7 советских фантастических фильмов, которые стоит посмотреть!
Научная фантастика – особенный жанр для эпохи советского кино. Каким видели будущее режиссеры и сценаристы СССР? Сегодня мы расскажем о семи советских фильмах в этом жанре, которые нельзя пропустить ни одному любителю Sci-Fi.
Мечта о космосе заставила писателя Алексея Толстого задуматься: каким будет контакт с инопланетянами, когда мы встретим братьев по разуму из других миров? Будет это дружеская встреча или полномасштабный военный конфликт? Так появился на свет роман «Аэлита», по которому в 1924 году Яков Протазанов снял первый советский научно-фантастический фильм. Его даже называют первым в мире полнометражным фильмом о космическом путешествии.
Немая кинолента повествует об инженерах Лосе и Спиридонове, которые получают странный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…». Лось тут же воображает, что это сообщение с Марса, где живет прекрасная королева Аэлита. Инженер строит космический корабль, на котором добирается до Красной планеты. Там он вместе со случайно оказавшимися на «интерпланетонефе» товарищами пытается помочь рабочему классу Марса.
Крестным отцом «Звездных войн» назвал советского режиссера Павла Клушанцева сам Джордж Лукас. Поразительно, что на родите картины Клушанцева успехом не пользовались и воспринимались критиками более чем прохладно. Такая же судьба постигла и последний художественный фильм, снятый режиссером. «Планета бурь» по мотивам одноименной повести Александра Казанцева произвела настоящий фурор за рубежом, однако в СССР была встречена так же равнодушно, как и предыдущие его фильмы.
Картина рассказывает о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. Планета оказывается отнюдь не самым приятным местом: она населена животными, напоминающими динозавров, а местные вулканы и океан таят в себе угрозу жизни исследователей. Разумеется, советские космонавты при столкновении с опасностью проявляют себя с лучшей стороны и спасают товарищей за секунды до гибели.
Стоит отметить, что для 1962 года спецэффекты фильма потрясают воображение – Клушанцев лично придумал ряд приемов, которым мог позавидовать Голливуд. На зарубежный успех картины указывает тот факт, что в США были созданы целых два новых фильма на основе советского оригинала. Первый из них – «Путешествие на доисторическую планету» Роджера Кормана – содержал несколько дополнительных эпизодов с участием британских и американских актеров, но часть ленты осталась нетронутой. При этом о первоисточнике упомянуть «забыли», а вместо имен советских актеров в титрах значатся несуществующие Курты Бодены и Роберты Чанталы. Второй фильм получил название «Путешествие на планету доисторических женщин», где кадры из первого ремейка вырезали, заменив на сцены с полуголыми амазонками с Венеры.
Действие происходит в далеком будущем, в мире, где победил коммунизм и все люди живут, как братья. Космический корабль «Тантра», возвращаясь к Земле, случайно оказывается в ловушке железной звезды – его запасов топлива просто не хватило, чтобы преодолеть гравитацию. Командиру Эргу Ноору приходится посадить судно на планету. Там, к удивлению космонавтов, они обнаруживают пустой земной звездолет и огромный таинственный диск. Но это не все тайны черной планеты – на ней существуют враждебные формы жизни, которые уничтожили экипажи других звездолетов и едва не погубили «Тантру».
В это время на Земле знаменитый физик решает провести эксперимент по искривлению пространства, который бы позволил мгновенно путешествовать меж звездами, не тратя на перелет долгие десятилетия.
Фильм изначально назывался «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды», поэтому в конце ленты сюжет прерывается. Вторая часть, которая должна была закончить историю, так и не была снята по причине смерти режиссера Сергея Столярова в 1969 году.
В 1959 году вышел фильм «Небо зовет» Александра Козыря и Михаила Карюкова. До полета в космос первого человека оставалось еще два года, что, безусловно, дало создателям дополнительный простор для творчества: от них требовалось показать в первую очередь людей с их характерами, мыслями и чувствами, а не воссозданную до последнего миллиметра обшивку космического корабля.
Герои фильма, советские астронавты, ожидают отправки на Марс на орбитальной станции. Но за право первыми ступить на Красную планету борются еще и американцы. Ради этого они направляют свой корабль, «Тайфун», раньше назначенного срока, в результате чего тот терпит крушение. Российский космолет немедленно отправляется на помощь и спасает соперников. Однако теперь «Родине» не хватает топлива, чтобы добраться до Марса, и корабль вынужденно садится на астероид Икар.
Примечательно, что, как и в случае с «Планетой бурь», советским фильмом вдохновились американцы. В 1962 году они выпустили ленту «Битва за пределами Солнца». По сути, это то же «Небо зовет», только на 13 минут короче: были убраны моменты, которые сочли антиамериканской пропагандой. Чтобы не акцентировать внимание на противостоянии двух конкретных держав, показанном в оригинале, действие перенесено в будущее, где Земля, пережив атомную войну, разделилась на две части – «Север» и «Юг». В качестве небольшого нововведения в фильм добавили битву двух марсианских чудовищ.
«Мечте навстречу» – еще один советский фильм с марсианскими пейзажами. Как и все граждане Советского Союза, режиссеры истово верили, что уже совсем скоро Марс будет колонизирован, и воплощали в кино свое представление о том, как это будет и какая она – четвертая планета от Солнца.
Космический корабль с планеты Центурия терпит крушение неподалеку от Марса. С Земли на помощь пришельцам отправляется космолет «Океан» с радиоастрономом Таней Крыловой на борту. Но кораблю не хватает энергии, поэтому на Луне к «Океану» присоединяется вторая ракета с топливом. На ее борту – специалист по небесной механике Андрей Саенко, крайне важный для Тани человек.
Этот фильм 1947 года отличается от всех предыдущих. Он не столько научная фантастика, сколько истинно советская комедия и мелодрама, наполненная мечтами о светлом будущем.
Главный герой, режиссер Громов, решает снять фильм о руководителе Института Солнца Ирине Никитиной, которая занимается «укрощением и использованием» солнечной энергии. На ее роль приглашают начинающую актрису оперетты Веру Шатрову – благодаря ее поразительному сходству с громовской героиней. Оказалось, что похожи они не только внешне: как и героиня фильма, Вера постоянно попадает в самые невероятные ситуации и тоже находит свою любовь.
Еще один недооцененный современниками фильм. Критики находят в нем не только отсылки к роману «Солярис», но и общие мотивы со «Сталкером», который выйдет через 12 лет после премьеры «Таинственной стены».
В тайге обнаружена странная стена – двухкилометровый купол из тумана, который то появляется, то исчезает через равные промежутки времени. Каждый, кто смотрит на нее, видит картины из прошлого, и ученые намерены изучить это явление. Один из них, исследователь Ломов, уверен, что это посланник из другого мира, и до последнего пытается найти тому доказательства. В один момент таинственная стена открывается…
Это сообщение отредактировал nookie — 29.09.2015 — 20:48
«Аэлита», 1924 г.
Мечта о космосе заставила писателя Алексея Толстого задуматься: каким будет контакт с инопланетянами, когда мы встретим братьев по разуму из других миров? Будет это дружеская встреча или полномасштабный военный конфликт? Так появился на свет роман «Аэлита», по которому в 1924 году Яков Протазанов снял первый советский научно-фантастический фильм. Его даже называют первым в мире полнометражным фильмом о космическом путешествии.
Немая кинолента повествует об инженерах Лосе и Спиридонове, которые получают странный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…». Лось тут же воображает, что это сообщение с Марса, где живет прекрасная королева Аэлита. Инженер строит космический корабль, на котором добирается до Красной планеты. Там он вместе со случайно оказавшимися на «интерпланетонефе» товарищами пытается помочь рабочему классу Марса.
«Планета бурь», 1961 г.
Крестным отцом «Звездных войн» назвал советского режиссера Павла Клушанцева сам Джордж Лукас. Поразительно, что на родите картины Клушанцева успехом не пользовались и воспринимались критиками более чем прохладно. Такая же судьба постигла и последний художественный фильм, снятый режиссером. «Планета бурь» по мотивам одноименной повести Александра Казанцева произвела настоящий фурор за рубежом, однако в СССР была встречена так же равнодушно, как и предыдущие его фильмы.
Картина рассказывает о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. Планета оказывается отнюдь не самым приятным местом: она населена животными, напоминающими динозавров, а местные вулканы и океан таят в себе угрозу жизни исследователей. Разумеется, советские космонавты при столкновении с опасностью проявляют себя с лучшей стороны и спасают товарищей за секунды до гибели.
Стоит отметить, что для 1962 года спецэффекты фильма потрясают воображение – Клушанцев лично придумал ряд приемов, которым мог позавидовать Голливуд. На зарубежный успех картины указывает тот факт, что в США были созданы целых два новых фильма на основе советского оригинала. Первый из них – «Путешествие на доисторическую планету» Роджера Кормана – содержал несколько дополнительных эпизодов с участием британских и американских актеров, но часть ленты осталась нетронутой. При этом о первоисточнике упомянуть «забыли», а вместо имен советских актеров в титрах значатся несуществующие Курты Бодены и Роберты Чанталы. Второй фильм получил название «Путешествие на планету доисторических женщин», где кадры из первого ремейка вырезали, заменив на сцены с полуголыми амазонками с Венеры.
«Туманность Андромеды», 1967 г.
Действие происходит в далеком будущем, в мире, где победил коммунизм и все люди живут, как братья. Космический корабль «Тантра», возвращаясь к Земле, случайно оказывается в ловушке железной звезды – его запасов топлива просто не хватило, чтобы преодолеть гравитацию. Командиру Эргу Ноору приходится посадить судно на планету. Там, к удивлению космонавтов, они обнаруживают пустой земной звездолет и огромный таинственный диск. Но это не все тайны черной планеты – на ней существуют враждебные формы жизни, которые уничтожили экипажи других звездолетов и едва не погубили «Тантру».
В это время на Земле знаменитый физик решает провести эксперимент по искривлению пространства, который бы позволил мгновенно путешествовать меж звездами, не тратя на перелет долгие десятилетия.
Фильм изначально назывался «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды», поэтому в конце ленты сюжет прерывается. Вторая часть, которая должна была закончить историю, так и не была снята по причине смерти режиссера Сергея Столярова в 1969 году.
«Небо зовет», 1960 г.
В 1959 году вышел фильм «Небо зовет» Александра Козыря и Михаила Карюкова. До полета в космос первого человека оставалось еще два года, что, безусловно, дало создателям дополнительный простор для творчества: от них требовалось показать в первую очередь людей с их характерами, мыслями и чувствами, а не воссозданную до последнего миллиметра обшивку космического корабля.
Герои фильма, советские астронавты, ожидают отправки на Марс на орбитальной станции. Но за право первыми ступить на Красную планету борются еще и американцы. Ради этого они направляют свой корабль, «Тайфун», раньше назначенного срока, в результате чего тот терпит крушение. Российский космолет немедленно отправляется на помощь и спасает соперников. Однако теперь «Родине» не хватает топлива, чтобы добраться до Марса, и корабль вынужденно садится на астероид Икар.
Примечательно, что, как и в случае с «Планетой бурь», советским фильмом вдохновились американцы. В 1962 году они выпустили ленту «Битва за пределами Солнца». По сути, это то же «Небо зовет», только на 13 минут короче: были убраны моменты, которые сочли антиамериканской пропагандой. Чтобы не акцентировать внимание на противостоянии двух конкретных держав, показанном в оригинале, действие перенесено в будущее, где Земля, пережив атомную войну, разделилась на две части – «Север» и «Юг». В качестве небольшого нововведения в фильм добавили битву двух марсианских чудовищ.
«Мечте навстречу», 1963 г.
«Мечте навстречу» – еще один советский фильм с марсианскими пейзажами. Как и все граждане Советского Союза, режиссеры истово верили, что уже совсем скоро Марс будет колонизирован, и воплощали в кино свое представление о том, как это будет и какая она – четвертая планета от Солнца.
Космический корабль с планеты Центурия терпит крушение неподалеку от Марса. С Земли на помощь пришельцам отправляется космолет «Океан» с радиоастрономом Таней Крыловой на борту. Но кораблю не хватает энергии, поэтому на Луне к «Океану» присоединяется вторая ракета с топливом. На ее борту – специалист по небесной механике Андрей Саенко, крайне важный для Тани человек.
«Весна», 1947
Этот фильм 1947 года отличается от всех предыдущих. Он не столько научная фантастика, сколько истинно советская комедия и мелодрама, наполненная мечтами о светлом будущем.
Главный герой, режиссер Громов, решает снять фильм о руководителе Института Солнца Ирине Никитиной, которая занимается «укрощением и использованием» солнечной энергии. На ее роль приглашают начинающую актрису оперетты Веру Шатрову – благодаря ее поразительному сходству с громовской героиней. Оказалось, что похожи они не только внешне: как и героиня фильма, Вера постоянно попадает в самые невероятные ситуации и тоже находит свою любовь.
«Таинственная стена», 1967 г.
Еще один недооцененный современниками фильм. Критики находят в нем не только отсылки к роману «Солярис», но и общие мотивы со «Сталкером», который выйдет через 12 лет после премьеры «Таинственной стены».
В тайге обнаружена странная стена – двухкилометровый купол из тумана, который то появляется, то исчезает через равные промежутки времени. Каждый, кто смотрит на нее, видит картины из прошлого, и ученые намерены изучить это явление. Один из них, исследователь Ломов, уверен, что это посланник из другого мира, и до последнего пытается найти тому доказательства. В один момент таинственная стена открывается…
Это сообщение отредактировал nookie — 29.09.2015 — 20:48
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
А где фильмы «Тайна двух океанов», «Гиперболоид инженера Гарина», «Человек амфибия»???!!! И это еще не все!!!
- ↓
0
«Планету бурь» помню довольно хорошо и иногда просто без причины вспоминаю. Не зря раз 10 смотрел, как и «Человека амфибию». Сильные фильмы!
- ↓
+2
Хотел написать тарковский нефиг цепляться за слова как бутто сам не ошибается странник из космоса
- ↓
+14
На «Отроки во вселенной», «Москва-Кассиопея», «Через тернии к звёздам» мы бегали неоднократно, благо билет стоил 10 копеек.
- ↓
+5
Только хотел посоветовать смотреть именно их. Вот это действительно замечательные фильмы!
- ↑
- ↓
0
А Солярис Ходорковского то же фантастика о ремни слова как-то однобоко представлино
- ↓
+6
Бедный Ходорковский. И здесь приплели...))
- ↑
- ↓
0
Ну у кого что в голове сидит. Тараканы- они разные бывают.
- ↑
- ↓
+3
ТАРКОВСКОГО!!!.. Человече!
- ↑
- ↓
-14
«Планета бурь» по мотивам одноименной повести Александра Казанцева произвела настоящий фурор за рубежом, однако в СССР была встречена так же равнодушно, как и предыдущие его фильмы.
Ну конечно! А что они хотели? Что здесь в комментариях (многие), что тогда — у телевизоров — сидели одни и те же краснолицые совки. И очень не хотели видеть себя в дружбе с пиндостаном.
- ↓
0
PS. Не вы виноваты в своих заблуждениях.
- ↑
- ↓
0
Вы, молодой человек, очень ОШИБАЕТЕСЬ, а потому я вас не заминусую!
- ↑
- ↓
+4
Хрень несём, молодой человек. В то время отношение к штатам было очень неплохое.
- ↑
- ↓
+2
Несмотря на «холодную войну»… ;)
- ↑
- ↓
+7
часть видел, надо посмотреть те, что не видел
- ↓
+7
Фильм Весна когда-то бы очень популярен. Я и сейчас смотрю его, когда изредка показывают. Хотя кажется наивным, но все равно добрый. А какие артисты!!! Орлова, Черкасов, Плятт, Сорокин.
- ↓
+2
Да, «Планета бурь» — великая картина! Произвела на меня в детстве огромное впечатление. Только ткометаторы не обратили внимание, что в названии фигурирует число «семь». В какой-то степни благодаря «Планете...» я стал почитателм фантастики по сю пору.
- ↓
+15
Здесь не упомянут еще один прекрасный приключенческо-фантастический фильм «Тайна двух океанов», который мы, мальчишки, смотрели не по одному разу, затаив дыхание и забыв обо всем на свете
- ↓