- ↑
- ↓
+3
сейчас тоже самое
- ↓
-4
Любопытно, как за это наказали Симонова и Щукина? Об этом ни слова.
И что интересно, в 30-е годы и немцы тоже вовсю писали доносы в Гестапо на своих соседей и сослуживцев. Похожий режим, похожие и методы. Но немцы как то из этого д-ма вылезли после 45 года, а мы как вляпались в 1917, так до сих пор в нем и сидим.
- ↓
0
Немцы, похоже, с тех пор и сидят нижн воды, тише травы. Не могут сказать твёрдого слова ни оккупантам-амерам, ни заполонившим их беженцам.
- ↑
- ↓
0
У Солженицына что ли момент ежовщины описывается: когда на съезде или пленуме после слова товарища Сталина вс встают в «бурных и несмолкаемых аплодисментах». Все хлопают долго и увлечённо… Но при этом искоса поглядывают друг на друга: кто первым прекратит…
- ↑
- ↓
0
Куда они там вылезли? На виселицу?
- ↑
- ↓
-1
В первую пятерку списка высокоразвитых демократических стран.
- ↑
- ↓
+1
Всё зависит от приоритетов составителей.
- ↑
- ↓
+2
Такими невеждами и Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) и её структура в ЦК КПСС всегда были невеждами в части оценки произведений искусства! По всей 33 летней службе в армии политработников, за исключением немногих, воспринимаю как подлецов, бездельников, хапуг, бабников, пьяниц и невежд, они в то время были неприкосновенны как в н/в судьи, на крайний случай депутаты ГД!
- ↓
+5
А почему нет фамилии доносчика??? И второе чем же закончился этот спектакль??????????
- ↓
+3
Искусство- это оружие. Как зарядишь, так и стрельнет. Одинаково, что тирания, что и анархия уродливо влияет на него.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+2
Чем там все закончилось?
- ↓
+3
Надо думать, легким испугом. А может сильным. Я посмотрел в Википедии биографии актеров, про отсидку ни слова. Правда один умер в 1939 от сердечного приступа, но в это время Ежов уже сам сидел в следственном изоляторе.
- ↑
- ↓
+1
приступ был от встречи в камере с ежовым
- ↑
- ↓