Как советская армия гнала фашистов от Курска

Оглушительный рев моторов сотен танков, скрежет металла, разрывы тысяч мин и снарядов — 12 июля 1943-го состоялось крупнейшее танковое сражение в мировой истории. Бой под Прохоровкой — ключевой эпизод Курской битвы, одной из решающих в Великой Отечественной войне.


Советские войска не допустили прорыв вермахта к Курску — операция «Цитадель» провалилась. О том, как развивались события под Курском 75 лет назад, — в материале РИА Новости.

Неприступная цитадель

Летом 1943-го немецкое командование решило отрезать так называемый Курский выступ, образовавшийся в результате зимнего наступления и вынужденного отхода Красной армии во время Харьковской оборонительной операции. Советские войска вклинились в оборону противника на глубину более 150 километров по фронту протяженностью около 550 километров.
Немцы хотели воспользоваться этим: окружить и уничтожить сосредоточенные здесь силы противника. Суть наступательной операции «Цитатель» заключалась в том, чтобы двумя одновременными мощными ударами с севера и юга зажать советскую группировку в клещи. Победа на этом направлении позволила бы немцам завладеть стратегической инициативой и снова угрожать Москве.
Для этого гитлеровцы стянули под Курск пятьдесят дивизий, то есть свыше 900 тысяч человек, почти три тысячи танков и штурмовых артиллерийских установок, десять тысяч орудий и минометов. С воздуха бронированную армаду прикрывали две тысячи самолетов, в том числе новые истребители «Фокке-Вульф-190А», штурмовики «Хеншель-190А» и «Хеншель-129».
Однако советская военная разведка выявила подготовку немецкой армии к крупному наступлению. Ставка приняла решение временно перейти к обороне, чтобы в ходе оборонительного сражения нанести врагу непоправимый урон и создать благоприятные условия для контратаки, а затем перейти в общее стратегическое наступление.
Противостояли атакующей немецкой армии войска Центрального (командующий — генерал армии Константин Рокоссовский), Воронежского (командующий — генерал армии Николай Ватутин) и Степного (командующий — генерал-полковник Иван Конев) фронтов. Это почти два миллиона человек, более 26,5 тысячи орудий и минометов, около пяти тысяч танков и самоходных артиллерийских установок.


Гвардейцы-бронебойщики отражают танковую атаку врага, лежа рядом с подбитым танком. Курская дуга
Операция «Цитадель» началась 5 июля. В первые же дни войска Центрального фронта изрядно потрепали и измотали ударную группировку на севере Курского выступа, остановив продвижение противника. Войска Воронежского фронта нанесли серьезное поражение передовым соединениям группы армий «Юг».
Прощупывая советскую оборону, гитлеровцы наносили массированные удары по всему фронту. Пятьсот танков при поддержке авиации прорвались через город Обоянь в направлении Курска, намереваясь ударить в тыл Центральному фронту. Советские войска уничтожили в этот день около трехсот танков, и атака врага захлебнулась.
Но даже неся огромные потери, немцы не теряли надежды найти слабое место в обороне Воронежского фронта и пробиться к Курску. К исходу 9 июля им удалось вклиниться в советские боевые порядки на глубину до 35 километров.


Пулеметный расчет выдвигается на огневую позицию. Курская дуга

Огонь и металл

Потерпев несколько тактических поражений, немцы попытались прорваться к Курску с юго-востока — на прохоровском направлении. Здесь сосредоточились танковый корпус СС четвертой танковой армии и третий танковый корпус оперативной группы «Кемпф». Это были хорошо подготовленные и закаленные в многочисленных боях соединения. Так, второй корпус СС состоял из элитных панцергренадерских дивизий «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Райх» и «Мертвая голова».
Стоит отметить, что тактика танкового боя немцев к тому времени изменилась. В первые годы войны главную роль в прорыве обороны советских войск играли легкие и средние танки, которые за счет скорости быстро преодолевали оборонительные укрепления. Однако к лету 1943-го Красная армия уже располагала более мощными и тяжелыми танками, а также эффективными противотанковыми средствами. Кроме того, советские войска тоже стали использовать большие группы танков для прорыва обороны немцев.
В операции «Цитадель» немцы по всей полосе обороны рассредоточили отдельные артиллерийские дивизионы, подчинявшиеся одному командиру. Это позволяло вести огонь по наступающим с флангов. В атаке немецкие танкисты в боевом порядке располагались клином. На его острие находились тяжелые «Тигры» и «Пантеры», пробивающие оборону. Следом шли средние танки T-IV. Кроме того, успеха немецкие танкисты добивались за счет постоянной связи между подразделениями и тесного взаимодействия с авиацией.
С советской стороны под Прохоровкой держали оборону 183-я стрелковая дивизия и второй танковый корпус. Но эти соединения понесли большие потери 10-11 июля, когда немецкая авиация наносила массированные удары по всей линии фронта. Срочно переброшенная в район гвардейская воздушно-десантная дивизия также не смогла остановить противника.
Для срыва замыслов немцев и предотвращения их дальнейшего наступления на прохоровском направлении советское командование спланировало мощный контрудар. Выполнять задачу поручили пятой Гвардейской танковой армии под командованием генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова.

Ил-2 атакует
Для усиления контратаки в оперативное подчинение танковой армии Ротмистрова передали еще несколько танковых частей, артиллерийских и минометных полков. Но у них был большой недокомплект из-за потерь в предыдущих боях на Курской дуге. Всего же на небольшом участке в несколько десятков километров сосредоточилось около семисот танков и самоходных артиллерийских установок с советской стороны и почти пятьсот танков и штурмовых орудий немцев.
Утром 12 июля перед атакой советских войск рубежи гитлеровцев обработала артиллерия. Пятая танковая армия устремилась к позициям дивизии «Адольф Гитлер». Но в распоряжении советских танкистов в основном были средние Т-34 с 76-миллиметровыми пушками, недостаточно мощными для брони тяжелых немецких «Тигров».
Особенно сильно разница в огневой мощи проявилась, когда боевые ряды перемешались и танки сблизились на расстояние прямого выстрела: 88-миллиметровые снаряды «Тигров» с легкостью прошивали «тридцатьчетверки». Немцы, как правило, выигрывали дуэли. Советские танкисты могли противопоставить им только скорость и маневренность. Кроме того, советские войска натолкнулись на хорошо подготовленную противотанковую оборону немцев, встретившую атакующих плотным артиллерийским огнем. С неба наносили бомбовые удары сотни самолетов.

Битва на Курской дуге. 1943 год

Коренной перелом

Кровопролитная битва под Прохоровкой не утихала весь день. На поле боя остались тысячи погибших солдат и офицеров, горели сотни подбитых танков и артиллерийских установок. Лязг гусениц, бомбовые разрывы и грохот орудий заглушали все вокруг, небо заволокло дымом и пылью. Земля горела и сотрясалась.
Противостояние в районе Прохоровки продолжалось до 16 июля. Немцы так и не прорвали оборону, и группа армий «Юг» стала откатываться на исходные позиции. В результате ни одна из сторон не достигла поставленных целей. Немцы, исчерпав наступательный потенциал, отказались от идеи прорваться в Курск — операция «Цитадель» окончательно сорвалась. Но и советским войскам разгромить противника не удалось.
Группировки Воронежского и Степного фронтов к 23 июля достигли рубежей, занимаемых советскими войсками до начала оборонительной операции, а 3 августа перешли в контрнаступление на белгородско-харьковском направлении.
В целом Курская битва стала переломным моментом Великой Отечественной войны. Самые сильные и боеспособные соединения и части немцев были обескровлены. Согласно советским данным, немецкие войска потеряли в битве тридцать дивизий, в том числе семь танковых, свыше пятисот тысяч солдат и офицеров, 1,2 тысячи танков и штурмовых орудий, свыше 1,5 тысячи самолетов.
После Курской битвы создались благоприятные условия для общего стратегического наступления Красной армии. Германия и ее союзники перешли к обороне на всех театрах Второй мировой войны, начался распад фашистского блока.

Пленные немцы
« Что читали школьники в СССР?
26 красивейших актрис советского кино »
  • +86

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Вопрос, конечно, к автору статьи.Что за фантастический самолёт Хеншель-190А он нашёл в составе Люфтваффе?
+3
Низкий поклон и вечная память и слава нашим защитникам Родины. Каждый раз неустаю удивляться — разгар войны, страна в руинах, а на фронтовых фотографиях советские бойцы идут в атаку в чистых и аккуратных обмундированиях и грязные и неряшливые фашисты, но смотришь наше «военное кино», так видишь в одежде военных все наоборот, вопрос — на кого киношники работают?
+7
Вечная слава героям от рядовых до командиров корпусов! Однако то что в своё время озвучил дурный Мыкытка, ЧВС Воронежского фронта не имея военного образования, будучи генсеком КПСС то и тянут до сих историки! Воронежский фронт благодаря «мудрому» руководству Ватутина терпел поражение и для его спасения из Степного фронта были переданы 5 га. А и 5 гв. ТА и вместо усиление обороны Ватутин кинул их во встречное сражение без надлежащей проработки наступательной операции, без достаточной артподдержки, снаряды были оставлены на позициях захваченных немцами и непонятно что делала воздушная армия фронта 12 июля! И почему историки молчат что в это время начались весьма успешные наступления: Брянского и Западного фронтов — северный фас Курской дуги и Юго-Западного и Южного фронтов — южный фас Курской дуги, особенно успешным было наступление Южного фронта прорвавшего оборону немцев на р. Миус захватив перспективные плацдармы для развития наступления, эти два фронта «подпирал» Степной фронт. Центральный фронт командующий К. Рокоссовский израсходовал более 1000 вагонов артснарядов а Воронежский менее 500 вагонов. На фоне наступления 4-х фронтов РККА наступательная операция Воронежского фронта используя две приданные армии выглядит как стремление Ватутина «присоседится» к коренному перелому в Курском сражении созданному успешным наступлением 4-х фронтов, после чего фюреру стало не до Курска! Ещё раз вечная слава тем кто пал и выжившим в Прохоровском сражении!
+13
Вечная Слава героям
-4
не тех гнала
+8
Тех. Не всех, но гнала. Надо было ещё бандеровцев под ноль извести, но это позже.
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
и какие же ракеты средней дальности в европе мы разместили? это я к тебе — белоснежка — обращаюсь? :))
+2
Зря Вы на Сталина обиду держите. Страна наша в руинах лежала, раны смертельные зализывала. Нужно было города восстанавливать, сёла из пепелищ вытаскивать. Мира нам было нужно, как никому. А на нас уже и ядерные бомбы нацелили, базы начали строить вокруг. Пришлось простить — сил на всё не хватало. А потом ненависть стала выплёскиваться: до конца пятидесятых смерть косила людей в Прибалтике и на Украине от «лесных братьев» и бандеровской сволочи. Вспыхивали мятежи в ГДР, Венгрии, Чехословакии. Мятеж в Польше вообще оказался смертельным для СЭВ и СССР. Насильно мил не будешь — коль невзлюбили нас, то силой не поможешь. Пытались, например, с прибалтийскими нацистами поступить также, как сегодня с Чечнёй. Не получилось — у них не было такого лидера, который бы остановил нацизм изнутри. Да и внешнее давление в те годы было куда меньше, чем сейчас. Поэтому затаились, но не смирились. А как было «дорабатывать» жён и детей нацистов? Да, тех, кто кормил, поил и поддерживал недобитых фашистов? У меня рецепта нет.
Комментарий удалён за нарушение
0
деточка — а русских начали выживать только после сноса «бронзового солдата»? ты чью историю озвучиваешь? сороса? так так и скажи — величайшая битва 2 мировой в европе — при эль-аламейа, СССР нипричём, курская битва — бой местного значения, АК срисовали с мп-43, м-16 выпущено больше чем АК и оно дешевле АК и технологичнее, ракеты стартуют и ррраз — первая касмицкая в 15 км/с… устал бред пычатать от твоих коллег :))
+3
Не буду Вас упрекать в том, что вы не поняли о чём я писал. Пусть буду виновен я, в том, что поторопился и невнятно изложил мысль. Нацистские преступники (о девятом форте слышали?) после войны скрывались. В Прибалтике эти негодяи назывались Лесными братьями и проч. Получали всемерную помощь и поддержку со стороны родственников и единомышленников. Тех, кто попадал в облавы или участвовал в боестолкновениях, уничтожали или сажали. Это продолжалось долго. И никто не знал что делать: расстреливать жён и детей? Не 37 год. Да и месть никто не отменял. Решили спустить на тормозах. Этим самым заложили фугас, который рванул в конце 80-х. Неуничтоженные нацисты, в т.ч. бандеровцы, никуда не делись. Вон до сих пор шествия устраивают. И пару поколений таких же воспитали. А разницу между националистом, рядящимся в вышиванку, и нацистом, сжигающих людей в Доме Профсоюзов, я понимаю, хоть и дурачок.