Как Сталин припомнил должок режиссеру Довженко

В 1938 году, встречаясь с советскими кинодеятелями, товарищ Сталин неожиданно полушутя обратился к известному режиссеру Довженко.

Как Сталин припомнил должок режиссеру Довженко

— А за Вами, товарищ Довженко, должок числится. Останьтесь-ка, обсудим как возвращать будете!

Действительно, еще три года назад, когда вождь награждал режиссера Орденом Ленина, он намекнул тому, что не плохо бы заняться темой «малоросского Чапаева». О легендарном комдиве Чапае фильм есть и отличный, а вот его «коллега» — герой Гражданской Николай Щорс несправедливо обойден вниманием.

Тот самый Щорс, про которого революционные красноармейцы пели:

Шел отряд по берегу, шел издалека

Шел под красным знаменем командир полка

Голова обвязана, кровь на рукаве

След кровавый стелется по сырой траве…

На торжественном приеме Довженко даже пообещал вождю непременно занять Щорсом и об этом даже написали газеты. Но время шло и режиссера полностью захватили другие проекты.

Но Сталин не стал припоминать режиссеру его давнее обещание. Вместо этого стал рассказывать как тяжело пришлось в годы Гражданской простым людям на Украине. Как большевики боролись с германскими и польскими захватчиками. Как давили украинскую контрреволюцию.

— Вот было бы здорово, товарищ Довженко, если «бы кто-то из наших кинодеятелей снял картину о том, как поднялся в былые годы простой народ Украины, как сбросил с себя белогвардейское ярмо. Можно было бы показать и героев той войны. Например, товарища Щорса, — сказал Сталин и со значением посмотрел на режиссера.

Довженко принялся оправдываться, что раз партия приказывает, то немедленно займется Щорсом, но Сталин его перебил с хитрым прищуром:

— Вы, товарищ Довженко, человек творческий, вольны делать что Вам душа велит. Партия тут Вас неволить не станет. Мало ли, что в газетах пишут о Ваших трудовых замыслах. Ну, если уж так настаиваете снимать про Щорса, если уж так Вам хочется именно про Щорса, то партия, конечно, препятствовать Вам не будет.

На прощание вождь крепко пожал режиссеру руку, похлопал по плечу и сказал:

— Вот дался вам этот Щорс, товарищ Довженко! Ну раз уж хотите о Щорсе, то снимайте, конечно!

Через неделю режиссер прислал Сталину готовый сценарий про легендарного малоросского героя Гражданской войны. Вождь дело в долгий ящик не забрасывал и сценарий вскоре вернулся Довженко с многочисленными пометками.

В 1939 году на экраны страны вышел отличный фильм, который так и назывался — »Щорс". А через два года, когда грянула Война, фильм о борьбе простых украинцев с германскими оккупантами получил и Сталинскую премию. Были награждены режиссер и артист Самойлов, исполнивший роль красного командира.

Мы сыны батрацкие,

Мы за новый мир,

Щорс идет под знаменем — Красный командир!

Так вот режиссеру пришлось «вернуть должок», хотя партия и «не настаивала на Щорсе». Что удивительно, вот такие «вынужденные» киноработы у советских творцов зачастую получались намного лучше, чем собственные попытки угадать о чем нужно снимать и что хорошо примет публика.

Оставить комментарий

Последние комментарии

fps_sv

+++++

ria_48

"....«вынужденные» киноработы у советских творцов зачастую получались намного лучше, чем собственные..." — золотые слова, проверенные временем.

reingold

Неудачно сказано «Революционные красноармейцы». А какие ещё могли быть. Это как «контреволюционные белогвардейцы», масло масляное.

ionov-vm-msc

Интересно!

erih_gimpel

Конечно, вынужденно получалось лучше, выхода то небыло. В те годы, от государственной награды до расстрела один шаг был, а за неугодное творчество и вовсе, казнь была гарантирована.

ua4chu

опять Сталин оказался прав.

podguzov

Примите во внимание круг проблем, которые пришлось решать Сталину, начиная с плана ГОЭЛРО в условиях троцкистского противодействия, а руководство ВСЕЙ страной в годы ВОВ… А теперь представьте круг жизненных проблем художественных писателей, сценаристов, которые реально решали, например, Жванецкий, Шендерович, Айтматов, Солженицин, Астафьев, Рязанов, Захаров… Это, как раз, то случай, когда перед претендентом на звание писателя кухонный стол, чистый лист бумаги, жажда денег, славы, под рукой бутылка водки, пару-тройку жен, несколько любовниц, вечный поиск темы, о чем бы написать, если сам ни в одном значительном событии не участвовал… Спинозу, Гегеля, Маркса и Ленина не изучили. Ума не хватило. Вот и пишут, что попало, от детективов до порнографии, или лгут, как Сванидзе. Перечитайте книги Астафьева. Найдите там признак, что нашествие фашистов пробудило в нём что-нибудь человеческое, а не от твари дрожащей за свой живот, замерзавший, даже, летом, вечно мечтавший о жратве и весь день хотевший спать.

mrachevskij

Хорощё отделался Довженко.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024