Письмо активиста в ЦК о голоде в Поволжье

Во время Гражданской войны на территориях, контролируемых большевиками, свирепствовал голод. Засуха уничтожила значительную часть урожая, а то, что осталось, забрали у крестьян в рамках продразверстки. Несмотря на то, что советское правительство принимало гуманитарную помощь от зарубежных стран, за несколько лет от голода умерло около 5 миллионов человек.
В одном из своих писем в ЦК профсоюзных работников просвещения активист Синявский, который на местах работал с американской организацией, поставлявшей гуманитарную помощь, приводит пример жестокости голодающих: «В селе Заборовке ночью на огороде ловят ворующую картофель руководительницу детского сада и избивают. На утро выясняют, что у нее лежит больная мать и никакой еды».




Письмо месткома работников просвещения Синявского в ЦЕКПРОС Союза РАБИСПРОСА

Не ранее марта 1922 года

Мне нынешний год буквально не везет: прошлый пленум лежал воспалением легких — нарывы покрыли мое тело как раз к моменту моего отъезда. Доктора говорят — от нервного переутомления. О поездке в Москву мечтаю, хочется повидать, что делается с сытой Москвой, сравнить ее с голодной деревней. Жаль, только что упустил отдельный вагон, в котором мог бы ехать из пленума.

Работаю по голоду всю зиму в организации А. Р. А. Завязать какую-нибудь связь с отделами Губпроса голодающих губерний как Ваш уполномоченный по борьбе с голодом, правда, извещенный только из хроники журнала Цекпроса и не имеющий никакого мандата — мне не удалось, на мои запросы и письма почти не реагировали ответами.

Работа в районе непосредственного применения моих сил характеризуется так: Район примыкает с одной стороны к известному кошмарами Пугачевскому уезду, с другой стороны, до сего времени официально сытой Пензенской губернии. Урожай озимого и ярового был от 2−10 ч. Средний по волостям уезда. Работа компании началась с ноября помощью Американской Организации Помощи и до сего времени фактически работа только А. Р. А. если не считать очень ничтожную по запасам помощь УКОМ-ПОМГОЛА.

В самом начале работ выявилось две точки зрения: одна указывала на необходимость кормить одновременно весь уезд — другая настаивала кормить или наиболее голодные волости или волости по железной дороге с наименьшими транспортными затруднениями. Последнюю точку зрения защищали и представители американцев, но после значительного спора одержала верх первая точка зрения, и теперь мы видим, как это важно и как это важно и как это было своевременно и правильно. Дело в том, что нет в голодающем Поволжье местностей, где бы до самой осени не умирали отдельные семьи с голода и где бы до сего времени не нашлись люди, сумевшие прожить до урожая без посторонней помощи. Голодная смерть на глазах у других кандидатов и это создает панику, а трофею всякого организованного действия и общественности. Начинается бешенство со всеми его невероятными ужасами.

Для работы по голоду самое трудное создать организацию этой работы, подобрать людей и создать общую общественную энергию помощи этой работе и своей взаимопомощи, при опаздывании помощи все это делается почти невозможным. Общественные связи слишком скоро рвутся, семейные держатся дольше и те падают в моменты напряжения — люди начинают думать только о себе и о своем спасении и работа в среде, не имеющей никаких черт социальной среды делается невозможной. Этим я объясняю ужасы Пугачевского района-уезда, это нам говорит Городищенский уезд Пензенской губернии, о которой я буду говорить позже. И сравнительно сносное положение нашего Сызранского уезда, объясняемого только сравнительно ранней помощью и отсюда более спокойным перенесение им бедствий.

Необходимость быстрой организации требовала подбора волостных организационных центров. Ни одного голода не проходило еще при таком отсутствии пришлых работников. По голоду работают сами голодные. И в особенно сильно пострадавших волостях дело организации было чрезвычайно трудно. Союз работников просвещения сыграл значительную роль в работе А. Р. А. Директор и Заместитель Директора Комитета А. Р. А. представитель союза работников просвещения — из 10 инструкторов, 7 -работников просвещения. Но еще значительнее, хотя и незаметнее роль уездного учительства.

При спешной организации комитетов на местах важно было подобрать персонально так комитет, чтобы при общей общественной апатии, этот комитет не пошел по линии злоупотреблений столь легких в условиях кормления голодных. Незаметно, зачастую неактивные, изголодавшиеся работники просвещения сыграли свою роль: своим присутствием в комитетах люди чуждые, несколько иного склада привычек и жизни, чем рядовое крестьянство — они делали более трудным комитетскую оговоренность на жульничество и тем самым устраняли его, т. к. без этой оговоренности оно по самому ходу работ сколько-нибудь в широком масштабе было невозможно: большинство заведующих столовыми — также работники просвещения.

Уезд несомненно пережил страшную зиму. Смертность всю зиму была колоссальна, почти во всех волостях умирало по 1% населения. Смертность превышала рождаемость в 3,4 раза, а в городе даже в 7 раз. Самые тяжелые месяцы были март, апрель. В мае началась выдача кукурузы по 30 фунд. — месячный пай 100.000 пайков на уезд — значительная помощь. Появившаяся трава дала разнообразие сурагатов, поддержала скотину.

Потеря в скотине громадная. В 1920 году приходилось у нас в уезде в среднем на 1 двор 0,99 голов лошади, теперь на 3 двора -1 лошадь, козы — мало распространенные в уезде, сохранили свое количество, бараны и свиньи вывелись почти на нет. О коровах сведений не имею.

Все же, самое страшное сзади. Ели все. Трупы животных и людей. Фактически установлены человекоубийства и съедение (например, матерью Розбайкиной Тайдаково Усольской волости своей трехлетней дочери). Я не говорю о похлебке лошадиного помета, дубовой коре и т. д.

Из жизни работников просвещения несколько штрихов.

Июль 1921 года. В селе Заборовке ночью на огороде ловят, ворующую картофель руководительницу детского сада и избивают. На утро выясняют, что у нее лежит больная мать и никакой еды.

Декабрь 1921 года. В селе Жемжовке учительница Алтарева вышла на выполнение своей работы в качестве заведующей столовой, опухшей от голода.

Январь 1922 года. В Аскульской волости, в одной из наиболее голодающих, умирающей с голоду учительнице собирают кусками и спасают от смерти. То есть кто знает, что в нашей волости нищие уже давно не просят корочку, забыли просить картошечку и на последнюю просьбу кошечку отказывают, т. е. кто знает, что такое помощь и сочувствие в сплошь умирающем с голоду селе поймет, что это значит.

Март. Апогея тифа в городе, когда на три семьи одна болеющая поочередно выболевающая***. Громадный процент работников просвещения несет ту же участь. Отсюда обнищание, бедность, нищета. Нужно сказать, что, начиная с работы А. Р. А., наиболее нуждающиеся работники просвещения получают питание. Особенно значительна помощь с конца апреля, когда началась раздача кукурузы.

Жалование работники просвещения получили только за март, паек госнабжения тоже. Сеть учреждений Наробраза все время сокращается, работники просвещения остаются без работы. Особенно сильно сократительные тенденции коснулись до школьных учреждений и учреждений политпросвета.

Так же продолжают запаздывать деньги на губернии, так же не согласованы утвержденные штаты с присылаемыми ассигнованиями.

Местный бюджет в голодной местности налоги не могут дать значительный эффект. И все, что на «местный бюджет» находится под ударом смерти.

Впечатление от края, что он оправился в пятилетие несмотря даже на обильнейший урожай (если он будет) и народное просвещение в вчера умирающем и так туго оживающем крае едва ли выживет — во всяком случае, не выживет без помощи центра.

О себе скажу — работаю по голоду. Голод гипнотизирует и берет почти всё внимание. Веду записки — дневник, постепенно обрабатываю и, если Цекиспрос думать издавать материалы по голоду****, кое-что могу дать в редакцию. Кроме того, член Правления, заведующий Отделом организации просвещения, работой Комиссий местного учительства накоплен и методологический материал, издание которого, по-моему, имело бы смысл, как материал в какой-нибудь педагогический журнал, если это Вас интересует, — сообщите.

В заключение прошу Вас обратить внимание на восточные уезды Пензенской губернии. Голодаемость их вполне определена. Наша комиссия только что окончила обследование Городищенского уезда и дала кошмарные картины полного вымирания. Официально уезд не голодает. Ни откуда никакой помощи, даже семенной ссуды и его положение теперь особенно тяжело. О работниках просвещения сообщают тоже, как о находящихся в ужасающем положении. Есть села, где около 1/3 опухлых, где нет дома, где не было бы не встающего больного или непохороненного неделями трупа. Обратите внимание, пошумите. Мы через инстанции А. Р. А. достаточно звоним. Нужна туда срочная помощь учительству. В детских домах дети все с опухшими животами.

Пока всего лучшего, шлите ради Бога Ваши газеты и педагогические новинки издания Всерабопроса, хотя бы наложенным платежом.

Извиняюсь за написанное довольно сумбурное письмо.

С товарищеским приветом, Синявский.

По книге «В жерновах революции. Русская интеллигенция между белыми и красными в пореволюционные годы». Сборник документов и материалов. М., «Русская панорама». 2008.
« Как развлекались советские мужчины?
Герои Советского Союза: Олег Сергеевич Бычок »
  • +26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-2
Фейк какой-то.
-1
Ага
+10
Очередная довольно сомнительная статья. Очень похоже на утку.
+11
  • avatar
  • Akela
Особенно достоверен тот «факт», где написано, что: «За несколько лет, от голода умерло...» и так далее. Что интересно, все эти «писульки» были написаны одним человеком, причём из Турции. Прям как сейчас про Сирию, пишет один ушлёпок из Мелкобритании.
-4
… по документам — не помню точно (не поленитесь и найдёте) — от 11 до 15 млн. погибших от голода в Центральной России. Это были плоды садизма той власти… Для успокоения идиотов сходные цифры в % были достигнуты в Китае во время культурной революции (отсюда и началось восхождение древней страны ) и в КНДР во время неурожая около 15 лет назад.
0
не поленись и найди.