Празднование Пасхи в СССР

На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашеные яйца тут же выбрались из подполья…

Танцы, чучела, спектакли

Свободу антирелигиозной про­­­па­­ганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя не становилось непосильным и храм не закрывали.

«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».Празднование Пасхи в СССРИз многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.

«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».

Как разговлялись

В ­1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.

Празднование Пасхи в СССР

Карикатура «Каждому свое…» из книги «Евгений Шукаев. Карикатуры», 1965 год

К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.

Своя свадьба

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими.

«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».Празднование Пасхи в СССР

СМИ боролись с религией всеми доступными им методами

Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.

Сквозь болота

Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Петр Бондарчук.

«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».Празднование Пасхи в СССРПоскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:

«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: “Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…”»

В 40-е и после

Всплеск ре­­лигиозности случился во время войны, и, как ни странно, граждан почти не преследовали.

«Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратил­­ся к народу на церковный лад — “братья и сестры!”. А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали не­навязчиво занимать в пасхальные дни.

Празднование Пасхи в СССРСоветский антирелигиозный плакат

«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной Советам манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в преды­дущем».

Божья кара

Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.

В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашеных яиц — были проблемы.

«Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».

Празднование Пасхи в СССР

А Николай Лосенко рассказывает, что, забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания.

«Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.

Начеку

Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.

Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.

«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли “на список”, ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали на ковер и ставили на вид».Празднование Пасхи в СССРДружинники. Отлавливали верующих возле церквей

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости.

«Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и, как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.

«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».

Для галочки

Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные “контролеры” никого не карали, но играли роль до конца.

«Учителя вели беседы про “поповский мрак” чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».Празднование Пасхи в СССР

Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.

«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, “поколядовали”, потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой”, — делится Левицкий.Бывшему комсомольцу Анд­рею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху.

«Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так “разговеться” под церковью, что еле ноги волокли».

Оставить комментарий

Последние комментарии

menestrel63

Да! Такое было. Увы! Но сущность русского человека не может существовать без Веры. Мы всегда во что-то верили. До переворота 17 г. — в царя, в Бога. После в идеи коммунизма,(причём, беспартийные -тоже), а после 85 года — опять в Бога, ибо верить в корпачёффа уже было нельзя. Сегодня ходил святить кулич; если бы вы видели сколько родителей пришли с детьми!!! Да, чего я говорю- сами, небось, видели. Наша страна уже не во что не верит, кроме Бога, ибо больше верить некому((((((((

vladimirfedorov53

Было такое, что и говорить, но истинно верующие стойко переносили это. Ведь путь к БОГУ усыпан тернием, а не песочком.

kkasymkanova

Моя бабушка, несмотря ни на какие запреты, читала намаз и забирала меня с собой в мечеть. А мечеть представляла из себя маленькую комнатушку. И все релегиозные праздники бабушка отмечала и нас приобщала к этому священному делу. И никто меня не преследовал в Советах, а может и не знали. А я была той еще активисткой: и председатель совета дружины, и зам.секретаря комсомольской организации. Спасибо моей бабушке, что не дала погибнуть моей душе в этом мракобесие!

kulpinandrey

Это была борьба двух религий. Коммунисты, сами того не ведая, из марксизма- ленинизма стали создавать другую религию. Но марксизм это учение, общественная наука о развитии общества. И из науки создавать религию- огромная глупость, которая аукнулась в 90-х.

valery-uralets

В пасхальную ночь действительно всегда показывали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Квартет «АББА», группа «Boney M», балет телевидения ГДР «Фридрихштадтпалас» с полуголыми девицами, Демис Руссос для большей части советской молодежи были предпочтительнее крестного хода.

sergey_kolos

Братья и сестры! Христос воскрес!

polukarov48

Насколько я себя помню в нашей семье отмечали Пасху куличами и крашеными яйцами. Нравился этот сладкий праздник с запахом ванилина. Моя бабушка верила, но церковь не посещала, она говорила, что вера должна быть в душе. Мы мальчишками бегали в церковь чисто из любопытства посмотреть, как проходит служба. В школе за это не преследовали и никто не закладывал. Помните, в продаже были деревянные крашенные яйца синего, красного, зелёного, жёлтого цвета.

rest-kaiser

Так и надо было указать, начиная с заголовка: ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ В НЕКОТОРЫХ ОБЛАСТЯХ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ. При чём тут весь СССР? А на Ставрополье, например, проводились и крестные ходы по церковным праздникам, и детей крестили, и молодых венчали. Да и про Украину что-то уж больно мрачно. Со снятием Мыкыты (1964г.) вся борьба сошла на нет, осталась одна формальность. А в статье 1970-е описаны как 20-е. А нельзя было написать, например, о религии в Сибири? Или обязательно на материале ненавидящих нас нэзалэжных?

ionov-vm-msc

Похоже, что всё это написано про Украину. Это там, наверное, энтузиастов борьбы с религией при Хруще хватало. Как и сейчас. В России в 60-80-е годы никто особенно не высовывался, но никаких притеснений не помню. Ну, а в 90-е уверовали все :-), стыдно было смотреть.

vik08_1

Бред. Я родился в 1964 в Минске. На военном Александра Невского и Кафедеральном никто никого не преследовап и это 70 м80 года. Даже будучи в 77 в Несвиже мы с класом и класным руководителем были в храме икрестились. Родители говорили, что руководители ходят только не афишируют. И в Москве на территории Кремля есть храм куда ходят лидеры страны. И вовремя ВОВ Сталин церковь не притеснял, это холуи которые хотели выслужиться и гнобили свой народ этим занимались, потому что созидать не могли, только махать шашкой и громить. Теперь то же самое, мода пошла на Храм, а в груди пустота, только нажива.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024