На конец 30-х годов XX века пришелся расцвет культа личности Сталина в СССР. Тогда имя вождя пролетариата начало появляться в географических названиях и литературных произведениях, в какой-то момент образ Сталина начали использовать в театральных постановках.
Впрочем, не всегда это нравилось отделу Культпросветработы: если актёр, исполнявший роль, играл слабо, то об этом тут же становилось известно комиссару госбезопасности Николаю Ежову.
15.11.1937, Секретарю ЦК ВКП (б) тов. Кагановичу Л. М., тов. Ежову Н. И.
О ПОКАЗЕ ОБРАЗОВ В. И. ЛЕНИНА И И. В. СТАЛИНА В ПЬЕСЕ «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ»
13 ноября с. г. в театре им. Вахтангова состоялась премьера пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем». В этой пьесе впервые делается попытка показать на сцене роль В. И. Ленина как вождя и организатора Великой Октябрьской Социалистической революции. Роль В. И. Ленина исполняет народный артист Союза ССР Б. В. Щукин.
Одновременно в спектакле был показан образ И. В. Сталина в исполнении народного артиста СССР Р. Н. Симонова.
Образы В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина несмотря на тщательную работу актера и всего коллектива театра художественно получился еще недостаточно убедительным.
Нужно отметить, что на генеральной репетиции, имевшей место 3-го ноября с. г., актер Б. В. Щукин исполнял образ В. И. Ленина крайне неудовлетворительно. Автор перенес из кино способ и манеру держаться «углом». Эта угловатость была необходима для кино, где это обуславливается ракурсом съемки с одной зрительной точки съемочного аппарата. На экране такая угловатость придает образу портретное сходство с Лениным. Иначе нужно держаться актеру на сцене, где его фигура видна с разных зрительных точек. Здесь необходима такая подача образа В. И. Ленина, чтобы художественная правдивость этого образа сохранялась на сцене для зрителя с различных мест зрительного зала. За две недели работы, после съемок в кино, актеру Б. В. Щукину удалось в значительной мере отойти от приемов, примененных им в кино и не применимых на сцене.
Однако образ В. И. Ленина в исполнении Б. В. Щукина на сцене театра имеет еще ряд существенных недостатков: излишняя суетливость актера в жесте и в походке; местами неестественная натянутость и позирование. Особо обращает внимание манера Б. В. Щукина набрасывать голову назад, что придает образу В. И. Ленина несвойственное ему выражение высокомерия.
При устранении отмеченной неровности и шероховатостей в актерской игре, образ В. И. Ленина в исполнении актера Б. В. Щукина получит наиболее близкое к действительности правдивое выражение.
Другое положение мы имеем с игрой актера Р. Н. Симонова.
Всесоюзный Комитет по делам искусств в лице т. Керженцева П. М. решил ввести в пьесу образ И. В. Сталина за три дня до премьеры. При приемке постановки Отделом культпросветработы ЦК ВКП (б) совместно с тов. Керженцевым 3-го ноября с. г. вопрос о показе образа И. В. Сталина не стоял. Естественно, что за такой короткий срок актер не успел тщательно продумать и глубоко прочувствовать великий образ.
В результате недопустимой спешки актер вышел на сцену не подготовленным, топтался на месте, держался неуверенно.
Тов. Керженцев П. М. отнесся к показу образа И. В. Сталина крайне легкомысленно. Вместо того, чтобы предварительно получить принципиальное согласие тов. Сталина И. В. на показ его образа на сцене, проверить исполнение роли с руководящими товарищами в закрытом спектакле и только после этого решать вопрос о допустимости игры актера Р. Н. Симонова, т. Керженцев произвольно включил в пьесу образ И. В. Сталина и разрешил выход актеру с недоработанным образом в открытом спектакле.
Такие действия т. Керженцева будучи недопустимыми для театров столицы, кроме того, открывают путь произволу в показе и трактовке образа тов. Сталина И. В. театрами периферии.
Учитывая изложенное, Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) просит просмотреть 16 ноября с. г. второй спектакль «Человек с ружьем» и разрешить вопрос о трактовке образа В. И. Ленина на сцене театра в исполнении Б. В. Щукина, решить вопрос о допустимости показа образа тов. Сталина И. В. на сцене театров; обсудить действия тов. Керженцева П. М.
Последние комментарии
Чем там все закончилось?
Очень своевременный намек, в свете последних указов.
Искусство- это оружие. Как зарядишь, так и стрельнет. Одинаково, что тирания, что и анархия уродливо влияет на него.
А почему нет фамилии доносчика??? И второе чем же закончился этот спектакль??????????
Такими невеждами и Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) и её структура в ЦК КПСС всегда были невеждами в части оценки произведений искусства! По всей 33 летней службе в армии политработников, за исключением немногих, воспринимаю как подлецов, бездельников, хапуг, бабников, пьяниц и невежд, они в то время были неприкосновенны как в н/в судьи, на крайний случай депутаты ГД!
сейчас тоже самое
Жуткий документ. Будто дыхнуло мраком и холодом из того времени, когда мановением чьей-то руки народный артист превращается в лагерную пыль за «недостаточно глубоко прочувствованный великий образ». И почему все комментаторы кричат «А чем всё кончилось?», как будто не дали детективчик досмотреть. Где же привычное: «Тогда по другому нельзя было — ведь кругом были враги»? А? Чего притихли-то? Лично я в этой истории других врагов, кроме неведомого доносчика и адресата-наркома, не наблюдаю. А вы?
… Дааа… И спал спокойно, а утром в глаза смотрел… Нет слов… Мразь.
спасибо
Сегодня помойка на сцене. Бездарности играют в бездарных спектаклях.Впрочем, театр продолжается не только на сцене.