Наши любимые актеры: Евгений Урбанский

Евгений Урбанский… Это имя талантливого и обаятельного актёра волновало сердца и души не одного поколения советских женщин.
Творческая карьера этого артиста была короткой но очень яркой.


Его отец, Яков Самойлович Урбанский, был видным партийным работником, которого в середине 30-х годов направили в Узбекистан на должность второго секретаря республиканского ЦК ВКП(б). Однако на этом посту отец проработал недолго: в 1937 году его арестовали как «врага народа» и отправили в лагерь под Воркутой, а жену с детьми выслали в Алма-Ату, где Евгений пошёл в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году отцу снизили срок лагерей и отправили на шахту в Инту, Коми АССР, и туда же переехала вся семья. Там Женя и окончил среднюю школу.
В 1950 году Женя поступил в Московский дорожный институт, оттуда перевёлся в Горный институт, в котором неожиданно для себя стал участником самодеятельности и впервые задумался об актёрской карьере. Эти мысли привели его в Школу-студию МХАТ на прослушивание. Несмотря на волнение, которое Урбанский тогда испытывал, он был настолько убедителен и азартен, что педагоги, слушавшие его, оказались им очарованы. «Вам обязательно надо поступать на актёрский!» — посоветовали они Урбанскому. В 1952 году Женя явился на экзамены в ту же Школу-студию, прекрасно прочитал несколько стихотворений Маяковского и был принят на курс народного артиста СССР Топоркова.
По словам очевидцев, первые два года учёбы талант Урбанского был почти незаметен. Его однокурсник Олег Табаков вспоминал: «Женя был похож на шахтёра, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый». Наверное, потому, что в то несытое время Урбанский почти год ходил в студию в горняцком кителе, который он получил ещё будучи студентом горного института.
Анализируя творческую карьеру, можно сказать: Урбанский сделал себя сам. Узнав в 1956 году, что на «Мосфильме» режиссёр Юлий Райзман приступил к съёмкам фильма «Коммунист», он явился на киностудию и предложил себя на главную роль. Супруга Урбанского Дзидра Ритенбергс вспоминала: «В фильме он сыграл своего отца. Он часто повторял: «Мой отец был настоящим коммунистом и, как многие тогда, верил всему, что говорили от имени партии».


Кстати, когда прислали документ о реабилитации, Женя решил как можно скорее сообщить об этом отцу. Схватил конверт с бумагами и бросился на лесоповал, где тот работал. Выбиваясь из сил, пробежал несколько километров до делянки, протянул отцу конверт. Тот хмуро прочитал, махнул рукой: «А пошли они все на ...!» — и дальше лес рубить...».
Фильм «Коммунист» на фестивалях в Венеции (1958) и Киеве получил призы. Кроме того, в 1959 году лента была названа в числе трёх лучших фильмов года по опросу читателей журнала «Советский экран». Легенда гласит, что в те годы впервые советскому артисту пришло приглашение в Голливуд. Но в течение двух лет Урбанский набирался актёрского опыта на театральной сцене, играя в месяц по 22-25 спектаклей. И только в середине 1958 года он, наконец, вспомнил о кино, согласившись на роль в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате». Он сыграл безымянного инвалида, которого герой фильма Алёша Скворцов случайно встречает на вокзале (эпизод снимался в Ярославле). Фильм имел огромный успех.
Между тем, вскоре после съёмок фильма в судьбе Урбанского произошло важное событие — он встретил женщину, которая вскоре стала его женой. Это была Дзидра Ритенбергс (1928-2003). В ту пору ей было 30 лет, она была уроженкой латышского города Лиепаи. Слава пришла к ней в 1957 году после того, как она сыграла роль горьковской Мальвы в фильме с одноимённым названием. А Урбанский чуть раньше съёмок в фильме «Баллада о солдате» начал работу над своей второй крупной ролью в кино. Это была картина Михаила Калатозова «Неотправленное письмо», в котором у Урбанского была роль таёжного проводника Сергея.
В 1960 году Урбанский согласился сняться во второй раз у режиссёра Григория Чухрая, которого уважал и любил. В отличие от «Баллады о солдате», где у Урбанского был короткий эпизод, в новом фильме Чухрая «Чистое небо» ему досталась главная роль — Героя Советского Союза, лётчика Алексея Астахова. Фильм собрал много призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско. По опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом года.


Удачно складывалась и театральная судьба Урбанского. За восемь лет работы в Театре имени Станиславского он сыграл на его сцене 14 ролей. В 1962 году Урбанский получил звание заслуженного артиста РСФСР. В том же году он снялся в фильме режиссёра Василия Ордынского «Большая руда», в котором актёру досталась главная роль — Пронякина. Эта малоудачная роль оказалась последней в творческой судьбе талантливого актёра.
В 1965 году режиссёр Алексей Салтыков предложил Урбанскому сыграть в своём новом фильме «Директор» главную роль — директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачёв. Съёмки картины должны были проходить как в Москве, так и в пустыне Каракумы под Бухарой (там снимались кадры автопробега). В начале ноября 1965 года участники группы вылетели в Узбекистан. Утром 5 ноября должны были начаться съёмки. Все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублёр-спортсмен.
Съёмочная площадка была в сорока километрах от Бухары. В тот роковой день снимали проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом не было ничего, но Урбанскому предложили, чтобы снимался дублёр. Женя подошёл к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошёл нормально. Но второй режиссёр Николай Москаленко, который вёл в этот день съёмку, предложил сделать ещё один дубль… Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и ударилась передними колесами о песок. Со множественными переломами Урбанского доставили в больницу в Бухару, где через 45 минут он скончался. Последними его словами были: «Боже, как больно…».
Урбанскому было всего 33 года. Он так и не смог увидеть дочь, которая родилась в начале 1966 года через несколько месяцев после его гибели (в честь отца её назвали Евгенией). Вспыхнув яркой звездой, он так и остался в памяти современников молодым и красивым мужчиной, принявшим смерть, достойную его экранных героев. А лучше всего сказал о погибшем актёре поэт Роберт Рождественский: «Он умер, как жил: целиком отдав себя делу, во имя которого смеялся и плакал, шептал и кричал, любил и ненавидел. Он не мог, не умел экономить, играть вполсилы. Он привык жить на сцене и на экране. Жить, а не существовать!"
В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссёра Екатерины Сташевской-Народицкой «Евгений Урбанский».

« Как советские люди гаджеты покупали
Как в СССР провожали призывников в армию »
  • +130

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+8
Отличный актёр. Запоминающиеся роли.
+13
" Коммунист" потрясающий фильм и по содержанию и по патриотичности…
+2
Этот фильм «запризован». К сожалению, я думаю, что в наше время его бы не смогли представить. Впрочем, он и не мог бы быть снят. Если и есть актеры такого масштаба, то они — «не рыночны», а значит не востребованы
+8
  • avatar
  • kv127
Его звезда просто светит. Всегда.
+10
Великий актёр! Поэтому и помним.
+14
В фильме «Чистое небо» сыграл просто бесподобно. Как и жаль, что ушел таким молодым.
+17
То как он рубил лес в фильме «Коммунист» запомнилось на всю жизнь. Сколько не успел сказать! Только начал понимать профессию и жизнь!
+17
Таких Актеров единицы! Вечная Память!